Напоминание

"Социальная адаптация ребенка в детском саду"

Автор: Хизапова Илмира Илусовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МАДОУ д/с "Буратино"

Населённый пункт: с.Старобалтачево Балтачевский район Республика Башкортостан

Наименование материала: статья

Тема: "Социальная адаптация ребенка в детском саду"

Описание:

Социальная адаптация. Факторы, влияющие на адаптацию ребенка в детском саду. Советы родителям для успешной адаптации ребенка в детском саду.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3489

Опубликовано 29.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Социальная адаптация ребенка.
С момента рождения человека начинается его взаимодействие с внешней средой, возникает способность к приспособлению. Многообразные индивидуальные приспособления возникают в условиях естественной жизни или вырабатываются человеком преднамеренно. Развитие детской личности зависит от богатства и разнообразия его социальных связей. Поэтому раннее формирование социальных связей внутри и вне семьи, соответствующая тренировка контактов с другими людьми представляет важную задачу воспитания и развития. Социальной адаптации ребенок учится на основе собственного опыта, в процессе воспитания и обучения. Тренировка способности к социальной адаптации расширяет возможности приспособления и способствует выработке соответствующих форм поведения. Большая податливость и пластичность нервной системы ребенка увеличивает эти возможности. Однако необходимость приспосабливаться к новым социальным требованиям приносит множество трудностей. Социальной адаптации как врожденного качества не существует. При изменении конкретных условий, в частности при поступлении в ясли, переходе из яслей в детский сад, а из детского сада в школу, наступает напряжение в высшей нервной деятельности, которое сопровождается изменением поведения, расстройством сна, аппетита, разрушением процесса роста и развития. Чем закончится это напряжение-формирование нового уровня адаптации или состоянием патологической адаптации, при которой обычно наступает заболевание, - зависит от многих причин. На адаптацию ребенка влияют различные факторы. Изменение окружающей среды и обычного образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность различной степени выраженности, беспокойство или заторможенность. Ребенок быстро и эмоционально реагирует на все воздействия внешней среды. От положительных или отрицательных эмоциональных отношений которые возникают между ребенком и новой средой, зависит скорость и легкость его приспособления. Рассмотрим правила, которые нужно соблюдать при адаптации ребенка в детском саду: -Правило1. Постарайтесь не оставлять ребенка на полный день. Желательно первое время забирать его тогда, когда он еще не устал. Время пребывания в саду увеличивайте постепенно. -Правило 2.
Целесообразно узнать все правила, которые существуют в садике, особенно те, что касается личной гигиены. Постарайтесь придерживаться их дома – тогда ребенку легче будет привыкнуть к требованиям садика. Обязательно оставьте в садике запас одежды и белья, чтобы в случае необходимости ребенок мог быстро переодеться в чистое и сухое. -Правило 3. Не приучайте детей к перекусам, а соблюдайте режим питания. Организм ребенка привыкает к перекусам и в саду ему этого может не хватать. Малыш будет испытывать дискомфорт, но объяснить не сможет. Ест ли ребенок сам или ему нужна помощь? Уверенно пользуется ложкой и вилкой? Решите, как много вы хотите помощи в этом вопросе от воспитателей. Расскажите о ваших пожеланиях людям, которые будут непосредственно общаться с вашим малышом. - Правило 4. Очень часто родители уверены, что ребенку не нужен дневной сон, ведь дома его не уложишь. В детском саду дети спят, потому что их жизнь гораздо более динамична и насыщена, и после обеда дети просто валятся с ног от усталости. -Правило 5. Одежда должна быть удобной и комфортной. Что для вас важнее — чтобы он выглядел самым модным и стильным или, чтобы он не боялся испачкаться и помять одежду? Обратить внимание на удобство застежек. Пусть маленький человек чувствует себя комфортно и свободно, а одежда не будет предметом ваших сожалений и претензий к ребенку. -Правило 6. Договоритесь с ребенком, что он будет приносить в детский сад только те игрушки, с которыми он готов поделится, и пропажа или порча которых не вызовет бурю слез. Помните сейчас идет адаптация к детском саду, это и так тяжело для вашего ребенка, и лишние потрясения ему совсем ни к чему. -Правило 7. Расставание с мамой — для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Их приходится долго уговаривать и отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но в ваших силах сделать расставание менее болезненным. Узнайте, как ребенок чувствует себя в ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит то, скорее всего, причина в ритуале расставания. Необходимо придумать или изменить ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить. -Правило 8. Никогда не обманывайте ребенка. Обман — даже если у вас изменились планы — может стать очень тяжелой правдой для ребенка, поколебать
его доверие к вам и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду. Поэтому, если не уверены, сможете ли выполнить свое обещание — лучше забрать ребенка раньше без предупреждения — это станет для него приятным сюрпризом. Индикатором процесса адаптации может служить изменение активности ребенка в игре и взаимоотношениях с другими людьми. Игра является ориентирующей деятельностью , которая облегчает ребенку вхождение в социальную среду, так как не ставит перед ним невыполнимых требований. В то же время для нее нужны внутренне оживление и радость, которые положительно влияют на здоровье ребенка, следовательно, игра как форма организации жизни и деятельности ребенка есть условие и критерий быстроты и степени приспособления его к новому окружению. Важное значение для успешной адаптации имеют состояние здоровья и уровень физического развития ребенка. Ведущий оздоровительный фактор - двигательный режим, удовлетворяющий естественную потребность организма детей в движении. Дети, в режиме которых значителен объем двигательной активности, физически подготовлены, обладают высокой умственной работоспособностью, а также сопротивляемостью утомлению. Перечисленные факторы можно объединить в одном виде деятельности -физической подготовленности, так как именно ей присущи и высокий уровень двигательной активности, и игровой характер, и свобода выбора действий, и положительный эмоциональный фон. Направленная на оптимизацию психофизического состояния ребенка физическая подготовленность создает базу успешной адаптации его к конкретным условиям. Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности и, таким образом, получить психологическое удовлетворение. Занятия физическими упражнениями очень эмоциональны. Отсутствие регламентации предполагает участие ребенка только в тех играх, которые он выбирает по собственному желанию и которые доставляют ему радость. Режим дошкольного учреждения, включающий различные формы физических упражнений, способствует быстрой и легкой адаптации ребенка к новой социальной среде.


Яндекс.Метрика