Экологический проект для детей второй младшей группы
«Огород на подоконнике»
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: вторая младшая группа, воспитатель группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе
со взрослым зелени на подоконнике в весенние время, развивать целеустремленность,
наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений,
родители.
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение
наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую
деятельность.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению
культурных и декоративных растений.
Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей
выращивания огородных и декоративных культур.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих
возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
Обоснование социальной значимости проекта
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды, не подозревают, что
зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат
наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого
целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых
дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей
почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего
«лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и
ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского,
социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят
действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями
за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в
ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это,
прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за
полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества
для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего
дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том,
где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-
исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую
любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления,
мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с
ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в
помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого
огород на окне.
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение
наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую
деятельность.
Задачи проекта:
Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности,
экспериментированию;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и
родителями.
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
Сбор материала необходимого для реализации проекта.
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей:
Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
Сбор необходимого материала для создания огорода.
Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
Беседа с детьми познавательного характера.
Организация предметно – развивающей среды по теме.
Организация конкурсов, развлечений, выставок.
Деятельность детей:
Посадка семян в землю.
Уход за растениями.
Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
Игровая, двигательная деятельность.
Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
Сбор коллекций семян.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
Труд в огороде.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
Презентация проекта.
Деятельность детей:
Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
Участие в презентации проекта «Огород на подоконнике»
Распространение опыта.
Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
Оформление альбома «Наш первый огород».
Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье».
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить
растение. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды
растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем
условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые
выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за
растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего
развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный
результат, обязательность, целеустремленность.