"Падежные конструкции. Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У"
Автор: Ионина Тамара Степановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 12"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: конспект фронтального логопедического занятия
Тема: "Падежные конструкции. Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У"
Описание:
Упражнение в образовании родительного числа существительных. составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием НЕТ. Закрепление понимания и употребления предлога У. Согласование существительных единственного числа в родительном падеже с прилагательными.
Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе ОНР
(I год обучения).
Тема: Падежные конструкции. Родительный падеж единственного числа
существительных без предлога и с предлогом У.
Цель:
1.
Упражнение в образовании родительного падежа единственного числа
существительных.
2.
Составление предложений с существительными в родительном падеже
единственного числа с отрицанием НЕТ.
3.
Закрепление понимания и употребления предлога У.
4.
Согласование существительных единственного числа в родительном падеже с
прилагательными.
Оборудование: предметные картинки: липа, дуб, клён, ясень, берёза;
сосна, ель, ветки с плодами, листьями, хвоей; конверты с
разрезными картинками; домашние, дикие животные и их
детёныши, большой плакат «Животные спрятались»
(видны только части животных).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед предлагает сесть тем детям, которые скажут, у кого в группе красное платье
(зелёная рубашка и т.д.)
Дети отвечают: «У Ани», «У Саши» и т.д.
2. Игра «Собери картинку».
Логопед: «Соберите картинки. Посмотрите на образец. Скажите, что у вас получилось».
Ребёнок: «У меня получилась картинка волка» и т.д.
3. Игра «Листья».
Логопед: «А сейчас мы пойдём в лес. По дороге поиграем в игру «Листья».
Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)
Будто они закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет принесём. («Шагают по столу средним и указательным
пальчиками.)
5. Игра «Какого дерева лист, ветка, плод?» - закрепление употребления родительного
падежа единственного числа существительных.
Дети «поднимают» с земли листья, ветки и плоды и говорят: «Это ветка (лист) клёна».
6. Игра «Скажи дальше» - договаривание названий деревьев в родительном падеже
единственного числа с предлогом У.
шишки у (сосны, ели)
иголки (хвоя)
жёлуди
цветы
серёжки
ягоды
листья
7. Игра «Эхо» - преобразование предложений. Составление предложений с
существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием НЕТ.
Логопед: «Налетел злой ветер и унёс все деревья из леса. Я буду говорить, что они есть,
а вы – что их нет».
Логопед: В лесу сосна. Дети: В лесу нет сосны.
В лесу ель. В лесу нет ели.
В лесу дуб.
В лесу берёза. И т.д.
8. Игра «Угадайте, чей хвост? Чья голова?»
Логопед: «В лесу не стало деревьев, и все звери испугались и попрятались в густую
траву. Скажите, чей хвост (чью голову, чьи уши) вы видите».
Ребёнок: «Я вижу хвост белки». И т.д.
9. Игра «Я испугался».
Логопед: «Скажите, каких животных вы испугались (каких не испугались)».
Ребёнок: «Я испугался волка».
10. Игра «Найди пару».
а) Детям раздаются картинки с изображением домашних. Диких животных. Им нужно
найти своих детёнышей (картинки выставлены на панно).
б) дети составляют предложения по схеме:
У коровы телёнок.
11. Игра «Потерялись слова» - договаривание предложений (названия деревьев в
родительном падеже единственного числа).
Логопед: «Ребята, нам пришло письмо от Незнайки. В предложениях потерялись слова,
и он ничего не понимает. Поможем Незнайке».
Таня и Ваня собирают для букета листья (каштан).
Таня подняла лист (клён).
Ваня увидел лист (берёза).
На поляне лежали сухие листья (осина).
В траве лежали жёлуди (дуб).
Ветер шелестел листьями (тополь).
К воде наклонились ветки (ива).
В траву упали шишки (сосна, ель).
12. Итог .