Напоминание

"Художники города Красноярска и Красноярского края"

Автор: Мамаева Валентина Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ № 313

Населённый пункт: г.Красноярск

Наименование материала: Рабочая программа

Тема: "Художники города Красноярска и Красноярского края"

Описание:

Рабочая программа, позволит воспитателям дошкольных образовательных организаций осуществлять приоритетной направление детельности с интересом для детей

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3172

Опубликовано 03.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ХУДОЖНИКИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» (возрастная группа 4-5 лет) г. Красноярск, 2016г.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 2
Содержание
1
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цели и задачи 3 1.3 Принципы и подходы 4 1.4. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. 5 1.5 Возрастные особенности детей 4-5 лет 5 1.6. Планируемые результаты освоения Программы 7
2.

Содержательный раздел
2.1. Учебный план образовательной деятельности на учебный год 8 2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (совместная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьей; способы; методы и приемы; средства) 8 2.3. Взаимодействие с семьей, социумом. 9 2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 10 2.5. Перспективное планирование на учебный год 12
3.

Организационный раздел
3.1. Программно-методическое обеспечение программы 17 3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды 18
4.

Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация рабочей Программы 20 4.2. Приложения 21
1. Целевой раздел.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 3
1.1 Пояснительная записка
Дети 4-5 лет в Организации осваивают содержание рабочей программы по ознакомлению с художниками города Красноярска и Красноярского края. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.
1.2. Цели и задачи

Цель:
 разработать систему работы по приобщению детей к художественному искусству, способствовать формированию духовного мира, усвоению социального опыта;  создавать условия, побуждающие к гармонии и красоте во взаимоотношениях с людьми, окружающим миром, способствовать художественному вкусу через знакомство с творчеством красноярских художников
.

Задачи:
 Разработать план мероприятий, направленных на формирование представлений детей о художественном наследии Красноярского края.  Формировать представления детей о малой Родине, о социо-культурных ценностях соотечественников, посредством знакомства с творчеством красноярских художников.  Развивать предпосылки понимания произведений искусства, мира природы через картины художников – соотечественников.  Развивать познавательную и творческую активность детей на основе местного краеведческого материала.  Познакомить детей с творчеством В. И. Сурикова, учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и др.).  Познакомить детей с творчеством современных красноярских художников: В. Мешкова, В. Кудринского, А. Поздеева, донести до детей устремление художников отразить красоту, гармонию окружающего мира.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 4  Обеспечить участие семьи в воспитательном направлении развития интереса к художественному искусству, истории города.  Создать культурно-эстетическую среду в ДОУ, в которой ребенок выступает, как зритель, исследователь, активный участник, созидатель, творец.
1.3 Принципы и подхо
ды 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. 10) принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой образовательных областей; 11) комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. 12) принцип историзма. 13) принцип наглядности. В основе реализации Программы лежат подходы: 1.
Культурно-исторический подход
- определяет развитие ребенка как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л. С. Выготский)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 5 2.
Личностный подход -
исходит из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие (по Л. С. Выготскому, А. Н. Леонтьеву, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконину, А. В. Запорожцу). 3.
Деятельностный подход
рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования (по А. Н. Леонтьеву, Д. Б. Эльконину, А. В. Запорожцу, В. В. Давыдову).
1.4. Значимые для разработки и реализации рабочей программы

характеристики, в том числе характеристики особенностей

развития детей раннего и дошкольного возраста.
Территориальное расположение Организации находит свое отражение не только в климатических особенностях, но также и в планировании и организации образовательной деятельности. В городе и Красноярском крае расположено большое количество музее, галерей, школьных музеев, позволяющих наиболее интересно и подробно знакомить детей с творчеством художников города и Красноярского края. Расположение рядом с Организацией домов детского творчества позволяет проводить персональные выставки обучающихся художественно направленности, проводить и принимать участие в мастер-классах.
1.5 Возрастные особенности детей 4-5 лет
Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 6 В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д. Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни. Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. 4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 7 получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности. Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 8
1.6. Планируемые результаты освоения рабочей

Программы.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного

образования:
 ребёнок проявляет интерес к культурно - историческим особенностям города Красноярска и Красноярского края.  ребенок знает четырех художников Красноярского края и названием наиболее известных их работ.  ребенок проявляет интерес к художественному творчеству, владеет навыками нетрадиционного рисования с использованием материалов взрослых художников.  ребенок выражает свое отношение к картинам художников.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 9
2. Содержательный раздел

2.1 Учебный план образовательной деятельности.
Т №
Направление

развития

Количество

часов в

месяц

Количество

часов в год

Количество

часов с

социумом (в

год)
1 Социально- коммуникативное развитие 1ч 20 мин 16ч 2ч 2 Познавательное развитие 1ч 20 мин 16ч 2ч 3 Речевое развитие 2ч 40мин 32ч 4ч 20 мин 4 Художественно- эстетическое развитие 3ч20мин 40ч 3ч40мин 5 Физическое развитие 40мин 8ч -
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы в

группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации

программы (совместная деятельность, самостоятельная деятельность,

взаимодействие с семьей; способы; методы и приемы; средства)

Формы

Методы

Средства
Игра; Игровая ситуация; Чтение; Мастерские; Наблюдение; Ситуации (морального выбора, общения и взаимодействия, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей); Коллекционирование, Беседы, загадки, рассказывание; Викторины и конкурсы; Слушание музыки, исполнение и творчество; Детское экспериментирование методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации); методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, Средства, направленные на развитие деятельности детей: двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.); игровой (игры, игрушки); коммуникативной (дидактический материал); чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно- исследовательской (натуральные предметы для исследования ); трудовой (оборудование и
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 10 рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.); информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение); метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений; эвристический метод (частично- поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях) инвентарь для всех видов труда); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный мате риал, конструкторы, природный и бросовый материал); музыкально- художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
2.3. Взаимодействие с семьей, социумом.
Взаимодействие с семьей.


Мероприятие

Сроки
1 «Анкетирование родителей на тему: «Что рисует ваш ребенок»» Сентябрь 2 Консультация для родителей «Развитие художественного творчества детей — новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников Октябрь 3 Детское рисование « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Ноябрь 4 Создание папки – передвижки «Художники Красноярска и Красноярского края Декабрь 5 Оформление стенда « Я Суриков – русский казак» Январь 6 Создание музея семейного рисунка Февраль
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 11 7 Консультация “На пути к творчеству” Март 8 Совместное посещение Экскурсия в музей- усадьбу В.И.Сурикова Апрель 9 Сказание о земле сибирской. Изготовление буклета. Привлечь родителей к совместной работе с детьми по созданию буклета из семейных рисунков Май
Взаимодействие с социумом



Мероприятие

Сроки

Учреждение

социума
1 Экскурсия Апрель Художественная галерея. 4 Экскурсия Январь Музей В.И.Сурикова 6 Оформление альбомов “Достопримечательности моего края”, “История моего края”, «Природа края», «Известные люди моего края» Дом детского творчества № 3
2.4.

