Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №78"
Населённый пункт: Нижнекамск Татарстан
Наименование материала: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе
Тема: "Осень провожаем - зиму встречаем"
Описание:
Образовательная область: "Познавательное развитие"
Цель: систематизировать знания об осени и периоде предзимья.
Программные задачи:
Образовательные:
• Учить находить несоответствия и высказывать свои суждения.
• Развивать умение обследовать материал, опираясь на зрительное восприятие и тактильные ощущения, устанавливать сходство.
• Расширять знания детей о свойствах снега и льда.
• Закреплять знания о подготовке животных к зиме.
Развивающие:
• Развивать познавательные способности детей.
• Развивать восприятие и зрительную память.
• Расширять и обогащать словарь детей прилагательными.
• Развивать воображение, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывающие :
• Учить внимательно, слушать педагога и ответы других детей.
Интеграция образовательных областей:
"Познавательное развитие", "Речевое развитие", Художественно-эстетическое развитие"
Познавательное направление
.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: систематизировать знания об осени и периоде предзимья.
Программные задачи:
Образовательные:
Учить находить несоответствия и высказывать свои суждения.
Развивать умение обследовать материал, опираясь на зрительное
восприятие и тактильные ощущения, устанавливать сходство.
Расширять знания детей о свойствах снега и льда.
Закреплять знания о подготовке животных к зиме.
Развивающие:
Развивать познавательные способности детей.
Развивать восприятие и зрительную память.
Расширять и обогащать словарь детей прилагательными.
Развивать воображение, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывающие
:
Учить внимательно, слушать педагога и ответы других детей.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое
развитие»
Методы и приемы:
-практические: дидактические игры «Разложи урожай», « Сравни и назови»,
«Найди ошибки», динамическая пауза «Расчистим дорожки»
-словесные: стихотворения, вопросы, ответы, обсуждение ,слушание музыки.
Материал и оборудование : большие картинки диких животных (белка, заяц,
медведь), маленькие картинки (белка рыжая, белка серая, дупло, берлога,
желудь, гриб, мед, заяц серый, заяц белый , аудиозапись музыки ,
демонстрационный набор 5 видов овощей, наборы овощей маленького размера
на каждого ребенка, снежки из ваты или папье-маше, детские лопатки для
снега по количеству детей, шкатулка, материалы для сравнения (вата, фольга,
белая бумага, прозрачный пластик и т.д. ) по количеству детей.
I Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними
поздороваемся (Дети здороваются и усаживаются на места). Я предлагаю вам
отгадать мою загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Загадка –
Прошла по лугам, по лесам по полям,
Припасы приготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень)
- Правильно, вот и заканчивается осень, на пороге зима. Давайте вспомним,
какой была осень, что мы о ней узнали. Для этого я подготовила интересные
игры и задания и если вы совсем справитесь, то в конце вас ждет сюрприз.
-Вы готовы? (Да)
II Основная часть.
1 . Воспитатель читает стихотворение.
-Осень в гости приходила
Урожаем одарила,
Вкусным и богатым,
Кушайте ребята!
- Хочу пригласить вас ребята на осеннюю ярмарку, на которой продают разные
овощи. Воспитатель выставляет на доску 5 овощей. Давайте назовем их
(Ответы детей). У вас в тарелочках наборы таких же овощей.
- Теперь я разложу их на полочку (Воспитатель размещает овощи на доске и
закрывает до начала работы).
-Сейчас я ненадолго открою полочку, вы внимательно посмотрите, как
расположены овощи и точно так же разложите свои. Воспитатель открывает
образец на 5-6 секунд, а затем вновь закрывает. Дети работают со своим
набором, в течение 10-15 сек. Далее дети сравнивают свою работу с образцом.
Воспитатель просит поднять руку тех, у кого 1 ошибка, а затем тех, кто
выполнил задание правильно. Далее воспитатель меняет расположение
овощей, и задание повторяется.
