"Физкультурно – оздоровительные праздники – эффективное средство взаимодействия семьи и детского сада".
Автор: Чинчин Татьяна Валерьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска "Центр развития ребёнка - детский сад № 341"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Физкультурно – оздоровительные праздники – эффективное средство взаимодействия семьи и детского сада".
Описание:
В статье рассматривается, как физкультурные праздники влияют на развитие ребёнка – дошкольника. Обобщается опыт физкультурно – оздоровительных праздников проведённых совместно с родителями.
БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 341», г. Омск
Физкультурно – оздоровительные праздники – эффективное средство
взаимодействия семьи и детского сада
Аннотация
В статье рассматривается, как физкультурные праздники влияют на
развитие ребёнка – дошкольника. Обобщается опыт физкультурно –
оздоровительных праздников проведённых совместно с родителями.
Annotation
The article discusses how sports holidays affect the development of the preschool
child. Summarizes the experience of fitness holidays spent with his parents.
Ключевые слова: физкультурные праздники, личность, сотрудничество,
физкультурно – оздоровительная деятельность.
Keywords: sports holidays, identity, cooperation, health activities.
«Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость
укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми,
сильными, эмоциональными - задачи каждого педагога.
Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых, интересных,
увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают
сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но
объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и
эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий
мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя
опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто
воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших
место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности,
отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка [3].
Проблемой формирования личности ребёнка на протяжении многих лет
занимались такие известные психологи и педагоги, как Л. С. Выгодский, А. А.
Бодалев, И. С. Кон, А. Я. Варга, В. В. Столин и др. В многочисленных
теоретических и прикладных исследованиях сферы личности А. С.
Спиваковский и Н. Я. Безбородовой показана важность и значимость изучения
сферы личности
[2]. Перечислим ряд доводов: во – первых, наличие
эмоционального общения на ранних этапах развития приводит к существенным
качественным показателям в становлении его личности; во – вторых, внутренне
субъективное отношение ребёнка к окружающей действительности определяет
его благополучие, которое во многом влияет на межличностные отношения, на
общение, поведение, на качество выполняемой деятельности, на развитие и
формирование человека как личности.
В настоящее время складывается система работы с родителями
воспитанников, которая предполагает поиск путей и создание условий для
становления личности ребёнка, раскрытия его индивидуальных особенностей
[1].
Сложившаяся социально- экономическая обстановка в стране изменила
отношения к детям со стороны взрослых. Напряженный ритм жизни требует от
современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах,
упорства и, конечно же, здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-
психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к
деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального
контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых
социальных отношений. Поэтому в современных условиях актуальными
задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а
также совершенствование двигательных умений посредством физкультурных
праздников.
Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия
показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде
физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие
черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное
отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы
по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный
двигательный режим, который служит повышению функциональных
возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.
В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место
заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее
приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей[3]. .
Многолетняя практика работы показала значимость физкультурного
праздника в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической
культурой. Опыт организаций физкультурных праздников показал их
положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной
двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в
решении задач физического воспитания. Целью таких праздников является
активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего
выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять
физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.
На сегодняшний день происходят большие изменения в организации
образовательного процесса. Акцент делается на совместную деятельность
педагогов, детей и родителей. Необходимо создавать условия для формирования
коллектива детей и родителей для плодотворного сотрудничества в
физкультурно – оздоровительной деятельности. Все участники
образовательного процесса должны построить свою деятельность, сотрудничая
друг с другом.
В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не
можем не отметить важность взаимодействия с семьёй. Несмотря на
заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда
удаётся решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие
дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому решать вопросы
всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно
только совместными усилиями родителей и работников дошкольного
учреждения. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области -
задача сложная, требующая координации воспитательной работы, проводимой в
семье и коллективе[3].
На протяжении многих лет в БДОУ «ЦРР – Д/С № 341» успешно
проводятся различные мероприятия и спортивные праздники, развлечения по
оздоровлению детей, способствующие укреплению здоровья и снижению
заболеваемости.
Традиционным спортивным праздником стал «Осенний кросс», в
котором принимали участие дети, родители и воспитатели. Семьи выходят на
старт ежегодно и с удовольствием преодолевают трассу. Если ребёнок чувствует
трудности, то они легко устраняются бегущими рядом взрослыми, которые
поддерживают ребёнка, подбадривают, вселяют чувство уверенности в своих
силах. Положительно и то, что у ребёнка на примере взрослых складываются
положительное отношение к ведению здорового образа жизни.
Самым любимым и традиционным спортивным праздником стал «Мама, папа, я
– спортивная семья». Родители с большим удовольствием соглашаются принять
участие в таких соревнованиях. Основная идея этого праздника – это сплочение
семьи в интересах здоровья ребёнка, пропаганда ЗОЖ, а также активное
привлечение семьи, родительского коллектива в систему физкультурно –
оздоровительных мероприятий и формирование семейных ценностей. На этом
спортивном празднике дети и родители выкладываются с большой силой и
получают заряд бодрости и хорошего, позитивного настроения.
Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества «Папа и я –
верные друзья», «Богатырские забавы» проводится с участием пап, дедушек,
братьев. Ребята учатся на примере своих родных умению договариваться,
работать в команде. Очень важно ребёнку чувствовать поддержку со стороны
взрослых и видеть правильный образец действий. Участие пап в данном
мероприятии значительно укрепляет авторитет взрослых для ребёнка, сближает
детей и родителей.
Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и
родственников. Привлечение родителей к участию в детских физкультурных
праздниках содействует пропаганде физической культуры и спорта среди
широких слоев населения и является одной из форм работы коллектива
дошкольного учреждения с родителями по физическому воспитанию. Кроме
того, физкультурные праздники содействуют улучшению физкультурно-
массовой работы среди детей и взрослых.
Особенности организации и проведения физкультурно –
оздоровительного процесса учреждения способствуют активному привлечению
семьи к пропаганде ЗОЖ (здорового образа жизни), комплексному подходу к
оздоровлению детского организма.
Таким образом, педагогически грамотно организованный спортивный
праздник с участием родителей – эффективное средство для формирования
положительного образца взаимоотношений между взрослыми и детьми, для
передачи накопленного опыта.
Список литературы:
1.
Герасимова И. А. Структура семьи. – Москва, 2001.
2.
Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. – Москва,
2000.
3.
Гуз А. А.Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи:
пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение
дошкольного образования. – Мозырь, 2007.