Напоминание

"Сказка - ложь, да в ней намек..."

Автор: Макарова Анфиса Иннокентьевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Мичил"

Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Нюрбинский улус, с. Малыкай

Наименование материала: статья

Тема: "Сказка - ложь, да в ней намек..."

Описание:

права ребенка посредством сказок для детей дошкольного возраста. (ознакомление с конвенцией о правах ребенка)

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3130

Опубликовано 28.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Сказка – ложь, да в ней намек…».
"Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа" - писал о сказке К. Д. Ушинский.
«
Сказка – ложь, да в ней намек…
» -
На что? На этот вопрос невозможно ответить, оставаясь в рамках рационального мышления взрослого. Но все мы видим, как воспринимают волшебную сказку дети: молча и завороженно, не обсуждая и не критикуя. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. И если мы разовьём в ребёнке чуткость, доброту, душевную щедрость, то можно надеяться, что ребёнок не будет нести в мир зло, жестокость и насилие.
Актуальность:
Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка сохранив тем самым генофонд науки? Для нашего общества существует не день и не год защиты детей, а время работы над спасением поколения.
Цель:
определить педагогические условия формирования представления о правах ребенка с помощью сказок.
Объект:
процесс формирования представления о правах ребенка с помощью сказок.
Предмет:
педагогические условия формирования представления о правах ребенка с помощью сказок.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что формирование преставления о правах ребенка с помощью сказок у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при условии, если тщательно продумать содержание занятий и методов работы, стимулировать развитие творческих способностей детей, провести индивидуальную работу с детьми, у которых наблюдаются личностные нарушения и привлечь родителей.
Новизна и теоретическая значимость:
обоснованы педагогические условия формирования представления о правах ребенка у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость:
полученные результаты дадут возможность воспитателям и родителям с интересом и ненавязчиво проводить беседы и занятия по формированию представления о правах ребенка. Именно в дошкольном возрасте, когда слагается отношение ребенка к людям, культуре, природе, религии своего и других народов, мы должны воспитывать у ребенка чувство собственного достоинства, формировать способность сопротивляться жестокости, пошлости, уметь отстаивать свои права, а в этом нам главными помощниками и путеводителями могут стать волшебные сказки. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Так, прочитав какую-нибудь сказку, мы всегда подробно разбираем все свойства сказки, ее педагогические, психологические и медитативные возможности. И суть всех этих рассуждений заключается в одном: без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где могут сбыться его мечты. Сказка раздвигает границы индивидуального опыта ребенка, вызывает у ребенка напряженное внимание к событиям, чудесам, описываемым в них, оказывает сильное эмоциональное воздействие. Слушая и разбирая, таким образом, сказку, ребенок по — своему представляет героев, учится видеть добро и зло, делать выводы. А значит, развивается образное и абстрактное мышление, формируется способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности ребенка. Рассмотрев значение сказки, фантазии в жизни ребенка, необходимо более подробно остановиться на рассмотрении возможностей метода и способов работы со сказкой, а также на теоретическом обосновании метода. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот, или иной поступок героя, дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж плохой, а этот хороший. И малыш узнает, что «Кощей» обязательно будет побежден и наказан, и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем, и он сделает что-то доброе. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь: одновременно они делают возможными глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия. Сначала идет знакомство детей с русскими народными сказками на занятиях и вне занятия, так мы постепенно вспоминаем уже знакомые нам сказки. Затем, уже в ходе рассуждений, обсуждений проходит формирование понятия о правах человека. Что проводится путем погружения в различные ситуации сказок. Например, сказки: - «Красная Шапочка» (право на неприкосновенность); - «Заюшкина избушка» (право на неприкосновенность жилища); - «Мороз Иванович» (право каждого на равную оплату за равный труд); -«Гадкий утенок» (право иметь равные права независимо от своего происхождения) - «Приключение Буратино» (право на бесплатное образование). В обсуждении сказок стараемся никого не оставлять без внимания, чтобы все дети принимали участие, помогая детям на эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Проведен цикл мероприятий, в которых можно было проследить эффективность проделанной работы. Чтобы узнать представление детей о правах ребенка, создан иллюстративный материал со сказочными персонажами, по которым дети рассказывают сюжет сказок, какие права персонажей нарушены, с интересом слушают выступления своих товарищей, с большой увлеченностью отвечали на вопросы. Затем детям дается задание нарисовать иллюстрации и статьям Декларации (Знакомство с декларацией происходит в форме занятия-беседы-игры) Итогом нашей совместной с воспитанниками «сказочной» деятельности стал , что воспитанник Васильеву Касьяну успешно выступил на окружном и районном НПК с докладом: «Изучаю права ребенка с помощью сказок» и занял призовые места. Заключительным, закрепительным этапом мини-проекта «Права ребенка посредством сказок» стала поставка театрализованного представления. В конце проделанной работы, мы надеемся, что у детей сложилось представление о Международном документе, о правах ребенка. Таким образом, использование сказок в нравственном воспитании, начиная с дошкольного возраста, дают основу правильного становления Личности ребенка. Одновременно сказки делают возможным глубокое проникновение во внутренний мир
ребенка, с учетом которой, сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для действия. Необходим поиск новых подходов к гражданскому воспитанию детей. А сказка учит жить. Иначе, зачем бы наши предки тратили время на них, отнимая детское внимание. С не меньшим удовольствием и волнением в мир волшебства и чудес погружаются и взрослые. Сказка в увлекательной форме и доступными словами показывает окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, к чему приводит тот или иной поступок. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненной ситуации без ущерба для собственной жизни, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Еще с древних времен человечество понимает, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приучили…»




Яндекс.Метрика