- Молодцы, вы все очень старались и задание выполнили.
2.
Воспитатель:- Да, ребята, все в природе готовиться к зиме, а у нее
суровый характер. Люди собрали урожай овощей и фруктов, а вот как
готовились к зиме лесные звери?
Давайте сначала вспомним и назовем животных живущих в лесу (Ответы
детей). Правильно, вот только одним животным достаточно утеплить свою
шубку, а другим надо готовиться долго. Вот об этих животных мы и
поговорим.
- Предлагаю вам следующее задание. Оно называется «Исправь ошибки».
У меня на доске три животных: медведь, белка и заяц, а рядом с ними
картинки, где нарисовано, что они делают, чтобы подготовиться к зиме.
Сейчас вы внимательно посмотрите, подумайте все ли здесь правильно. Кто
будет готов, поднимите руку. Дети поочередно выходят к доске, переставляют
картинки у животных , при этом объясняют (например: белка на зиму
становится серой, а не рыженькой; зайчик не строит берлогу, а ночует под
кустиком; медведь ест мед, а не желуди и т.д.).
3. Воспитатель:- Вот и заканчивается нынешняя осень. Далее воспитатель
читает стихотворение:
Приходит в шубке белой
Красавица зима
Ступает королевой,
На шапке бахрома.
Снежинками украшен
Сверкающий наряд
Платком она помашет
Снежинки полетят .
- Скажите, ребята, какой вы представили себе Зимушку? Как она
выглядела? (красивая, строгая, грозная). При необходимости воспитатель
задает наводящие вопросы, чтобы описание получилось более полным.
Давайте закроем глазки и попробуем представить, как кружатся и падают
снежинки на дорогу, деревья, дома (Включается аудиозапись медленной,
плавной музыки). В это время воспитатель рассыпает на ковре снежки.
Музыка замолкает.
Воспитатель, обращая внимание детей на снег, читает стихотворение:
- Наша зимушка-зима
Все дорожки замела.
Мы лопаточки возьмем,
Снег с дорожек уберем!
4. Физминутка.
- Сколько снега выпало, давайте возьмем лопаточки и уберем его с дорожек.
Дети собирают снежки в корзинку.
Воспитатель: - Хорошо мы потрудились, давайте сядем на лавочку, отдохнем.
5.
Воспитатель: - Ой, ребята посмотрите, здесь остался небольшой сугроб
снега, а что это в нем лежит? Шкатулочка, да какая красивая! Наверное, это
зима вместе со снегом нам какой-нибудь сюрприз оставила. Давайте заглянем
внутрь, а здесь и записка есть. Воспитатель читает послание.
- Дорогие дети, я с нетерпением жду встречи с вами и уже отправила к
вам моих подружек Снежинок и Молодого Морозца. Они мне передали,
что вы им были очень рады, спасибо вам. За вашу доброту я посылаю вам
мои загадки. Если вы их разгадаете, вас ждет подарочек. Зима.
Воспитатель раздает детям материалы для обследования ( вата, фольга,
прозрачный пластик и т.п.).
- Вы держите в руках разные материалы и вам нужно сказать, чем он похож на
снег или лед, а может на то и другое. Кто готов? Дети производят свои
сравнения.
Молодцы ребята, все отлично справились. Далее, если остается время можно
продолжить следующими загадками:
-Ребята, в этой шкатулке еще лежит то, что ставят снеговику вместо носа
(морковка).
- Здесь еще лежит вещь, без которой нельзя гулять зимой на улице (шапка)
- А еще здесь лежит то, без чего не бывает Нового года (подарок)
III Заключительная часть.
Воспитатель: - Ай, да зима, не обманула нас! Вот он подарочек! Я вам буду
раздавать угощение, а вы вспомните, какое задание или игра вам больше всего
понравилась? А что вас удивило?
-Молодцы, а сейчас можно отдохнуть и поиграть.