Особенности образовательной деятельности разных видов и

культурных практик.
Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни; обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребенка. Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия с окружающим миром и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка. Такие умения интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они включают
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 12 готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:  Содержание, качество и направленность его действий и поступков;  Индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;  Принятие и освоение культурных норм общества, к которому принадлежит ребенок;  Принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения. Данные культурные умения реализуются в образовательном процессе через разные виды образовательной деятельности ребенка и взрослого, группы детей. Некоторые культурные практики Организации:
«Блуждание по картине»
- система работы с любым текстом, картиной, реальностью. Цепочка вопросов, которая приводит детей к своему личному пониманию любого текста, картины, реальности. Принципиально важно, чтобы дети не только находили всевозможные смыслы (вариативность смыслов), но и предавали их огласке, обсуждали их друг с другом (появление замысла). Для того чтобы сформировать свое ценностно–смысловое пространство, ребёнок сначала должен получить опыт преобразования общечеловеческих ценностей в личностные.
Использование в работа ИКТ
по исследуемой теме. Дети совместно с родителями создают электронные презентации по исследуемой теме. И делятся своими открытиями со сверстниками на итоговых мероприятиях.
Презентация конечных продуктов
– это представление полученного продукта при реализации тематического проекта. Она направлена на сформированность коммуникативных умений ребенка и навыков публичного выступления.
Творческая мастерская
предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («Мастерская Марьи-искусницы», «Мастерская деда Мороза»), просмотр познавательных презентаций, совместное оформление выставок, центров активности, игры и коллекционирование. Начало мастерской — это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов ( "Что тебе сегодня было особенно интересно
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 13 делать (обнаруживать, обсуждать, искать, решать и т.д.)?", "Что тебя огорчило?", "Что принесло радость?", "Что тебе хотелось бы узнать еще (о том, что мы сегодня обсуждали, выясняли, пытались понять и т.д.)?", "Было ли что-либо такое в нашем сегодняшнем разговоре (обсуждении, занятии, действиях и т.д.), что удивило тебя?", "Что тебя сегодня заставило задуматься? О чем ты догадался? В чем ты теперь уверен? Какие сомнения у тебя остались? Какие новые вопросы появились?" и т.д.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг - самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
2.5. Перспективное планирование на учебный год.

Проект “В.И.Суриков”
№ Тематика Форма проведения Содержание работы 1. Красноярцы гордятся своим земляком Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” Рассказ воспитателя о жизни (детстве) творчестве художника, рассматривание старинных предметов сибирского быта, знакомство с традициями проведения зимних празднеств в Сибири, рассматривание картин художника 2. Прогулка по родному городу Экскурсия (пешая) по маршруту: дом- усадьба В.И.Сурикова – бывший дом приходского училища, где в 1856- 1858 г.г. учился будущий художник Осмотр объектов, рассказ воспитателя о каждом 3. Что я покажу друзьям из других стран Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” Творческие рассказы детей об усадьбе В.И.Сурикова, о здании бывшего приходского училища, рассматривание фотографий зданий. Творческая игра
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 14 “Машина времени” (путешествие в прошлое) – рассматривание эскизов старинной одежды, предметов быта 4. Бесценное сокровище города Экскурсия в музей- усадьбу В.И.Сурикова Посещение 10 комнат усадьбы лиственного дома, зала, где написана картина “Взятие снежного городка”, портрет художника, пейзажи, этюды к картинам “Степан Разин”, “переход Суворова через Альпы” 5. Где рождалась картина “Взятие снежного городка” Экскурсия автобусная в поселок “Торгашино” - родина матери художника Прасковьи Федоровны Рассказ о старинных игрищах в Сибири в зимнее время, подвижные игры на воздухе 6. Моя картина “Снежные забавы” Занятие по изобразительной деятельности Отражение впечатлений от экскурсии в поселок “Торгашино” в детских работах 7. “Наша природа такая своеобразная, чарующая” В.И.Суриков Выставка семейных рисунков Впечатления детей и взрослых членов семьи о загородных прогулках всей семьей 8. Мы из Красноярска Фотовыставка с изображением детей в самых живописных уголках города Привлечь родителей к воскресным прогулкам вместе с детьми в рамках проведения Суриковых дней 9. Художественное творчество детей, посвященное родному городу Конкурс работ детей на тему “Город мой, любимейший на свете!” Осмотр выставки работниками музея, дома-усадьбы В.И.Сурикова. Картины победителей конкурса в подарок музею-усадьбе
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 15 В.И.Сурикова 10. Музей одной картины Совместная деятельность взрослого и детей Доставить детям радость от просмотра в тишине, под звуки музыки картины В.И.Сурикова “Взятие снежного городка”. Просмотр картины детей с воспитателями, с родителями
Проект “Красноярские художники – наши современники”

