«Сказка – ложь, да в ней намек…».
"Это первые и блестящие попытки народной педагогики,
и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться
в этом случае с педагогическим гением народа"
- писал о сказке К. Д. Ушинский.
« Сказка – ложь, да в ней намек…
» -
На что? На этот вопрос невозможно ответить,
оставаясь в рамках рационального мышления взрослого. Но все мы видим, как
воспринимают волшебную сказку дети: молча и завороженно, не обсуждая и не критикуя.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное
восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит
напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается,
определяя свои симпатии.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение
знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. И если мы
разовьём в ребёнке чуткость, доброту, душевную щедрость, то можно надеяться, что
ребёнок не будет нести в мир зло, жестокость и насилие.
Актуальность:
Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне
зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят
перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка сохранив тем самым
генофонд науки? Для нашего общества существует не день и не год защиты детей, а время
работы над спасением поколения.
Цель: определить педагогические условия формирования представления о правах ребенка
с помощью сказок.
Объект:
процесс формирования представления о правах ребенка с помощью сказок.
Предмет:
педагогические условия формирования представления о правах ребенка с
помощью сказок.
Гипотеза: Мы предполагаем, что формирование преставления о правах ребенка с
помощью сказок у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при условии,
если тщательно продумать содержание занятий и методов работы, стимулировать развитие
творческих способностей детей, провести индивидуальную работу с детьми, у которых
наблюдаются личностные нарушения и привлечь родителей.
Новизна и теоретическая значимость:
обоснованы
педагогические условия
формирования представления о правах ребенка у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: полученные результаты дадут возможность воспитателям и
родителям с интересом и ненавязчиво проводить беседы и занятия по формированию
представления о правах ребенка.
Именно в дошкольном возрасте, когда слагается отношение ребенка к людям, культуре,
природе, религии своего и других народов, мы должны воспитывать у ребенка чувство
собственного достоинства, формировать способность сопротивляться жестокости,
пошлости, уметь отстаивать свои права, а в этом нам главными помощниками и
путеводителями могут стать волшебные сказки. Сказка показывает жизнь человека в
обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного
поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных
героев, поведение которых значимо для ребенка.
Так, прочитав какую-нибудь сказку, мы всегда подробно разбираем все свойства сказки, ее
педагогические, психологические и медитативные возможности. И суть всех этих
рассуждений заключается в одном: без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной
страны, где могут сбыться его мечты. Сказка раздвигает границы индивидуального опыта
ребенка, вызывает у ребенка напряженное внимание к событиям, чудесам, описываемым в
них, оказывает сильное эмоциональное воздействие. Слушая и разбирая, таким образом,
сказку, ребенок по — своему представляет героев, учится видеть добро и зло, делать
выводы. А значит, развивается образное и абстрактное мышление, формируется
способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал
личности ребенка.
Рассмотрев значение сказки, фантазии в жизни ребенка, необходимо более подробно
остановиться на рассмотрении возможностей метода и способов работы со сказкой, а
также на теоретическом обосновании метода.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать
окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к
чему приводит тот, или иной поступок героя, дает возможность примерить на себя и
пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж плохой, а этот
хороший. И малыш узнает, что «Кощей» обязательно будет побежден и наказан, и добро
победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет
поверить в то, что в будущем, и он сделает что-то доброе. Сказки позволяют ребенку уйти
от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную
встряску.
Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь:
одновременно они делают возможными глубокое проникновение во внутреннюю жизнь
фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и
благодаря этому доступным для воздействия.
Сначала идет знакомство детей с русскими народными сказками на занятиях и вне
занятия, так мы постепенно вспоминаем уже знакомые нам сказки.
Затем, уже в ходе рассуждений, обсуждений проходит формирование понятия о правах
человека. Что проводится путем погружения в различные ситуации сказок. Например,
сказки:
- «Красная Шапочка» (право на неприкосновенность);
- «Заюшкина избушка» (право на неприкосновенность жилища);
- «Мороз Иванович» (право каждого на равную оплату за равный труд);
-«Гадкий утенок» (право иметь равные права независимо от своего происхождения)
- «Приключение Буратино» (право на бесплатное образование).
В обсуждении сказок стараемся никого не оставлять без внимания, чтобы все дети
принимали участие, помогая детям на эмоциональном уровне осознать, что такое
«хорошо» и что такое «плохо».
Проведен цикл мероприятий, в которых можно было проследить эффективность
проделанной работы. Чтобы узнать представление детей о правах ребенка, создан
иллюстративный материал со сказочными персонажами, по которым дети рассказывают
сюжет сказок, какие права персонажей нарушены, с интересом слушают выступления
своих товарищей, с большой увлеченностью отвечали на вопросы. Затем детям дается
задание нарисовать иллюстрации и статьям Декларации (Знакомство с декларацией
происходит в форме занятия-беседы-игры)
Итогом нашей совместной с воспитанниками «сказочной» деятельности стал , что
воспитанник Васильеву Касьяну успешно выступил на окружном и районном НПК с
докладом: «Изучаю права ребенка с помощью сказок» и занял призовые места.
Заключительным, закрепительным этапом мини-проекта «Права ребенка посредством
сказок» стала поставка театрализованного представления.
В конце проделанной работы, мы надеемся, что у детей сложилось представление о
Международном документе, о правах ребенка.
Таким образом, использование сказок в нравственном воспитании, начиная с
дошкольного возраста, дают основу правильного становления Личности ребенка.
Одновременно сказки делают возможным глубокое проникновение во внутренний мир
ребенка, с учетом которой, сознательное поведение становится более понятным и
благодаря этому доступным для действия.
Необходим поиск новых подходов к гражданскому воспитанию детей.
А сказка учит жить. Иначе, зачем бы наши предки тратили время на них, отнимая
детское внимание. С не меньшим удовольствием и волнением в мир волшебства и чудес
погружаются и взрослые.
Сказка в увлекательной форме и доступными словами показывает окружающую
жизнь, людей, их поступки и судьбы, к чему приводит тот или иной поступок. Это
уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненной ситуации без ущерба для
собственной жизни, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами
воспитательно-образовательной работы с детьми. Еще с древних времен человечество
понимает, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в
своих трудах проблему защиты детей. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за
тех, кого приучили…»