Напоминание

"Использование компьютерных технологий в процессе активизации речевой деятельности детей с речевыми нарушениями."

Автор: Спицына Галина Анатольевна

Должность: учитель - логопед

Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 "Белочка"

Населённый пункт: город Лангепас

Наименование материала: статья

Тема: "Использование компьютерных технологий в процессе активизации речевой деятельности детей с речевыми нарушениями."

Описание:

В статье рассказывается о видах работы с детьми с речевыми нарушениями с использованием компьютеров,развитие связного высказывания с использованием картинно-графического плана

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3166

Опубликовано 02.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Использование компьютерных технологий в процессе активизации речевой деятельности детей с речевыми нарушениями. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР) руководствуюсь принципами Выгодского Л.С – опора на сохранные анализаторы, необходимость нахождения обходных путей. Дети – логопаты, как правило, имеют стойкие нарушения фонематического слуха, звукопроизношение осложнено дизартрическим компонентом, т.е. артикулемы многих звуков нарушены, а формирование правильного звукопроизношения требует упорных и длительных тренировок. Нарушение фонематического слуха приводит к тому, что дети не различают звуки в потоке речи, а следовательно не «узнают» слова, не понимают смысл сказанного. Самые «вредные» последствия этого нарушения - это трудности в школьном обучении, т.к. дети делают стойкие многочисленные ошибки в чтении и письме. Есть такое выражение – «кабы знал, где упасть, так бы соломки подостлал». Своей работой учителя-логопеда пытаюсь подстелить соломки моим воспитанникам, имеющим тяжелые речевые нарушения. Основные проблемы, с которыми чаще сталкиваются дети-логопаты это: трудности формирования правильного звукопроизношения, нарушения фонематического слуха, развитие связной речи. Используя традиционные методы коррекционного воздействия, пришла к выводу, что этого недостаточно. Я стала проводить занятия по технологии АМО, активно использовать мультимедийные средства. Больше всего опиралась на возможности зрительного анализатора и на двигательную активность детей. Маленьким детям нравится играть, смотреть мультики, двигать картинки или игрушки. Для того, чтобы детям было интересно много раз выполнять так нужные им артикуляционные упражнения я использую ролики Татьяны Лазаревой, которые можно найти в интернете. Каждое упражнение - это маленькая игра для язычка, которая сопровождается небольшим стихотворением по теме. Эта форма работы понравилась детям и их родителям и давала хорошие результаты. Такой интерес воспитанников подтолкнул меня к использованию ИКТ в большем объеме. Работу начала с создания презентаций к каждой лексической теме, которую мы изучали. Например, изучая тему «Почта», подготовила презентацию, которая не только закрепляет знания детей, но и
знакомит с новыми словами. Презентация составлена как иллюстрированный рассказ, который читает взрослый. Повторно просматривая презентацию, ребенок рассказывает о почте самостоятельно, что очень важно для развития связной речи. Для составления рассказа цепной организации была подготовлена презентация «Зина и зяблик», которую можно использовать на интерактивной доске. Дети имеют возможность выбрать нужные картинки, поставить их в нужную ячейку и по подготовленному плану пересказать рассказ. Такой способ активной работы помогает детям программировать связное высказывание. В нашем детском саду есть компьютерный класс, что дает возможность каждому ребенку работать в своем темпе, например при составлении картинно-графического плана на ПК. Все презентации помещаю на флеш- карты воспитанников, поэтому дети имеют возможность дома вместе с родителями повторить изученный материал. Самая сложная задача, которая стояла передо мной, как логопедом, компенсировать нарушения фонематического слуха у детей и научить их выполнять звуковой анализ. Строя занятия по технологии АМО я научила детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, познакомила их с пространством слова –дети определяют, что у слова, как у поезда, есть начало, середина, конец; что звуки в слове, как вагончики в поезде идут друг за другом по-порядку. Полученные знания мы закрепляем в играх- презентациях. Для выполнения звукового анализа создала шаблоны в программе РР. Работать в шаблоне надо не включая команду «показ слайдов», что позволяет интерактивно выполнять задания. Дети самостоятельно называют слова, определяют звуки, подбирают цвет фишки, заполняют схему и сохраняют задание. Так как задания хранятся на персональной флеш-карте, всегда есть возможность проверить правильность выполнения задания. Предлагаю несколько вариантов шаблонов–слов, что дает детям возможность выбрать для тренировки понравившееся слово. На групповых занятиях активно используем интерактивную доску. Один ребенок выполняет задание у доски, а остальные на своих ПК, все имеют возможность проверить правильность работы. Для закрепления темы «Дифференциация звуков» мною были подготовлены игры для интерактивной доски, которые дают возможность детям многократно проговаривать слова с определенные фонемами и «рассортировывать» эти слова-картинки, например игра «Наряди елочку». Активно работая с маленькими детьми на ПК, обучаю этим видам работ и их родителей. Для них были организованы мастер-классы по использованию презентаций в развитии связной речи, выполнении звукового анализа. В настоящее время для работы с родителями
в логопедической группе использую возможности персонального сайта «Город правильной речи». На сайте еженедельно выкладываю домашние задания (текст+презентация). Эта форма работы очень удобна родителям, дети которых часто болеют или выезжают в другой город на лечение. Родители находятся в курсе того, что мы изучаем, имеют возможность задать вопросы и получить ответ по электронной почте.





Яндекс.Метрика