Тематика

Форма проведения

Содержание работы
1. Знакомство с творчеством художника А.Поздеева Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” Рассказ воспитателя о жизни, творчестве художника. Рассматривание репродукций картин А.Г.Поздеева. 2. “Тайна человека с зонтом” Экскурсия (пешая) по маршруту: ул. Воскресенская (пр. Мира) – Салон художника – памятник А.Г.Поздееву Знакомство с картинами красноярских художников. Посещение салона художника, рассказ воспитателя об истории создания памятника. 3. “Солнечный художник” Занятие по изобразительной деятельности (гуашь) Отражение впечатлений от экскурсии в детских работах. Вместе с детьми узнать секреты манеры письма художника. 4. “Разноцветный вернисаж” Выставка детских рисунков Рисунки детей, созданные по мотивам произведений А.Г.Поздеева. Ребенок- экскурсовод рассказывает о работах. 5. “Сегодня мы пойдем в музей” Экскурсия в школу №69 в музей А.Поздеева Совместная деятельность школьников и дошколят. Передача в дар музею творческих работ воспитанников ДОУ.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 16 6. Знакомство с творчеством художника- графика В.Мешкова Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” Рассказ воспитателя о жизни художника. Через его творчество познакомить детей с графическим рисунком, рассказать о Севере нашего края. 7. “Северная рапсодия” Занятие по изобразительной деятельности (граттаж) Отражение в рисунках впечатлений после просмотра картин В.Мешкова. 8. “Путешествие по Енисею” (I часть) Прогулочная экскурсия на катере по Енисею. Маршрут Красноярск – Овсянка - Красноярск Познакомить детей с природой, которую воспел в своих картинах В.Мешков. 9. “Путешествие по Енисею” (II часть) Посещение выставки картин художника В.Мешкова в здании речного вокзала “Путешествие по Енисею” Совместная деятельность детей и воспитателей. Проведение экскурсии по зданию речного вокзала, рассматривание экспозиции картин художника. 10. “Сказание о земле сибирской” Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя. Изготовление буклета Привлечь родителей к совместной работе с детьми по созданию буклета из семейных рисунков. Презентация буклета. 11. Знакомство с творчеством художника- акварелиста В.Кудринского Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” Рассказ воспитателя о жизни художника. Донести до детей стремление художника отразить красоту окружающего мира. Рассматривание иллюстраций в книге о художнике. 12. “Откуда берутся картины” Занятие-экскурсия в мастерскую художника Рассказ художника, как он создает картину, какие бывают краски, кисти,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 17 холст и др. Зачем нужны картины. 13. “Свет сибирских берез” Занятие по изобразительной деятельности на этюдах в пригороде г. Красноярска (заповедник “Столбы”) (акварель) Отражение в рисунках своих впечатлений о красоте сибирской природы. Рисование пейзажа с натуры. 14. “Красноярские пейзажи” Комплексное занятие с лицеем №2, фотовыставка пригородов г. Красноярска Ученики лицея №2 рассказывают дошкольникам о красоте сибирской природы в разное время года. Вместе создают картину “Времена года” (коллаж). 15. “На пути к творчеству” Консультация для родителей воспитанников Просмотр с родителями выставки детских работ. Привлечение родителей к совместным посещениям с детьми музеев, вернисажей
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 18
3. Организационный раздел

3.1. Программно-методическое обеспечение программы.

Программы

Методические

пособия

Интернет-ресурсы
Аполлонова,Л.И. Испытание временем (посвящается Б. Ряузову) /Л.И. Аполлонова //Аполлонова ,Л.И. Красноярские художники: учеб. пособие - Красноярск, 1998. - с.38-39. 15 Ряузов Борис Яковлевич //Родное Красноярье: электронная биб- лиотека краеведческих материалов. //library.cross-ipkRK/tryauzov/ htm  Ряузов, Борис Яковлевич //ru.wikipedia.orq  Ряузов Борис Яковлевич //krsk  Ряузов Борис Яковлевич //library.kspufiles/kzd  Ряузов Борис Яковлевич //домискусств24 Давыденко,И.М. Борис Яковлевич Ряузов /И.М. Давыденко //Давыденко, И.М. Художники Красноярска. – Красноярск, 1978. – с. 48-55. nrk.cross- ipkbody/cult/izo/xudogniki%20kraya.htm Резвых,Т. Академик живописи /Т.Резвых //Сто знаменитых крас- ноярцев. – Красноярск, 2003. – с. 348-352. Ряузов Борис Яковлевич //Все, что в сердце: художники Красно- ярья вчера, сегодня, завтра. - Красноярск, 2010. – С.65- 69. Палитра : ежегодник художественной жизни Красноярского края / Краснояр. гос. худож. ин-т [и др.]. - Красноярск : КГХИ, 2002 - .
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 19 № 2 (2003) : Сентябрь 2001 / 2003 сентябрь : сборник. - 2003 Художники земли Красноярской : [каталог / авт. ст., сост. справочника Т. М. Ломанова]. - [Юбилейное издание]. - Красноярск : Поликор, 2007. - 317, [2] с. : ил., фото. - Содержит разделы: История Союза художников Красноярского края; Живопись; Графика; Скульптура; Декоративно- прикладное искусство; Справочник Проект «Художники Красноярска края», разработчики МБДОУ № 50 Московская области, 2014г. (Приложение № 2) Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: 1. подбор исторической литературы, 2. подбор произведений русского народного творчества, 3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки), 4. подготовка разного вида бросового материала 5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, 6. дидактические игры, 7. выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 20
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Специфика развивающей предметно-пространственной среды заключается в том, что созданная в группах и помещениях Организации среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий. Развивающая предметно-пространственная среда организуется, как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.). Наполнение предметного пространства как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени, обеспечивает гендерность среды. Все пространство группы поделено на центры активности
,
оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы находятся в свободном доступе для детей. Количество и направленность центров активности зависят от возрастной группы. В рамках реализации Рабочей программы в группе организованы следующие пространства. - Центр изобразительной деятельности; - Центр музыкальной деятельности; - Центр познавательной деятельности; - Мини-музей «Художники Красноярского края»; - Галерея Художников. Центры активности открыты ежедневно, наполняются в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, материалы в них меняются, дополняются, заменяются по мере необходимости и по мере продвижения в изучаемой теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых и детей. То, что ребенок не захотел, не сумел, не успел сделать сегодня, то, что привлекло его внимание в работе других детей, он может сделать завтра и в любой другой день, так как центры активности открыты всегда. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 21
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4.1. Краткая презентация рабочей Программы
Уважаемые родители данная программа направлена на приобщение детей к искусству, способствовать формированию духовного мира, усвоению социального опыта; ознакомлению детей с художниками Красноярска и Красноярского края а так же с их работами Данная программа разработана в соответствии с ФГОС . Данная п программа состоит из следующих разделов 1. Целевой раздел.. 2. Организационный раздел. 3. Содержательный раздел. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы В организационном разделе представлены представленны В содержательном разделе предсавлен план работы с детьми по ознакомлению детей с творчеством художников родного края и их работами а также план работы с родителями и взаимодействие с социумом В организационном разделе нами было описано программное методическое обеспечение и требования к предметно – пространственной среде .
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 22
4.2. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Конспекты НОД

1.

