Напоминание

"Фольклор – один из нетрадиционных подходов к работе с дошкольниками по самостоятельной художественно-речевой деятельности"

Автор: Зеленкова Майя Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №470"

Населённый пункт: г. Нижний Новгород

Наименование материала: Статья

Тема: "Фольклор – один из нетрадиционных подходов к работе с дошкольниками по самостоятельной художественно-речевой деятельности"

Описание:

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Чтобы помочь дошкольникам осваивать богатство родного языка, а также для успешного развития их эмоционально-мыслительной сферы, центральное место должно быть отведено самостоятельной художественно-речевой деятельности, которой в настоящее время уделяется недостаточно внимания педагогами дошкольных учреждений. Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии чёткой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3404

Опубликовано 24.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей. Как педагог дополнительного образования по социально-речевому развитию детского сада №756 я пришла к выводу, что знакомить детей с фольклорным материалом следует с младшего дошкольного возраста. Прежде чем знакомить детей с русским фольклором, самой пришлось многое узнать, прочесть, изучить, постичь сердцем. Много времени я провела в Российской детской библиотеке, где знакомилась с трудами собирателей произведений русского народного фольклора: Нечаева, Д.Н. Садовникова, В.И. Даля, М.А. Рыбниковой и др.; выезжала на экскурсии в Загорск, Суздаль, Владимир; собрала много литературы (детской, музыкальной, художественной, методической); посещала семинары и окончила курсы по фольклору, которые вели профессионалы-фольклористы Краснопевцева Елена Алексеевна и Ефремов Борис Серафимович. Таким образом, на первом этапе работы мною был накоплен необходимый для дальнейшей деятельности методический материал. И самое главное, что меня толкнуло на это - “русская изба”, которая есть у нас в детском саду. Было бы преступлением с моей стороны не взяться за это дело. Сам Бог велел. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством я провожу в русской избе, созданной руками заведующей детским садом Родионовой Т.Н. за долгие годы. Каждое лето она путешествует по отдалённым уголкам России и отовсюду что-нибудь обязательно привозит. Так наша “изба” постоянно пополняется старинными русскими предметами быта. От каждой новой встречи здесь дети получают радость и удовольствие. Им интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу Дашу, самим поставить ухватом чугунок в печь. А сколько радости доставляет, когда они залезают на печь, укладываются поспать на сундук, а я пою им колыбельные песни. Ведь никому не секрет, что современные родители (мамы, бабушки) не поют своим детям колыбельных песен. А жаль... В своей работе я широко применяю малые формы фольклора с дошкольниками. Известно, что ребёнок младшего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает
ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, весёлые радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Перебираю пальчиками Дениса и приговариваю:


Яндекс.Метрика