Напоминание

"Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Алексеева Людмила Дмитриевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 14

Населённый пункт: город Чебоксары

Наименование материала: Проект

Тема: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

Описание:

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Продолжительность каждого занятия – 30 минут. На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок переходил от освоения факторов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла, но такие их виды, как трудовые, по художественно-продуктивной деятельности, музыкальные, физкультурные, речевые занятия.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3336

Опубликовано 17.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Формирование экологической культуры у

детей старшего дошкольного возраста
Задачи:  Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;  Развивать познавательный интерес к миру природы.  Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка.  Воспитывать любовь и уважение к окружающей природной среде;  Вызывать у детей желание участвовать в создании экологически благоприятных условий в групповом помещении и на территории детского сада; Пути реализации: o Оформление наглядной информации для детей, педагогов и родителей; o Обеспечение материальной части проекта: изготовление дидактических игр, альбомов, приобретение художественной литературы, материал для уголка экспериментирования и для работы на природе; o Привлечение родителей к изготовлению и приобретению наглядных пособий; o Организация наблюдений, игр, занятий, проведение развлечений, опытов и т.д.
Работа с детьми
№ Мероприятия Сроки Цикл занятий познавательного характера 1. «Планета Земля в опасности» Сентябрь 2. «Что такое природа? Живая и неживая природа» Октябрь 3. «Кто живет в лесу» (экскурсия в библиотеку) Ноябрь 4. «Обитатели нашего уголка природы» Декабрь 5. «Я – человек» Январь 6. «Человек и природа» Февраль 7. «Экологические цепочки в лесу» (мультимедийный Март
материал) 8. «О диких зверях и домашних животных» Апрель 9. «Красная книга – сигнал опасности» Май Цикл изобразительно-творческих занятий 1. Рисование на тему: «Живая и неживая природа» Октябрь 2. Лепка на тему: «Съедобные и ядовитые грибы» Декабрь 3. Аппликация на тему: « Февраль 4. Рисование на тему: «Природоохранные и запрещающие знаки» Апрель Цикл музыкально-развлекательных занятий 1. «Путешествие в страну Витаминию» Октябрь 2. «Новогодние приключения в лесу» Январь 3. «Фантазии природы» Май Цикл занятий двигательно-активного характера 1. Подвижные игры: «Живая и неживая природа», «Ходят капельки по кругу», «Солнышко и дождик», «Перелет птиц», «Рыбаки и рыбки», «Найди своё дерево», Улетают – не улетают», «Ручейки и озеро», Сентябрь - май 2. Утренняя гимнастика «Живая и неживая природа» Октябрь 3. Эстафета: «Собери урожай», «Муравейник», «Коршун и наседки», «Пингвины». Сентябрь-октябрь 4. Физкультурное развлечение: « Кто живет в лесу», «На лесной опушке», «В гостях у старичка- лесовичка» Ноябрь Беседы 1. «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» Сентябрь 2. «Кто главный в лесу?» Ноябрь 3. «Кто где живет и почему?» Январь 4. «Чувства животных и человека» Март 5. «Все нужны на Земле» Май Игры, конкурсы 1. «Кому что нужно», «Чем мы можем помочь реке?», «Кто где живет?», «Как человек использует землю, воду, растения, животных?», «Чем помогает кожа?», «Рассели жильцов на свои этажи», «Определи – кто?», «Домашнее или дикое животное?», «Четвертый лишний», «Загадай, мы отгадаем», «Хорошо – плохо», «Чем похожи, чем отличаются? Сентябрь - май 2. Конкурсы: «Что можно, что нельзя?», «Путаница», «Кто больше запомнит», «Живая пирамида», «Растения и животные красной книги», «Маленькие тайны природы». Сентябрь - май Экскурсии и целевые прогулки 1. Экскурсия в детскую библиотеку им. Л. Кассиля. Ноябрь 2. Экскурсия в ботанический сад Апрель 3. Целевая прогулка в лес в период появления листьев и первых весенних цветов Май 4. Целевая прогулка на речку и в поле Май
Трудовая деятельность 1. Определение состояния почвы у растений и способы ухода (полить, порыхлить, поставить на свет и т.п.) Сентябрь 2. Сбор мусора и сухих листьев на участке Сентябрь - октябрь 3. Сбор овощей на огороде Сентябрь - октябрь 4. Сбор снега в лунки деревьев и кустарников, в цветники. Посыпание песком дорожек. Ноябрь - март 5. Уборка территории, поддержка чистоты и порядка на участке Апрель - май Опытно-экспериментальная деятельность 1. Опыты на тему: «Вода» (вода прозрачная, у неё нет вкуса, цвета, запаха, формы, три агрегатных состояния воды, растворимость воды, вода нужна всем, изучение свойств воды) Сентябрь - ноябрь 2. Опыты на тему: «Воздух» (ветер – движение воздуха, движение воздуха, свойства воздуха) Сентябрь - май 3. Опыты на тему: «Что у нас под ногами» (песок, свойства мокрого песка, почва, влияние состава почвы на рост растений, глина) Сентябрь – октябрь, апрель - май 4. Опыты на тему: «Наш общий дом – природа» ( как кошка чистит языком себе шерстку, как маскируются животные, дыхание листа) Январь – май Художественная литература 1. Л. Толстой. «Как ходят деревья», Какая бывает роса» Сентябрь 2. В. Бояринов «Почему у дуба облетели листья» Октябрь 3. Г. Скребицкий «Раненые деревья» Октябрь 4. Г. Серебрицкий «Берегите птиц» Ноябрь 5. Г. Паустовский «Заботливый цветок», «Кот- зверюга» Ноябрь 6. Г. Кутнева «От первых цветов до белых снежинок» Ноябрь 7. В. Бианки «Приключения муравьишки», «Купание медвежат», «Чей нос лучше» Декабрь 8. Ю. Арагчеев «Сидел в траве кузнечик» Декабрь 9. Л. Толстой «Рассказы о животных», «Котенок», «Косточка» Январь 10. Р. Линт «Животные России. Животные гор. Животные морей, океанов. Животные тропического леса.» Февраль 11. Г. Снегирев «Звери наших лесов», «В пустыне» Февраль 12. А. Барков «Голоса леса» Март 13. А. Барто «Страшная птица» Март 14. И. Поленов «Синичкины кладовки» Март 15. В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал» Март 16. А. Плещеев «Весело цветники в поле пестреют» Апрель 17. Ф. Тютчев «Весенние воды» Апрель 18. Н. Осипов «В воде и у воды» Апрель 19. А. Фет «Уж верба вся пушистая» Апрель 20. А. Онегов «На берегу озера» Май 21. С. Городецкий «Весенняя песенка» Май
22. С. Михалков «Дело было в огороде» Май Наблюдения 1. Наблюдения за растениями, деревьями (за многообразием листьев, цветов, распространением семян, растениями на огороде, окраской и формой листьев, рассматривание коры деревьев, листопадом и цветением деревьев) Сентябрь - октябрь 2. Наблюдение за насекомыми (дождевыми червями, божьей коровкой, кузнечиком, майским жуком, муравьями) Сентябрь, апрель - май 3. Наблюдение за повадками и поведением птиц, образом жизни птиц, поведением птиц у кормушки, следами птиц на снегу. Сентябрь - май 4. Наблюдения за изменениями, происходящими в природе; Сентябрь - май 5. Наблюдения за погодой и природными явлениями (Ветром, облаками, дождем, туманом, росой, грозой, радугой, первым снегом, льдом, луной, солнцем, звездами, изморозью, снежинками, метелью, снегопадом, вьюгой, оттепелью, сосульками, капелью) Сентябрь - май
Работа с родителями
№ Мероприятия Сроки 1. Анкетирование на тему: «Экологическое образование в семье» сентябрь 2. Анкетирование на тему: «Экология и курение» октябрь 3. Общее родительское собрание «Войди в природу другом» ноябрь 4. Экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем» декабрь 5. Привлечение родителей к оформлению экологического уголка, информационного стенда январь 6. Тематические выставки поделок из природного материала, сделанных совместно родителями с детьми февраль 7. Участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности март 8. Совместное озеленение территории детского сада апрель 9. Участие родителей в эколого-оздоровительных походах, выезды с детьми на природу май Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Продолжительность каждого занятия – 30 минут. На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок переходил от освоения факторов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему
экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла, но такие их виды, как трудовые, по художественно- продуктивной деятельности, музыкальные, физкультурные, речевые занятия. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной и самостоятельной деятельности детей. В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного подхода и включает разные формы. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в самостоятельную деятельность. Важным компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе, с её объектами. Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе обусловлена созданием в дошкольном учреждении экологически развивающей среды. Результаты детской деятельности и заключительная диагностика (вопросы, игровые задания, наблюдения за детскими проявлениями в природе) помогут выявить достижения дошкольников в освоении экологической культуры и определить уровень их экологической воспитанности.
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Большое место уделяется совместной деятельности детей и их родителей: - проведение родительских собраний экологической направленности («КВН» викторины, «Поле чудес», «Зов джунглей» и др.); - участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой; - выезды с детьми на природу; - участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности; - совместное озеленение территории детского сада; - тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда в холле детского сада, включающего в себя несколько рубрик (экологические события в стране, регионе…, эколого- оздоровительная работа с детьми, мероприятия, проводимые в детском саду, музыка и природа…), материал в которых должен постоянно обновляться. Многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают ребёнку. Следовательно, проводилась большая работа по расширению знаний о растительном и животном мире, о взаимосвязях в ней, о культуре поведения на природе, о воспитании любви и заботливого отношения детей к окружающему миру и среди родителей. С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье проводились
анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования оговаривались на родительских собраниях для анализа, обсуждения, и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми. Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.


Яндекс.Метрика