«Путешествие в картинную галерею».
Знакомство с творчеством В. И. Сурикова.» Цели: - познакомить детей с историей создания Третьяковской галереи. - познакомить детей с творчеством В.И. Сурикова. - учить краткому описанию картин, сопровождая их просмотром слайдов на экране. - формировать познавательный интерес детей к изобразительному искусству. - воспитывать чувство любви к прекрасному; чувство гордости за свою страну, которую прославлял в своих произведениях В.И. Суриков. Задачи: - познакомить с картинами художника «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Взятие снежного городка». - развивать познавательные процессы у детей, способность анализировать, умение подводить итоги, развивать речь, умение правильно строить предложения. - воспитывать чувство любви к прекрасному, чувство гордости за свою страну, которую прославлял в своих произведениях В.И.Суриков. Материалы и оборудование: презентация «Третьяковская галерея», клей, кисточки, репродукции картин В.И. Сурикова, 4 рамки для картин. Ход НОД. Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посетить картинную галерею? Или это нереально? (ответы детей). Конечно, можем! Я предлагаю, вам отправится в виртуальное путешествие с помощью информационных технологий. Согласны? И так, отправляемся к истории не одного шедевра. (На экране внешний вид здания «Третьяковской галереи», перед зданием — памятник Павлу Михайловичу Третьякову). Воспитатель: Это «Третьяковская галерея?». Постарайтесь запомнить это красивое красно — белое здание. Перед зданием мы видим скульптуру — это памятник П.М. Третьякову. Третьяковская галерея была названа в его честь. П.М. Третьяков жил давно. Ему очень нравились картины русских художников — мастеров, поэтому он собирал их. Павел Михайлович
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 23 построил большой дом и разместил в нем свою коллекцию. Он хотел, чтобы все люди могли видеть картины и восхищаться их красотой. Государственная Третьяковская галерея является гордостью России и всемирно известным и почитаемым музеем. В галерее много залов, в залах много картин. Чтобы увидеть их все, одного дня будет мало. Сегодня мы с вами посетим только некоторые из них. И так в путь! (На экране внутренний вид залов картинной галереи). Вот один из многих залов картинной галереи, где мы можем полюбоваться пейзажами. (На экране пейзажи). Путешествуя по залам галереи, мы с вами видим не только природу, но и портреты. (На экране портретный зал). Пройдя далее по залам картинной галереи, мы с вами увидим и исторические картины. (На экране картины художника В.И. Сурикова). Например, вот эта картина. (На экране «Взятие снежного городка»). Это картина «Взятие снежного городка». Написал её Василий Иванович Суриков. В. И. Суриков родился и рос в г. Красноярске. Дом, в котором жил художник сейчас находится музей В. И. Сурикова. Это великий художник, его картины обошли многие музеи не только в нашей стране, но и во многих странах мира. В. И. Суриков родился в казачьей семье и очень гордился своим происхождением. Его отец любил музыку, хорошо играл на гитаре и пел казачьи песни. А мама была отличной вышивальщицей и рукодельницей. (На экране — портрет матери). Талант и любовь к рисованию проявились у В.И. Сурикова рано. Его рисунки привлекли внимание Красноярского губернатора Павла Николаевича Замятина, и он даже пригласил Василия в свой дом, что бы тот обучал его детей живописи. Кстати, с губернатором П. Н. Замятиным произошёл смешной случай. Василий, на какой — то его деловой бумаге нарисовал муху. А Павел Николаевич обдумывая какие — то дела ходил по кабинету и проходя мимо стола, он заметил на бумаге муху и машинально её смахнул рукой. Возвращаясь обратно, он снова увидел муху на том же самом месте. Опять взмахнул рукой, а муха — сидит! Тут губернатор заметил, что муха нарисованная. Воспитатель: Позднее юное дарование заметил Красноярский золотопромышленник Петр Иванович Кузнецов, отправивший учиться юношу в столичный Петербург. Годы учебы промелькнули быстро. За дипломную работу Суриков получил самую высокую награду — большую золотую медаль. И дальше продолжил свою учебу за границей. Но чем дольше он путешествовал, тем сильнее его тянуло на Родину, в Сибирь. В своих картинах он хочет рассказать о красоте русского человека, его
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 24 смелости, решимости, любви к Родине, гордости за её историю. И по возвращению в Петербург он пишет свою первую историческую картину. Посмотрите на экран. Картина — «Утро стрелецкой казни». Ребята, вы позволите мне стать экскурсоводом и рассказать об этой картине? И так — эта первая историческая картина, написанная В.И. Суриковым. Кто такие «стрельцы»? Это царская армия, созданная для несения пограничной службы и подавления мятежей. Жилось им нелегко: платили мало, часто били. Всё это вызвало недовольство стрельцов, и они восстали против такой жизни. И тогда над ними началась жестокая расправа. Их били, пытали, рубили головы. Посмотрите, справа на картине на коне молодой царь Петр, он разгневан, как могли пойти против его воли. Слева — телеги со стрельцами, их видно сразу по белым рубахам и свечам в руках. Это сильные, мужественные люди. Наступила скорбная минута прощания с родными: онемела от горя старуха — мать, плачут от страха дети, рыдает молодая жена. Картина произвела неотразимое впечатление. Картина была прямо на выставке куплена П.М. Третьяковым и выставлена в картинной галерее, где мы её с вами сейчас и видим. А теперь я вам предлагаю побывать в роли экскурсовода. - Это картина «Взятие снежного городка». На картине художник изобразил забавы сибирских казаков. Они обычно происходили на Масленицу. Посмотрите, в центре картины лихой казак на черном коне штурмует снежную крепость, и ему это удается. Кругом много народа, который веселиться, у всех радостные лица. Картина поднимает настроение, хочется смеяться вместе с ними. - Перед вами картина «Переход Суворова через Альпы». Это историческая картина. На ней изображена неприступность скалистых гор, которые переходит русская Армия. Вы видите полководца А. Суворова на белом коне. Его лицо обращено к солдатам, он подбадривает их, ведь поход через горы тяжелый и трудный. А солдаты с любовью смотрят на своего полководца, они доверяют ему и готовы выполнить любой его приказ. Эту картину купил у В. Сурикова сам император. И за нее В.И. Суриков был награжден Орденом Святого Владимира четвертой степени. Воспитатель: Молодцы! Вы попробовали себя в роли экскурсовода и справились. Вы знаете, в Третьяковской галерее великое множество картин. И сразу все картины невозможно выставить в залах. Поэтому некоторые из них находятся в хранилищах. Где всё возможно, и картины могут отсыреть, где то может отлететь краска, они могут испортиться и потерять свой первоначальный вид, то есть картины могут заболеть. И тогда им на помощь
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 25 приходят люди. Как называется профессия у этих людей? (Реставраторы). Конечно, реставраторы — это люди, которые подлечат картину и придадут ей первоначальный вид. И картины станут, как новые и будут жить ещё долго, долго. Давайте и мы с вами сегодня побудем в роли реставраторов. Полечим картины. Вот, посмотрите у нас на подносах кусочки от картин, которые надо собрать в одно целое, то есть отреставрировать. У нас четыре картины. Сейчас вы распределитесь по два человека и начнете лечить свои картины. Вам нужно собрать их в одно целое, затем перенести на основу, далее оформить в рамку и разместить на этом стенде — выставки. Воспитатель: Посмотрим, какие картины вы отреставрировали: 1. «Переход Суворова через Альпы». 2. «Боярыня Морозова». 3. «Взятие снежного городка». 4. «Утро стрелецкой казни». Воспитатель: Ребята, как называются картины, которые вы отреставрировали? (Ответы). Молодцы, с ролью реставраторов справились!
2.

