Напоминание

"Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре"

Автор: Филиппенко Галина Анатольевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №77"

Населённый пункт: г.Саратов

Наименование материала: проект

Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре"

Описание:

Чтобы воспитывать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа был разработан проект "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3266

Опубликовано 10.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МДОУ
«
Детский

сад

77
»
Проект
«
Приобщение

детей

младшего

дошкольного

возраста

к

русской

народной

культуре»
Выполнила : воспитатель Филиппенко Г . А .

Идея проекта
возникла в процессе внедрения и реализация региональной программы «Приобщение к истокам и культуре народов Поволжья». Проектный метод позволяет создать в МДОУ «Детский сад № 77» условия для планомерной и эффективной воспитательно – образовательной работы по патриотическому, нравственно – эстетическому воспитанию детей, и позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей и детей.
Тема проекта на уровне ДОУ:
«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов Поволжья»
Вид проекта:
созидательный – формирование у детей дошкольного возраста представлений о многообразии населения Поволжья.
Продолжительность
– 4 года
Цели проекта:
Создание модели воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего всестороннее развитие личности ребенка через этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста
Задачи:
 Создать систему мотивации педагогического коллектива на формирование у детей знаний и представлений о культуре народов Поволжья.  Определить оптимальный объем знаний для усвоения дошкольниками знаний и представлений о многообразии культуры народов Поволжья.  Определить критерии и показатели уровня овладения детьми дошкольного возраста представлений о культуре народов Поволжья и её влиянии на формирование нравственного развития ребенка.  Сформировать у детей дошкольного возраста чувство уважения к культуре многонационального населения народов Поволжья, изучить народные национальные традиции, праздники. Познакомить с малым фольклором народов Поволжья.  Развивать у детей дошкольного возраста понимание культурного наследия.  Воспитывать чувство сотрудничества, взаимоуважения, гуманного отношения к людям всех национальностей и права народа на его субкультуру.  Актуализация словаря дошкольника.
Проблема, ее актуальность.
На сегодняшний день в обществе наблюдается тенденция отторжения подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно исторического опыта поколений
– это одна из серьезных проблем нашего времени. Большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам народной культуры, истории государства, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитывать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Именно «приобщение к истокам народной культуры» способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отчеству, уважение к предкам, интерес к самобытной культуре. Однако, учитывая многообразие национальностей населяющих Российскую Федерацию и появление новой народности «россиянин», важно сформировать у детей представления о многообразии народов населяющих территорию Российской Федерации с учетом их возрастных возможностей. Это позволяет с раннего возраста заложить в ребенке гуманное отношение к людям разных национальностей, как субъекту Российской федерации и воспитать духовную личность.
Гипотеза
заключалась в том, учитывая уникальность дошкольного возраста, высокую эмоциональную отзывчивость детей - с этого периода важно развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. Использование в повседневной жизни ребенка всей красоты и многообразия малых форм устного народного творчества (поговорки, загадки, пословицы, сказки, потешки) , во всех видах совместной деятельности педагога с детьми (продуктивные виды деятельности, дидактические игры, занятия и т.д.), поможет приобщить детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, сформировать гуманную личность, способную оценить весь положительный опыт человечества и использовать его для своего совершенствования.

Реализация проекта в средней группе 1 год

Тема проекта:
«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре»
Содержание проекта
Процесс Совместная деятельность педагога и детей Деятельность педагога
1 этап Подготовительный

Организационн

ая работа
Чтение художественной литературы. Продуктивные виды деятельности: - изготовление атрибутов для игры; полимодулей; оформление панно или изготовление декораций. Подбор дидактических русских народных игр. Составление конспектов занятий: - ознакомление с окружающим; - развитие речи; - развитие элементарных математических представлений - конструирование - рисование - аппликация и рисование - лепка, музыкальное развитие Составление плана – Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме. Изготовление воспитателями уголков краеведения в группе, русского народного уголка «Ряжание» с музыкальными народными инструментами, ширмы – «Русская изба», альбомов: «Русские народные игрушки», «Русский народный костюм».
схемы реализации проекта по времени.
Работа с

родителями
Информационный листок. Консультирование Родительское собрание по теме Привлечение родителей к изготовлению атрибутов русского народного творчества и краеведческого музея.
2 этап Основной

Систематизаци

я информации
Приобщение детей к истокам русского народного творчества через игровую деятельность: дидактические игры; хороводные, игры-забавы; образно – ролевые; театрализованные; игры - драматизации. Организация игрового пространства. Познавательное развитие: занятия: знакомство с русской народной игрушкой, русской народной одеждой, бытом, чтение сказок, заучивание потешек, поговорок. Обеспечение руководства Распределение ролей Взятие на себя второстепенной роли Обсуждение содержания игры. Руководство организацией игрового пространства.
3 этап Заключительный
Итог Закрепление знаний детей Показ открытых мероприятий Подведение итогов Диагностика

