Конспект занятия познавательно-эстетического характера
предметно-тематическая лепка
Воспитатель : Кобылина Галина Владимировна МБДОУ «Детский сад
«Радуга»
Тема занятия. « Бревенчатый дом»
Возраст детей: старшая группа
Цель: формирование конкретных знаний о внешнем облике и строении
русской бревенчатой избы.
Задачи:
.
1.
Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи.
2.
Обогатить представления о способах постройки деревянного дома,
пополнить словарный запас: венец, сруб, кровля и т.п.
3.
Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам
русской культуры.
4.
Содействовать становлению ценностного отношения к коллективной
работе, умению работать в подгруппе, распределять обязанности,
планировать, договариваться.
5.
Совершенствовать навыки конструктивной лепки.
Оборудование:
-Электронная презентация;
-пластилин, -картон коричневого и желтого цветов ; стеки, доски для
лепки. Кукла Бабы-Яги (би-ба-бо), микрофон
Ход занятия
Этап занятия
Деятельность
педагога
Деятельность
детей
Методическое
обоснование и
самоанализ
Вводная
часть
Сюрпризны
й момент
(1-2 минуты)
Основная
часть
Показ
Игровая ситуация: Стук в
дверь, приход Бабы-Яги.
(кукла Би-ба-бо)
Б. Я. – Здравствуйте
детишки, девчонки и
мальчишки. В гости к вам
идти не думала и не гадала,
да вот беда в дорогу
позвала. Бездомная я стала,
сгорела моя избушка, вот
только фотография осталась.
бедная я старушка! Мне
теперь и жить то негде.
Вос-ль: - Дети, вы узнали,
кто это к нам в гости
пожаловал? Да, Бабушка-
Яга-костяная нога. И совсем
не страшная, а даже
симпатичная.
А что же ты от нас хочешь?
Б. Я. Наслышана я, что вы и
рисовать и лепить умеете, и
добрые вы и отзывчивые.
Постройте мне новую избу.
Красивую, как у людей.
Я много по Руси летала,
избы всякие видала, вот и
вам могу показать.
Раньше в крестьянской
России много людей жили в
избах – прочных, тёплых
домах из бревен или
деревянного бруса
Ответы
детей
Дети
рассматривают
фотографию
избушки.
Ответы детей
Дети вместе с
Мотивация
познавательной и
художественной
деятельности.
Показ фото избушки
( слайд 1)
Помочь Бабе-Яге
построить новую
избушку.
Рассматривание
слайдов с
иллюстрациями
различных домов,
презентации
3 минуты
2 минуты
рассмотрите внимательно
эти дома. Из чего они
сделаны? Да, все они
бревенчатые, но у каждого
дома есть свои особенности,
один не похож на другой.
Дома строились разные, от
простой избы до огромных
дворцов.
(Рассматривают
иллюстрации деревянных
домов с помощью
презентации.)
Избу в старину
сравнивали с человеком и
считали живой. Поэтому
переднюю ее часть считали
лицом, окна – глазами, а
верхнюю часть под крышей
– лбом.
-Теперь войдем в дом .
-Дети, как выдумаете, что
же в избе было самым
главным?
Послушайте, да
отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает»
(печь)
Печь - это сердце дома.
Печь кормила семью,
обогревала дом, на ней
спали младшие детки и
старики, сушили одежду и
даже мылись.
В русской печи готовили
щи, кашу, пекли хлеб,
пироги.
Между печью и стеной дома
было место, которое
называли «бабий кут» или
куток . Хозяйничала в кутке
воспитателем
рассматривают
слайды
одновременно
отвечая на
вопросы.
Отгадывают
загадку
выделяя элементы
строения избы.
(слайды 2- 5 )
Педагог задаёт
вопросы
(слайды 6-10)
-Показ презентации о
видах русской избы и
её внутреннем
убранстве
Ознакомление детей с
внутреннем
расположением избы,
традиционным
убранством.
Загадывание загадки
про печь.
Закрепление
представлений об
элементах русской
избы
Показ
приёмов
лепки избы
5минут
женщина-хозяйка: варила
еду, пекла хлеб, стряпала,
пряла, шила. Там же на
крюке, забитом в потолок,
висела колыбелька для
самого маленького в семье.
В избе всегда стоял
большой стол. Около него
простые длинные скамейки.
Здесь принимали гостей,
отмечали праздники. К нему
относились с уважением и
называли «Божьей
ладонью». Нельзя было бить
по нему, влезать на него
детям.
Парадной частью
избы был красный угол. В
самом углу, сразу под
полавочником помещали
божницу с иконами и
лампадкой, отчего угол
получил еще название
“святого”.
Б.Яга: ой какая красота,
слепите мне такую же избу,
-В. Сделаем детки?
Пожалеем Бабу-Ягу.?
Основа русского
деревянного дома - сруб.
Его складывали из венцов.
А что такое венец? Четыре
бревна, горизонтально
уложенные квадратом или
прямоугольником. Венец
укладывается на венец и
«вырастает» сруб.(слайд -)
- Когда строили избу, брёвна
укладывали одно на другое
очень плотно, а щели
(слайды 11-13)
Воспитатель
сопровождает рассказ
показом укладки из
заранее скатанных из
пластилина
брёвнышек, делает
«сруб»
конопатили сухим мхом.
Зачем? Да, чтобы в жилище
не проник холод. А
что
нужно сделать потом?
(Накрыть крышей.)
Крыши изб обычно крыли
тёсом – тонкими
дощечками, которые
обтёсывали специально для
кровли. Своей избушке я
сделаю черепичную крышу
(прямоугольник из картона
согнуть пополам,
прикрепить к срубу,
черепицу нарисовать).
- Что нужно сделать, чтобы
в избу попадал дневной
свет? Окна. Окна в русских
избах украшали
наличниками с затейливыми
узорами (окно – квадрат из
картона, наличники слепить
из пластилина – украсить
«резьбой» стекой).
- Чего ещё не хватает моему
дому? (дверей, крыльца).
Крыльцо не просто отмечает
вход. Там пили чай,
встречали гостей, на
крыльце вручали хлеб –
соль. Крыльцо особенно
старательно украшали
деревянной резьбой, витыми
столбиками.
- Посмотрите внимательно,
что ещё не хватает в моей
постройке? Труба. Для чего
она нужна? Чтобы дым из
печки выходил наружу, а не
оставался в доме. - Как вы
думаете, деревянную избу
обычно строил один
Показ изготовления
крыши
Показ постройки окон
Показ постройки
крыльца из отдельных
пластинок
Показ лепки трубы
Выполнение
работы
детьми 13
минут
3 часть.
Рефлексия
3 минуты
человек, или несколько?
Почему? Правильно, вместе
легче и быстрее.
Я предлагаю вам
объединиться по 4 человека
и построить русскую избу.
Вот наша изба в основном
готова. А где наша гостья?
Смотрите, она уже
осматривает свое новое
жилище. Видите ее в
окошке.
Б. Я. Спасибо вам ребята за
ваши умелые руки, за заботу
и творчество. Правду
говорят «Умелые руки не
знают скуки». До свидания
в сказках. (Уходит) .
Игра «Интервью».
Воспитатель предлагает
детям в микрофон задать
друг другу по очереди
вопросы. Дети отвечают,
начиная фразу со слов
- сегодня я узнал…
- было интересно узнать…
- было трудно выполнять…
- я научился
Дети
объединяются
в подгруппы по
4 человека и
выполняют
работу
Дети отвечают
на вопросы
друг друга
описывая свою
работу
Во время работы
включить записи
русских народных
песен.
(Педагог вместе с
детьми завершает
работу)