«По залам Третьяковской галереи»
Воспитатель: Сегодня мы с вами путешествуя по залам Третьяковской галереи побывали и в роли экскурсоводов и в роли реставраторов. Воспитатель: Сегодня мы с вами прикоснулись к прекрасному. Популярность Третьяковской галереи растет год от года. Более миллиона человек ежегодно посещают этот знаменитый музей. И мы с вами тоже не остались в стороне. Благодаря современным технологиям мы смогли побывать в Третьяковской галерее и даже попробовали освоить некоторые профессии. Какие? (ответы детей). Я была искренне рада такому сотрудничеству с вами. И хочу сказать вам спасибо за прекрасное путешествие. Программные задачи: Учить детей рисовать пейзаж, познакомить детей с новым для них словом – снегопад, пейзаж, учить детей работать белой гуашью, развивать умение красиво располагать изображения на листе, учить детей видеть и любить красоту зимней природы, обратить внимание детей на природу зимой – всё вокруг покрыто снегом, быстро темнеет, развивать эстетическое восприятие изобразительного искусства; воспитывать любовь и внимательное отношение к природе.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 26 Интеграция образовательных областей «Познание», «Художественно- эстетическое развитие» Предварительная работа - наблюдения на прогулке (рассматривание деревьев) ; - чтение художественной литературы по теме (С.Есенин «Белая береза», И.Суриков «Детство», И.Суриков «Белый снег пушистый»); - рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами; - знакомство с народными приметами, поговорками о зиме; Ход занятия -Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать. Вот только у меня всего одна краска – белая и синий лист бумаги. Как вы думаете, что мы будем рисовать? (ответы детей) -Правильно, мы будем рисовать зиму. А как вы догадались, что зиму? -Совершенно верно, зима белая, и все вокруг белым -бело. -Как вы думаете, что можно нарисовать белым цветом? (ответы детей) -Конечно, мы нарисуем снег, сугробы, облака, снежную горку, снеговика, дерево. -Сегодня мы с вами будем рисовать зимний пейзаж. -А кто из вас знает, что такое пейзаж? Пейзаж – это картина или рисунок, на котором изображена природа, или какая то местность(лес, поле, горы, деревня, город) -Вот мы с вами попробуем нарисовать зимний пейзаж. -А сейчас я приглашаю вас еще раз взглянуть на выставку зимнего пейзажа. -Ребята, а вы заметили, как изменилось всё вокруг. Стало холодно. (Рассматривание с изображением зимних пейзажей) -Выпал снег и покрыл и дороги, и деревья, и дома. Всё стало белым- бело. Снег рисует природу белым цветом. Ребята, есть такое слово «снегопад». -Может быть, кто-то знает, что оно означает? (Ответы детей) Снегопад – выпадение снега. -Вы правильно говорите. Это слово означает, что идёт снег, то есть падает. -Давайте посмотрим в окно, на деревья, которые растут на дворе нашего сада. На их ветвях, стволах лежит выпавший белый снег. Снег падает и на землю, образуя небольшие горки – сугробы. Снег изменил и вид деревьев, они стали белыми, как будто надели белые пушистые шубы! Теперь им тепло и не страшны ни холод, ни морозы. -А кто знает, какой месяц сейчас идет?
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 27 -Правильно январь. Это второй месяц зимы – январь. «Месяц январь – зимы государь». «Январь году начало – зиме середина». (Обсуждение пословиц, воспитатель поясняет детям смысл пословиц) Январь - середина зимы, это самый холодный месяц в году. Обычно в январе стоит холодная пора: трещат морозы, вокруг глубокий снег, на реках лежит толстый лёд. -Ребята, вам нравится такая зимняя картина, которую вы увидели за окном? -Я предлагаю вам пройти за столы и побыть в роли художника и нарисовать «Зимний пейзаж» Художественно-творческая деятельность Используемые материалы: - бумага синяя, голубая; - краски гуашь (белая) ; - салфетка - кисточки; Работа детей совместно с воспитателем. -обмакнем кисточку в белую гуашь, и сверху нарисуем облака, внизу нарисуем сугробы, на сугробах будет у нас стоять снеговик, нужно нарисовать большой круглый ком снега, на нем поменьше, и маленький. Рядом нарисуем дерево. Добавим снегопад.
3.

Конспект НОД по рисованию «Осенний пейзаж»
Цели: Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «печатание листьями (цветами)». Закрепить умение пользоваться красками (гуашью). Обогатить словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», «мольберт» и активизировать эпитетами и сравнениями «ковер из листьев», «золотая осень». Учить красиво располагать изображение на листе. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, навыки коллективной работы, интерес к изобразительной деятельности. Оборудование: Лист ватмана 60 на 40 см. с нарисованным фоном городского пейзажа, сухие листья и цветы, гуашь, поролоновые тампоны, ватные палочки,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 28 салфетки, рамка, мольберт, фрагмент аудиозаписи «Времена года, Осень» П.И. Чайковского, песня Гр. Гладкова и А. Кушнера «О картинах», альбом с репродукциями пейзажей и альбом с репродукциями работ детей из серии «Родники прекрасного». Предварительная работа: Воспитатель предлагает детям прослушать песню Гр. Гладкова и А. Кушнера «Песня о картинах». Обсуждение названий картин «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт».
Ход занятия:
- Ребята, давайте еще раз вспомним, какое сейчас время года? А чем осень отличается от зимы или от лета? Каковы ее приметы? (Ответы детей – листья желтеют, опадают; идут дожди, птицы улетают в теплые края.) - А вам нравится осень? Чем? Мне нравится ходить по опавшим листьям как по золотому ковру. Приходилось ли вам гулять по осеннему городу? Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину. А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем не так как обычно, карандашами или красками, а по волшебному, необычно. Мы будем рисовать пейзаж. Пейзаж – это значит изображение природы. Такой, какая она есть, или такой, какой ее сделал человек. А почему пейзаж осенний? Рисовать мы с вами будем осень, значит пейзаж у нас будет осенний. - Давайте повторим это новое слово, чтобы лучше его запомнить. Посмотрите, вот уже и рамка готова для нашего осеннего пейзажа. А на листе бумаги я нарисовала фон. Но пока что наш пейзаж выглядит бледно, тускло и совсем не по-волшебному. Поставлю я его на мольберт. Это такой специальный столик для рисования. Мольберт – постарайтесь запомнить это слово. Теперь приготовьте ушки – слушать, глазки – смотреть, разумок – запоминать. Учимся волшебному рисованию. Листик с дерева намажу Снизу желтенькой я краской. Сверху я его проглажу – Выйдет дерево, как в сказке. Так деревья рисовать – Ничего нет проще. Я могу наштамповать Небольшую рощу. - Обратите внимание, что листочки нужно намазывать снизу, там где выпуклые прожилки. Аккуратно приложить накрашенной стороной на фон, возле нарисованной ветки. И, не сдвигая, осторожно придавить салфеткой.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 29 Поднять листик тоже нужно очень аккуратно, чтобы не размазать изображение. Воспитатель предлагает отдельным детям: - Напечатать листик, сорванный ветром и упавший на землю. - Напечатать «куст», на кусте ватной палочкой аккуратно нарисовать ягоды. - Напечатать цветы на клумбе. - Вот и готова наша картина. Мы назовем ее «Осенний …(пауза) пейзаж». Давайте поставим ее на мольберт и полюбуемся. - Вам нравится? Мне очень понравился ваш пейзаж. Вы настоящие волшебники. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно. Когда краски немного подсохнут мы повесим ваш «Осенний пейзаж» в коридоре, чтобы им могли полюбоваться и дети, и взрослые. А в уголок для творчества я положу вам две книги. Вы их потом полистайте и найдите в них пейзажи, нарисованные как знаменитыми художниками, так и такими же детьми, как и вы. На этом наше занятие закончено, и вы, мои волшебники, можете отдохнуть. Примечание: дети работают под музыку Чайковского «Времена года. Осень». Во второй половине дня проводится слушание и обсуждение этой музыки.
4.