Словарный минимум

Часть словаря

Средняя группа
Музыкальные инструменты Дудочка, ложки, гармоника, рожок, жалейка, балалайка Одежда Сарафан, рубаха, кокошник, кафтан, зипун, лапти, Домашний быт Изба, чугунок, печь, самовар, веретено, ухват, лавка Художественное слово Потешка, хоровод, пословицы, поговорки, загадки

Критерии ожидаемого результата:
 - Улучшение в представлении детей младшего дошкольного возраста о предметах и атрибутах русского народного творчества, быта, умении запоминать ритмические русские народные малые формы фольклора, которые способствуют формированию у ребенка чувства ритма, что в свою очередь способствует улучшению эстетического восприятия произведения. Обогащение активного словаря ребенка, использовать образные слова для выражения своих чувств. Использовать в речи разнообразные слова –определения, характеризующие явление или образ («ловкий, «хитрый», «смелый», «грустный» и т.д.). - Улучшение качества дошкольного образования; - Улучшение психо – моторного состояния детей.  Сформированность представлений об эстетических признаках русского народного творчества: выразительность, яркие краски. Ребенок учиться эмоционально откликаться на произведения народного искусства: глиняные игрушки (дымковская, филимоновская, каргопольская),; деревянные матрешки, предметы быта (нарядная посуда, украшенная одежда); произведения искусства (иллюстрации в детской книге, скульптура малых форм, изображающая животных). Он приобретает представления об их назначении (доставлять людям радость, украшать дом) и о том, что к ним следует относиться бережно. Ребенок умеет создавать яркий, нарядный узор при помощи ритма и чередования декоративных элементов в рисунке, аппликации.  Повышение интереса к эстетическому восприятию русской народной культуры. Развивается любознательность, интерес, способность внимательно рассматривать изображение русского народного творчества и любоваться им. Повышается способность понимать произведения русского народного творчества, эмоционально откликаться на произведения русского декоративно – прикладного искусства: испытывать радость от их яркости, нарядности.


План организации работы

по ознакомлению детей младшей группы с русским народным творчеством и культурой

Месяц

Неделя

Занятие

Игры (подвижные

дидактические)

Экскурсии

Беседы

Ознакомление с

художественной

литературой

Наблюдения,

рассматрив.

сентябрь

I

неделя
1. Подвижная игра «Филин и пташки» (русские народные игры М.Ф. Литвинова стр. 11) 2. Пальчиковая игра «Пальчик -мальчик» Мини музей «Русская изба» - знакомство с бытом и убранством жилища Беседа о многообрази и русских народных игрушках, их обыгрывание 1. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» 2. Разучивание считалок (русские) 1. Рассматрив ание куклы в русском народном костюме. (девочка)
сентябрь

II

неделя
1. Подвижная игра «Гуси- лебеди» (русские народные игры М.Ф. Литвинова стр. 12) 2. Пальчиковая игра «Месим тесто» 1. Чтение русских народных прибауток «Где кисель-тут и сел», «Глупый Иван…» 2. Пословицы 1. Рассматрив ание русских народных инструментов (гармошка, балалайка)
сентябрь

III

неделя
«Наша добрая матрешка» (С чего начинается Родина стр. 44) 1. Дидактическая игра «Назови народные игрушки». 2. Подвижная русская народная игра «Гори – гори ясно» 3. Пальчиковая игра 1. Заучивание русских народных пословиц о труде 2. Чтение русской народной народной сказки «Теремок» 1. Рассматрив ание одежды – куклы в русском народном костюме (мальчик)
«Заготавливаем капусту»
сентябрь

IV

неделя
«Русская изба» знакомство с интерьером русской избы, бытом русского народа 1. Русская народная игра «Карусели»» 2.Дидактическая игра «Узнай по звуку» (игра на русских народных инструментах) Экскурсия в подготовительну ю группу музей краеведения «Русская изба» 1. Заучивание русских народных считалок, закличек 2. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» 1. Рассматрив ание узоров на русских народных игрушках.
октябрь

I

неделя
«Ай да пряник – просто загляденье» (С чего начинается Родина стр. 57) 1. Пальчиковая игра «Печем блины» 2. Подвижная игра «Каравай» (русская народная игра) Беседа о народном декоративно - прикладном искусстве (гжель, хохлома) 1. Чтение русской народной сказки «Репка» 2. Заучивание татарских народных пословиц 1. Рассматрива ние изделий мастеров хохломы и гжели
октябрь

II

неделя
1. Русская народная игра «Зайка беленький сидит» 2. Дидактическая игра ««Узнай по звуку» (игра на русских народных инструментах) 3. Пальчиковая игра «Цветок» Экскурсия в старшую группу «Гжельское народное искусство» 1. Чтение потешки: «Жили у бабуси» 2. Чтение русских народных пословиц, загадок 1. Наблюдение за работой художника 2. Рассматрива ние русского праздничного национального костюма

