"Фольклор – один из нетрадиционных подходов к работе с дошкольниками по самостоятельной художественно-речевой деятельности"
Автор: Зеленкова Майя Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №470"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Фольклор – один из нетрадиционных подходов к работе с дошкольниками по самостоятельной художественно-речевой деятельности"
Описание:
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.
Чтобы помочь дошкольникам осваивать богатство родного языка, а также для успешного развития их эмоционально-мыслительной сферы, центральное место должно быть отведено самостоятельной художественно-речевой деятельности, которой в настоящее время уделяется недостаточно внимания педагогами дошкольных учреждений.
Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии чёткой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий.
Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского
языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках,
закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к детскому
фольклору, обогащение словарного запаса детей.
Как педагог дополнительного образования по социально-речевому развитию
детского сада №756 я пришла к выводу, что знакомить детей с фольклорным
материалом следует с младшего дошкольного возраста.
Прежде чем знакомить детей с русским фольклором, самой пришлось многое
узнать, прочесть, изучить, постичь сердцем. Много времени я провела в
Российской детской библиотеке, где знакомилась с трудами собирателей
произведений русского народного фольклора: Нечаева, Д.Н. Садовникова,
В.И. Даля, М.А. Рыбниковой и др.; выезжала на экскурсии в Загорск,
Суздаль, Владимир; собрала много литературы (детской, музыкальной,
художественной, методической); посещала семинары и окончила курсы по
фольклору, которые вели профессионалы-фольклористы Краснопевцева
Елена Алексеевна и Ефремов Борис Серафимович.
Таким образом, на первом этапе работы мною был накоплен необходимый
для дальнейшей деятельности методический материал. И самое главное, что
меня толкнуло на это - “русская изба”, которая есть у нас в детском саду.
Было бы преступлением с моей стороны не взяться за это дело. Сам Бог
велел.
Все занятия по ознакомлению с народным творчеством я провожу в русской
избе, созданной руками заведующей детским садом Родионовой Т.Н. за
долгие годы. Каждое лето она путешествует по отдалённым уголкам России и
отовсюду что-нибудь обязательно привозит. Так наша “изба” постоянно
пополняется старинными русскими предметами быта. От каждой новой
встречи здесь дети получают радость и удовольствие. Им интересно было
увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу Дашу, самим поставить
ухватом чугунок в печь. А сколько радости доставляет, когда они залезают на
печь, укладываются поспать на сундук, а я пою им колыбельные песни. Ведь
никому не секрет, что современные родители (мамы, бабушки) не поют своим
детям колыбельных песен. А жаль...
В своей работе я широко применяю малые формы фольклора с
дошкольниками. Известно, что ребёнок младшего возраста чутко откликается
на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни
малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает
ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому
тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки,
приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это
первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок.
Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, весёлые
радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с
народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и
речь, формирует отношение к окружающему миру.
Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в
детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме,
не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом
состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт
воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает
погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к
пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.
Перебираю пальчиками Дениса и приговариваю: