Напоминание

Конспект занятия "Бревенчатый дом"

Автор: Кобылина Галина Владимировна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Радуга"

Населённый пункт: п. Октябрьский

Наименование материала: занятие

Тема: Конспект занятия "Бревенчатый дом"

Описание:

занятие Конспект занятия познавательно-эстетического характера предметно-тематическая лепка в старшей группе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3459

Опубликовано 27.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Конспект занятия познавательно-эстетического характера предметно-тематическая лепка Воспитатель : Кобылина Галина Владимировна МБДОУ «Детский сад «Радуга» Тема занятия.
«
Бревенчатый дом» Возраст детей: старшая группа Цель: формирование конкретных знаний о внешнем облике и строении русской бревенчатой избы. Задачи: . 1. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи. 2. Обогатить представления о способах постройки деревянного дома, пополнить словарный запас: венец, сруб, кровля и т.п. 3. Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры. 4. Содействовать становлению ценностного отношения к коллективной работе, умению работать в подгруппе, распределять обязанности, планировать, договариваться. 5. Совершенствовать навыки конструктивной лепки.
Оборудование:
-Электронная презентация; -пластилин, -картон коричневого и желтого цветов ; стеки, доски для лепки. Кукла Бабы-Яги (би-ба-бо), микрофон
Ход занятия

Этап занятия Деятельность педагога Деятельность детей Методическое обоснование и самоанализ Вводная часть Сюрпризны й момент (1-2 минуты)
Основная

часть
Показ Игровая ситуация: Стук в дверь, приход Бабы-Яги. (кукла Би-ба-бо) Б. Я. – Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. В гости к вам идти не думала и не гадала, да вот беда в дорогу позвала. Бездомная я стала, сгорела моя избушка, вот только фотография осталась. бедная я старушка! Мне теперь и жить то негде. Вос-ль: - Дети, вы узнали, кто это к нам в гости пожаловал? Да, Бабушка- Яга-костяная нога. И совсем не страшная, а даже симпатичная. А что же ты от нас хочешь? Б. Я. Наслышана я, что вы и рисовать и лепить умеете, и добрые вы и отзывчивые. Постройте мне новую избу. Красивую, как у людей. Я много по Руси летала, избы всякие видала, вот и вам могу показать. Раньше в крестьянской России много людей жили в избах – прочных, тёплых домах из бревен или деревянного бруса Ответы детей Дети рассматривают фотографию избушки. Ответы детей Дети вместе с Мотивация познавательной и художественной деятельности. Показ фото избушки ( слайд 1) Помочь Бабе-Яге построить новую избушку. Рассматривание слайдов с иллюстрациями различных домов,
презентации 3 минуты 2 минуты рассмотрите внимательно эти дома. Из чего они сделаны? Да, все они бревенчатые, но у каждого дома есть свои особенности, один не похож на другой. Дома строились разные, от простой избы до огромных дворцов. (Рассматривают иллюстрации деревянных домов с помощью презентации.) Избу в старину сравнивали с человеком и считали живой. Поэтому переднюю ее часть считали лицом, окна – глазами, а верхнюю часть под крышей – лбом.
-Теперь войдем в дом
. -Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Послушайте, да отгадайте мою загадку: «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает» (печь)
Печь
- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток . Хозяйничала в кутке воспитателем рассматривают слайды одновременно отвечая на вопросы. Отгадывают загадку выделяя элементы строения избы. (слайды 2- 5 ) Педагог задаёт вопросы (слайды 6-10) -Показ презентации о видах русской избы и её внутреннем убранстве Ознакомление детей с внутреннем расположением избы, традиционным убранством. Загадывание загадки про печь. Закрепление представлений об элементах русской избы
Показ приёмов лепки избы 5минут женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. В избе всегда стоял большой стол. Около него простые длинные скамейки. Здесь принимали гостей, отмечали праздники. К нему относились с уважением и называли «Божьей ладонью». Нельзя было бить по нему, влезать на него детям. Парадной частью избы был красный угол. В самом углу, сразу под полавочником помещали божницу с иконами и лампадкой, отчего угол получил еще название “святого”. Б.Яга: ой какая красота, слепите мне такую же избу, -В. Сделаем детки? Пожалеем Бабу-Ягу.? Основа русского деревянного дома - сруб. Его складывали из венцов. А что такое венец? Четыре бревна, горизонтально уложенные квадратом или прямоугольником. Венец укладывается на венец и «вырастает» сруб.(слайд -) - Когда строили избу, брёвна укладывали одно на другое очень плотно, а щели (слайды 11-13) Воспитатель сопровождает рассказ показом укладки из заранее скатанных из пластилина брёвнышек, делает «сруб»
конопатили сухим мхом. Зачем? Да, чтобы в жилище не проник холод. А что нужно сделать потом? (Накрыть крышей.) Крыши изб обычно крыли тёсом – тонкими дощечками, которые обтёсывали специально для кровли. Своей избушке я сделаю черепичную крышу (прямоугольник из картона согнуть пополам, прикрепить к срубу, черепицу нарисовать). - Что нужно сделать, чтобы в избу попадал дневной свет? Окна. Окна в русских избах украшали наличниками с затейливыми узорами (окно – квадрат из картона, наличники слепить из пластилина – украсить «резьбой» стекой). - Чего ещё не хватает моему дому? (дверей, крыльца). Крыльцо не просто отмечает вход. Там пили чай, встречали гостей, на крыльце вручали хлеб – соль. Крыльцо особенно старательно украшали деревянной резьбой, витыми столбиками. - Посмотрите внимательно, что ещё не хватает в моей постройке? Труба. Для чего она нужна? Чтобы дым из печки выходил наружу, а не оставался в доме. - Как вы думаете, деревянную избу обычно строил один Показ изготовления крыши Показ постройки окон Показ постройки крыльца из отдельных пластинок Показ лепки трубы
Выполнение работы детьми 13 минут 3 часть. Рефлексия 3 минуты человек, или несколько? Почему? Правильно, вместе легче и быстрее. Я предлагаю вам объединиться по 4 человека и построить русскую избу. Вот наша изба в основном готова. А где наша гостья? Смотрите, она уже осматривает свое новое жилище. Видите ее в окошке. Б. Я. Спасибо вам ребята за ваши умелые руки, за заботу и творчество. Правду говорят «Умелые руки не знают скуки». До свидания в сказках. (Уходит) . Игра «Интервью». Воспитатель предлагает детям в микрофон задать друг другу по очереди вопросы. Дети отвечают, начиная фразу со слов - сегодня я узнал… - было интересно узнать… - было трудно выполнять… - я научился Дети объединяются в подгруппы по 4 человека и выполняют работу Дети отвечают на вопросы друг друга описывая свою работу Во время работы включить записи русских народных песен. (Педагог вместе с детьми завершает работу)



Яндекс.Метрика