октябрь

III

неделя
Путешествие по Волге (С чего начинается Родина стр. 150) 1. Подвижная игра «Мы по бережку ходили» (русская народная игра) 2. Русская народная игра «Пустое место» (русские народные игры М.Ф. Литвинова стр. 6) Беседа о русских народных сказках, Показ иллюстраций по мотивам знакомых русских сказок. 1. «Чтение чистоговорок в сопровождении игры на бубне 2. Заучивание русских народных пословиц о труде 1. Рассматрива ние картин русских художников по теме времена года. 2. Русские народные пляски: хороводные игры под грамзапись
октябрь

IV

неделя
1. Русская народная игра «Гуси - гуси» 2. Дидактич еская игра «Назови народные игрушки» 1. 1.Чтен ие русской сказки «Петушок и бобовое зернышко» 2. 2. Пословицы и поговорки русского народа
ноябрь

I

неделя
1. Иммитацион ая игра «Мы платочки постираем» - обыгрывание потешки 2. Подвижная игра «Лисички и Беседа на тему: «Добрые слова» - русский характер 1. Чтение русской сказки 2. Знакомство с пословицами о русском характере Рассматривание изделий народно- прикладного искусства
ноябрь

II

неделя
1. Русская народная игра «У медведя во бору» 2. Дидактическая Экскурсия на мини -выставку «Игрушки - свистульки» 1. Русские народные песенки и потешки. 1. Рассматрив ание игрушек народов Поволжья
игра «На чем играю?» 3. Пальчиковая игра «Сорока » 2. Чтение русской сказки «Кот Котофей»
ноябрь

III

неделя
«Жила-была баклуша» – комбинированно е занятие с элементами ТРИЗа (конспект) 1. Русская народная игра «Котик и козлик» 2. Дидактическая игра «Укрась посуду Городецкими узорами» Беседа о русских народных праздниках 1. Стихи русских поэтов 2. Чтение русской народной сказки «Илья Муромец и Соловей разбойник» 1. Рассматрив ание русских народных инструментов (гармошка, балалайка)
ноябрь

IV

неделя
Устное народное творчество: малые формы фольклора 1. Русская народная игра «Мяч по кругу» 2. Дидактическая игра «Загадки из теремка» -трафареты Экскурсия на кухню «Национальные русские блюда» 1. Рассматрив ание предметов декоративно- прикладного искусства народов Поволжья
декабрь

I

неделя
«Россия на карте мира» («Дошкольнику об истории и культуре России» стр. 33 Г. Данилина) 1. Русская народная игра «Зайцы в лесу» (русские народные игры М.Ф. Литвинова стр. 6) Экскурсия в среднюю группу «Русский костюм» Беседа о традициях русского народа 1. Чтение русской народной сказки «Волга и Вазуза» в обработке С.Я. Маршака (Хрестоматия 1. Рассматрив ание картины Васнецова «Аленушка»

декабрь

II

неделя
Альбом «Русские народные костюмы Беседа о русских народных сказках 1. Чтение русской народно сказки «Лиса и журавль» с использованием плоскостного театра 1. Рассматрив ание иллюстраций к русским народным сказкам
декабрь

III

неделя
Аппликация «Русский сарафан» 1. Русская народная игра «Во саду в огороде» 2. Дидактическая игра «Подбери пару» Экскурсия в старшую группу «Хохломское народное искусство» Беседа о национальной русской одежде (альбом «Русские народные костюмы») 1. Заучивание и обыгрывание стихотворения «Тили – бом». (Хрестоматия) 1. Рассматрив ание куклы в национальном зимнем русском костюме
декабрь

IV

неделя
Предметное окружение «Мир природы на головном уборе» 1. Русская народная игра «Займи место» Беседа о праздниках русского народа (альбом «Народы Поволжья») 1. Рассматрив ание фотографий, иллюстраций с изображением жилищ русского народа
январь

I

неделя
1. Подвижная игра «Гуси-лебеди» (русские народные игры М.Ф. Литвинова стр. 12) Прогулка – экскурсия в уголок леса «Что нового в лесу» 1. Чтение русских народных прибауток «Где кисель-тут и 1. Рассматрив ание русских народных инструментов (гармошка,
январь

II

неделя
«Наша добрая матрешка» (С чего начинается Родина стр. 44) 1. Дидактическая игра «Назови русские народные игрушки» 2. Подвижная Беседа о русских праздниках 1. Заучивание русских народных пословиц о труде 1. Рассматрив ание картины русских художников «Зимние

январь

III

неделя
Аппликация – составление русского народного узора на платочке 1. Подвижная игра «Гуси - лебеди» (русская народная игра) 1. Разучивани е пословиц
январь