Конспект НОД по художественному творчеству (рисование

пейзажа) ТЕМА: "СКАЗОЧНЫЙ ЗИМНИЙ ЛЕС"
Образовательная область: «Художественное творчество» Вид: продуктивная деятельность (рисование) Тип: интегрированное Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка». Цель: развитие интереса детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования. Задачи: Художественное творчество: - Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 30 - Формировать умение рисовать тычком; выполнять изображение в определённой последовательности. - Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции. Познание: - Расширять и уточнять представления детей о времени года – зиме; воспитывать любовь к природе. Чтение художественной литературы: - Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова. Предварительная работа: 1. Познавательные беседы о времени года - зима. 2. Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий по теме. 3. Чтение стихотворений о зиме. 4. Экскурсия по территории сада, наблюдения за деревьями, снегопадом. 6. Прослушивание музыкальных произведений по теме. Материал и оборудование: 1. Выставка репродукций, иллюстраций, фотографий с изображением зимних пейзажей, репродукция картины «Зимняя сказка» (Александрова Д. А.) . 2. Белая гуашь, восковые мелки, жёсткие кисти, тонированные листы бумаги формата А4; банки с водой, салфетки. 3. Магнитофон, диск с записью «Времена года. Декабрь». П. И. Чайковского. Ход непосредственно – образовательной деятельности Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем. - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! Всех вас видеть очень рада я! - Любите отгадывать загадки? (Да.) Тогда слушайте: Замела я всё вокруг, Прилетев из царства вьюг. Осень, лучшую подружку, Я отправила на юг. Я морозна и бела И, надолго к вам пришла. (Зима). - Правильно. Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться на прогулку в зимний лес! А вы идти со мной готовы? (Да).
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 31 - Давайте оденемся потеплее (дети выполняют движения, имитирующие одевание, закроем глаза, а на счёт пять откроем (Дети закрывают глаза, и считают). – Раз, два, три…. и мы в лесу! Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь» - Посмотрите ребята, как красиво вокруг! В группе организованна выставка произведений художников на тему зимы, фотографии. Дети рассматривают выставку. Воспитатель читает стихотворение: Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой. Солнце зимнее ли мечет На него свой луч косой - В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. (Федор Тютчев) - Ребята, обратите внимание на красоту зимней природы, на деревья, которые вы видите. Какие они по высоте? Какого цвета у них кора? Заметили ли вы, ребята, среди сугробов небольшие кустики? Посмотрите, сколько вокруг снега, он прижал все веточки. Давайте пройдём дальше по тропинке, перейдем по запорошенному льду через ручей. Поднимите голову, посмотрите, какие высокие сосны вокруг нас! Кого они напоминают? (Высказывания детей). Остановимся около этих лесных красавиц-елочек. Как вы думаете, какое у них настроение? (Предположения детей). Хорошо ли им здесь? Почему? (Дети высказываются). - А вот на этой заснеженной полянке, мы немножко отдохнём. Физминутка «Зимний лес» Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте) Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны) Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 32 Слева елка на нас глядит Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом) И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх). Как красивы они! В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны) А нам пора уже домой (шаги на месте). - Ну что ж, нам пора прощаться с лесом. Лес волшебный, до свидания! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем, Добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес! - Закроем глаза и возвращаемся обратно. Раз, два, три…. Все на месте? (Да). Раздеваемся, отряхиваем снег, греем руки. - Ребята, вам понравилась наша прогулка? (Да). И мне очень понравилось! - А что бы она нам запомнилась надолго, я предлагаю вам стать художниками и нарисовать зимний сказочный лес. Вы согласны? (Да). - Сегодня мы с вами будем использовать два разных изобразительных материала: восковые мелки – при изображении деревьев и кустарников и белую гуашь при изображении снега. 1. Изображаем деревья. А каким способом можно изобразить снег? (Концом тонкой кисти, тычком – жёсткой кистью). Правильно, молодцы. Снег получится пушистый, воздушный если для его изображения использовать жёсткую кисть. Этот способ я и предлагаю вам выбрать. 2. Изображаем снег. Работы выставляются на стенд и проводится их анализ Анализ работ. - Посмотрите, какие чудесные зимние пейзажи получились! На них лес словно сказочный, волшебный, чудесный, великолепный! У каждого получился свой, неповторимый пейзаж. Как красиво вот здесь изображены деревья, они нарисованы стройными и все запорошенными снегом. А вот здесь деревья выглядят величественно и сказочно. - А что больше всего понравилось вам, и почему? ( 2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников). - Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники! И всегда, посмотрев на эти замечательные работы – мы вспомним о нашей зимней прогулке в лес!
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 33
5.