IV

неделя
1. Русская народная игра «Мы Матрешки…» Беседа о характере и гостеприимств е русского народа по 1. Рассматрив ание фотографий, иллюстраций с изображением
февраль

I

неделя
«Заповедные места Саратовской области и их обитатели» 1. Русская народная игра «Карусели» 2. Дидактическая игра «Чей голосок» Экскурсия в подготовительну ю коррекционную группу «Уголок краеведения» Беседа о традициях русского народа 1. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» 1. Рассматрив ание узоров и национального костюма русского
февраль

II

неделя
Аппликация «Украшение узором фартука» 1. Подвижная игра «Лисички и курочки» Беседа о Саратовских художниках (А.Т. Симонова «Пейзажные 1. Чтение русской народной сказки «Коза -дереза» 1. Рассматрив ание альбома «Жолтовские игрушки»
февраль

III

неделя
«Ай да пряник – просто загляденье» (С чего начинается Родина стр. 57) 1. Пальчиковая игра «Печем блины» Беседа о народном декоративно - прикладном искусстве 1. «Волга и Вазуза» (С чего начинается Родина стр. 148)
февраль

IV

неделя
Аппликация «Вырезание элемента узора «Тюльпан»и составление Русская народная игра «Каравай» 1. Дидактическая игра «Назови персонажей сказки» Беседа о русском растительном орнаменте 1. Рассматрив ание русской национальной посуды. Ее особенности
март

I

недел

я
«Мы все живем на волжской земле» 1. Русская народная игра «У медведя во бору» Экскурсия в старшую группу «Русское народное искусство» Беседа о головных уборах (кокошник, лента, ушанка, платок и т.д.) 1. Чтение русской народной сказки «Царевна - 1. Рассматривани е кукол в русских национальных костюмах

март

II

недел

я
Вырезание из бумаги силуэтов фартуков, сапожек и их 1. Русская народная игра «Пустое место» Беседа о национальных детских праздниках в русских семьях 1. Чтение стихов
март

III

недел

я
1. Сюжетно – ролевая игра «Машенькины именины – русское Экскурсия на мини -выставку «Достопримечатель ности Саратова» Беседа «Сколько фонтанов в городе»
март

IV

недел

я
Народы Поволжья – (альбом) Беседа о быте русского народа 1. Чтение пословиц 1. Рассматривани е иллюстраций с костюмами народов Поволжья
апрель

I

недел

я
«Россия на карте мира» («Дошкольни ку об истории и культуре 1. Подвижная игра «Гуси- лебеди» (русские народные игры М.Ф. Литвинова Экскурсия в среднюю группу «Русский костюм» Беседа о празднике русского народа «Жаворонки» 1. Чтение русской народной сказки «Волга и Вазуза» в 1. Рассматривани е репродукции картина Васнецова «Иван царевич и Серый волк»
апрель

II

недел

я
Рисование «Кукла в русском сарафане» 1. Подвижная игра «Ручеек» (русские народные игры М.Ф. Литвинова Экскурсия в мини - музей «Русская изба» Беседа о русском костюме 1. Чтение русской народной сказки «Василиса 1. Рассматривани е карты Саратовской области. 2. Знакомство с
апрель

III

недел

я
Узорное оформление посуды (Богатеева стр. 53) 1. Русская народная игра «Гори – гори ясно» Беседа о русском костюме 1. Рассматривание куклы в национальном костюме
апрель

IV

недел

я
1. Русская народная игра «Каравай» Беседа о традициях русского народа 1. Чтение сказки «Три медведя» 1. Рассматривание русского национального костюма на открытках и

май

I

недел

я
1. Подвижная игра «Гуси- лебеди» (русские народные игры М.Ф. Литвинова Прогулка – экскурсия в уголок леса «Что нового в лесу» 1. Чтение русских народных прибауток «Где кисель- 1. Рассматривание русских народных инструментов (гармошка, балалайка)
май

II

недел

я
Народы Поволжья (см. Альбом) Беседа о традициях народов Поволжья 1. Чтение сказки «Снегурочка» 1. Рассматривание иллюстраций с костюмами народов Поволжья
май

III

недел

я
Путешествие по Волге (С чего начинается Родина стр. 1. Пальчиковая игра «Печем блины» 2. Подвижная игра «Ловишки» Беседа о народном декоративно - прикладном искусстве русского народа 1. Песенки потешки русского народа 1. Рассматривани е Семеновской игрушки
май

IV

недел

я
«Мы все живем на волжской земле» 1. Русская народная игра «Гуси - гуси» Экскурсия в мини - музей «Русская изба» Беседа о народном декоративно- прикладном искусстве (дымка, хохлома) 1. Чтение русской народной сказки «Жихарка» 1. Рассматривани е картин русских художников.


Яндекс.Метрика