Конспект занятия «Юные художники»
Программное содержание: • Продолжать знакомить детей с различными видами живописи, уметь их различать. • Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках; упражнять в комбинировании двух различных техник. • Учить правильно формулировать ответы; развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками выразительного образа леса, развивать чувство фактурности и объема, выразительного чтения. • Закрепить знания детей о татарских художниках. • Активизировать словарный запас детей. • Закрепить знания детей цветочного спектра. • Воспитывать эстетически – нравственное отношение к животным через изображение их образа в нетрадиционных техниках; формировать интерес и уважение к татарской культуре; стремление добиваться хорошего результата, аккуратности в работе с водой и гуашью; умение оценивать свои работы. Воспитывать интерес к живописи и рисованию. Методы и приемы: беседа, художественное слово, сюрпризный момент, показ, объяснение, индивидуальный подход. Предварительная работа: разучивание стихотворений, обыгрывание сюрпризного момента, беседа о живописи, об осени, закрепление цветового спектра, приемы нетрадиционной техники рисования, чтения стихов, загадок. Оборудование: А) Демонстрационный материал: Репродукции картин, Б) Раздаточный материал: Д/и «Гусеница»; картонный лист, краски- акварель; кисточка №3, баночка с водой, губка, салфетка из ткани, на подносе мятая бумага, губки пропитанные черной и зеленой гуашью. Техническое оборудование: магнитофон, музыкальный диск, интерактивная доска для показа слайдов. Активизация словаря: прием размывки, оттиск смятой бумаги, анимационный жанр, цветовой спектр, явления природы: туман, радуга Ход НОД: Игра «Доброе утро» В. Ребята, какое у нас сейчас время года? Д. Осень. В. Правильно. Осень светлое и золотое время года. Послушайте, как поэты пишут об осени. Стихи об осени:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 34 - Осень на опушке краски разводила По листве тихонько кистью проводила Пожелтел орешник и зардели клены В пурпуре осеннем только дуб зеленый. -День прохладный, голубой Лес овеян легкой дымкой. Осень ходит невидимкой И шуршит своей листвой. -Смотрите, как листья слетают с ветвей, Кружатся, как в танце быстрей и быстрей. Вот красные, желтые листья летят, Слетаются в пары и дальше кружат. В. Очень хорошие стихи. А какой сейчас месяц? –Октябрь- второй месяц осени. Стихи об октябре. -Солнышко не ярко светит Сразу вслед за сентябрем. Заглянул в окошко месяц, Что зовется октябрем. -Дни октябрьские минут, Станут голые леса. Скоро птицы нас покинут, Их умолкнут голоса. СЛАЙД №2. -Мы с вами послушали стихи об осени, а вот посмотрите, как художники в своих картинах изобразили осень. Какой жанр живописи мы видим на картине? Д. Пейзаж. В. Правильно. Вот о нем мы сейчас и узнаем. СЛАЙД №3. Стихи про пейзаж. -Если видишь на картине нарисована река. Живописные долины и бескрайние луга. Белокурые березки, или старый крепкий дуб, Нарисованы быть может или север или юг, Не задумываясь скажем- называется пейзажем. В. А какие жанры живописи вы знаете? Д. Натюрморт, портрет. В. Правильно, молодцы, раз вы так хорошо знаете жанры, поиграем в игру «Найди свой жанр».
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 35 СЛАЙД №4. В. Ребята, давайте проверим правильно ли распределили, что на этом стенде? Д. портреты. Стихи о портрете. Если видишь на картине чей-то профиль иль анфас, Или может быть задорный и веселый чей-то глаз, Может мама или папа, может дедушка и я, Нарисована в картине может вся моя семья. Догадаться тут не сложно, неуверенности нет Что веселая картина называется – портрет. В. А на этом? Д. Натюрморт. Стих о натюрморте. Если видишь на картине чудо вазу на столе, В них стоит букет красивых, белоснежных хризантем. Стоит множество посуды и стеклянной и простой, А ещё в картине может нарисованным быть торт И поэтому картина назовется – натюрморт. В. Ребята. А каких татарских художников вы знаете? Д. Б. Урминче, Ф. Аминов, Б. Альметов, К. Васильев, И. Зарипов. В. Да правильно, эти художники жили в разное время, но вложили немалый вклад в культурное достояние Татарстана. СЛАЙД №5. В. Я вам предлагаю вам нарисовать свой пейзаж, но не простой. СЛАЙД №6. Вот послушайте загадку: Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было, Растворилось молоко – стало видно далеко. В. Как вы думаете, что это такое? Д. Туман. В. Вот и мы свой пейзаж нарисуем в тумане, займите свои места. А чтобы на рисунке у нас получился туман, каким нетрадиционным способом надо рисовать наш рисунок? Д. Рисование по сырому слою. В. Правильно, приемом размывки. А прежде чем рисовать свой рисунок нужно лист обработать влажной губкой, тогда наш пейзаж получится какой? Д. В тумане. В. А сейчас приготовим наши пальчики для работы.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 36 Пальчиковая игра. Дом стоит с крышей и трубой (Дети делают домик) На балкон я вышел, я в руке флажок держу (Флажок) И ребятам им машу (Машет) Гусь стоит и все гогочет и все ущипнуть меня он хочет (Показывают пальчиками гуся) Петушок стоит весь яркий, гребешок он чистит шапкой (Показывают петушка) У лошадки вьётся грива, бьёт копытами игриво (Показывают лошадку) Колокольчик весь звенит, язычком он шевелит (Показывают колокольчик) \ Дети садятся на свои места и выполняют задание В. Посмотрите какой красивый туман у нас получился молодцы! В. Я принесли вам игру «Веселая гусеница». Хотите поиграть? Д. Да. В. Тогда отгадайте еще одну загадку: СЛАЙД №7. Разноцветные ворота на лугу построил кто-то. Но пройти в них нелегко, те ворота высоко. Постарался мастер тот, все он краски для ворот Не одну, не две, не три – целых семь, ты посмотри, Как ворота эти звать, постарайся угадать. Д. Радуга. В. Правильно. А вы ребята знаете цветовой спектр радуги, давайте назовем все цвета по порядку. Д. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. В. Вот и нашу гусеницу надо разложить по цветовому спектру радуги. В. Ребята давайте поиграем и покажем, что мы можем распределять цвета (дети раскладывают гусеницу по спектру) . СЛАЙД №8. В. Ребята вы справились с вашим заданием и сделали радугу. Теперь у нас есть и радуга и туман. Да, но на ваших рисунках чего-то не хватает? Ребята, а давайте нарисуем ежика в тумане и у нас получится новый жанр живописи- Анималистический. Подойдите к столу. Физминутка про ёжиков. Ёжики спешат домой (идут к стульчикам) Папа был большой, большой (поднимают руки) Мама чуть поменьше ростом (руки на плечи) А сынок малютка просто (руки на поясе)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 37 Очень маленький он был (садятся на стульчики) С погремушками ходил (трясут кулачками) Дзинь- дзинь, дзинь- дзинь (сжимают и разжимают кулачки) С погремушками ходил (трясут кулачками) . В. Слово «Анимал» с латинского языка переводится, как- животное. Поэтому художников, которые рисуют животных называют –Анималистами. А жанр- Анималистическим. (повторить с детьми название). Вот мы сейчас с вами и будем такими художниками и нарисуем ёжика в тумане, но тоже необычным способом, а оттиском смятой бумаги. Давайте поиграем в игру «Кулачок» . Физминутка. Кулачки мы вместе сложим, Нашим пальчикам поможем, Разогнуться и подняться, и с друг другом повстречаться. Пальчик к пальчику прижмем, снова в кулачки сожмем. А теперь все по порядку, дети делают зарядку. В. Приступаем к работе (дети выполняют задание, воспитатель объясняет, напоминает, звучит спокойная музыка) . В. Ребята, какие красивые у вас получились ёжики в тумане, и каждый ёжик несет что-то своё. Целый день Ежи- Ежовичи собирали фрукты- овощи: Сливы, яблоки и груши на пеньках и кочках сушат. И осенние грибочки тоже кладут на пенечки, Знают, если есть еда, не страшны им холода. В. Ребята, каким способом мы рисовали ежа? Д. Теснением мятой бумаги. В. А как называется жанр, когда рисуют животных? Д. Анималистический. В. Молодцы! А каким способом мы сделали, чтобы наш пейзаж получился в тумане? Д. Рисование по- мокрому. В. Правильно. На этом наше занятие закончено,
6.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по

художественному творчеству «Взятие снежного городка».
Образовательная область «художественное творчество». Аннотация. В этой НОД я вместе с детьми рассматриваю презентацию «Наши зимние развлечения на прогулках». Рисуем гуашью воображаемую достроенную «снежную крепость» для того, чтобы познакомиться с
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 38 творчеством В. И. Сурикова, историей написания картины «Взятие снежного городка» и воспитания патриотических чувств и любви к родному поселку. Организую такие формы работы: путешествие в прошлое (знакомство с народными традициями, труд в природе (строительство снежной крепости, совместный поиск детей и родителей исторических данных, художественное творчество (фантазирование) . Цель: формирование знаний о зимних развлечениях наших предков, закрепление техники рисования кистью и гуашью. Интеграция образовательных областей. «Социализация»- развивать интерес к истории родного поселка. Воспитывать патриотические чувства: любовь к малой родине, чувство гордости за свой поселок. «Музыка»- воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальное произведение. «Коммуникация» - обогащать словарный запас детей, учить высказывать свое мнение, развивать навыки свободного общения со сверстниками. «Художественная литература»- пополнить литературный багаж детей историей создания картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». «Здоровье»- соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. «Труд»- развивать у детей навыки самообслуживания при подготовке и уборке рабочего места. Оборудование и материалы: карта Красноярского края, портрет В. И. Сурикова, картина «Взятие снежного городка», презентация слайдов поэтапного строительства снежной крепости на групповом участке, белая гуашь, кисти, салфетки, листы голубой бумаги. Предварительная работа: мини – проект : сбор материала о родном поселке, о его достопримечательностях, о зимних развлечениях наших предков «Мы - продолжатели народных традиции». Строительство снежной крепости на участке группы. Ход работы. Вводная часть. Под музыку «Метель» дети заходят в группу. Воспитатель. Дети, а вы не подскажете чей это портрет? Ответы детей…. Воспитатель. Это великий, русский художник Василий Иванович Суриков наш земляк. Он родился и всё своё детство прожил в Красноярске. Эти события происходили давно, больше ста лет назад. Сегодня мы с вами познакомимся с его картиной «Взятие снежного городка». Основная часть. Об истории написания картины нам расскажут дети. 1ребенок. Будучи еще ребенком, родители возили Васю на праздник Масленицу в деревню Торгашино, к родственникам. Там он и увидел, как на
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 39 черном коне проскакал по площади победитель, «взявший снежный городок». Образ этого гордого и бесстрашного казака не раз вспоминался Василию Ивановичу. 2ребенок. Каждое лето он приезжал в Красноярск, писал картины о природе, а на зиму уезжал в Москву. На одну зиму художник остался в родном городе, и воспоминания вернули его в детство, решил он написать картину «Взятие снежного городка». 3ребенок. Василий Иванович поехал в Торгашино, но в то время эта народная забава была запрещена местным воеводой, так как много людей травмировалось, получали раны, все это происходило по той причине, что защитники крепости были пешие: они закидывали нападающих всадников снежками, били лошадей и всадников хворостинами, а чтобы напугать лошадей издавали громкий шум (били в ведра, свистели). 4ребенок. Построить снежную крепость из снега и льда согласилась березовская молодежь, что и сделала за три дня. Местом определили площадь на которой в настоящее время находится торговый комплекс «Командор». Участниками были молодые парни Березовки и близлежащих деревень. Со всей округи съехался нарядный люд, поглазеть на зимнюю народную забаву. Так была написана картина В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» в родном нашем поселке. Воспитатель. Мы с вами являемся потомками тех сибирских казаков, и с радостью продолжаем русские народные традиции, которые для нас не что иное, как зимние забавы. Дети, какие вы знаете зимние забавы. Дети: Катание на санках, катание с горки на ледянках, строительство снежной крепости, лепить снежную бабу, игра в снежки, и т. д. Физминутка. Воспитатель. Ребята я вам предлагаю поиграть под музыку в снежки. Под музыку «Снежки» проводится игра-имитация 2-3 раза. Практическая часть. Воспитатель. Я предлагаю вашему вниманию фотографию недостроенной снежной крепости на групповом участке. А вот какой вы ее себе представляете достроенной, вы сейчас и нарисуете. Прежде чем начать, ребята, покажите мне свои ладошки. Давайте нанесем на них волшебный крем. Нанесите крем на руки, Пусть они не знают скуки. Мы ладонями потрем, Каждый пальчик разомнем. Станут они крепкими, Гибкими, умелыми. Будут кистью рисовать,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 40 Мастерством всех удивлять! Рисуют каждый свою снежную крепость. Скрепляем в единую длинную стену. Убираем рабочие места. Итог. Анализ работ детьми. -Выбери ту работу, рядом с которой ты бы хотел видеть свою. Почему ты выбрал именно её? Рефлексия. Воспитатель. Дети встаньте, пожалуйста, вокруг меня в круг, возьмитесь за руки, поглядите на своих соседей, улыбнитесь друг другу, разделитесь на пары. Скажите на ухо друг другу ответ на мой вопрос: «Что у тебя получилось лучше всего». «Что было самым трудным». «Что было самым интересным». «Кто помог тебе сегодня». «Что еще не получается». Вы все шепчетесь мне тоже интересно. Мне по очереди на ухо шепните «Что бы ты ещё хотел узнать». Я запишу ваши вопросы, а родители помогут найти на них


Яндекс.Метрика