Социальная адаптация ребенка.
С момента рождения человека начинается его взаимодействие с внешней
средой, возникает способность к приспособлению. Многообразные
индивидуальные приспособления возникают в условиях естественной жизни
или вырабатываются человеком преднамеренно.
Развитие детской личности зависит от богатства и разнообразия его
социальных связей. Поэтому раннее формирование социальных связей
внутри и вне семьи, соответствующая тренировка контактов с другими
людьми представляет важную задачу воспитания и развития. Социальной
адаптации ребенок учится на основе собственного опыта, в процессе
воспитания и обучения. Тренировка способности к социальной адаптации
расширяет возможности приспособления и способствует выработке
соответствующих форм поведения. Большая податливость и пластичность
нервной системы ребенка увеличивает эти возможности. Однако
необходимость приспосабливаться к новым социальным требованиям
приносит множество трудностей.
Социальной адаптации как врожденного качества не существует. При
изменении конкретных условий, в частности при поступлении в ясли,
переходе из яслей в детский сад, а из детского сада в школу, наступает
напряжение в высшей нервной деятельности, которое сопровождается
изменением поведения, расстройством сна, аппетита, разрушением
процесса роста и развития. Чем закончится это напряжение-формирование
нового уровня адаптации или состоянием патологической адаптации, при
которой обычно наступает заболевание, - зависит от многих причин.
На адаптацию ребенка влияют различные факторы. Изменение
окружающей среды и обычного образа жизни приводит, в первую очередь, к
нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода
характерны эмоциональная напряженность различной степени
выраженности, беспокойство или заторможенность. Ребенок быстро и
эмоционально реагирует на все воздействия внешней среды. От
положительных или отрицательных эмоциональных отношений которые
возникают между ребенком и новой средой, зависит скорость и легкость его
приспособления.
Рассмотрим правила, которые нужно соблюдать при адаптации ребенка в
детском саду:
-Правило1.
Постарайтесь не оставлять ребенка на полный день. Желательно первое
время забирать его тогда, когда он еще не устал. Время пребывания в
саду увеличивайте постепенно.
-Правило 2.
Целесообразно узнать все правила, которые существуют в садике,
особенно те,
что касается личной гигиены. Постарайтесь
придерживаться их дома – тогда
ребенку легче будет привыкнуть к
требованиям садика. Обязательно оставьте в
садике запас одежды и
белья, чтобы в случае необходимости ребенок мог быстро переодеться в
чистое и сухое.
-Правило 3.
Не приучайте детей к перекусам, а соблюдайте режим питания.
Организм ребенка привыкает к перекусам и в саду ему этого может не
хватать. Малыш будет испытывать дискомфорт, но объяснить не сможет.
Ест ли ребенок сам или ему нужна помощь? Уверенно пользуется ложкой
и вилкой? Решите, как много
вы хотите помощи в этом вопросе от
воспитателей. Расскажите о ваших пожеланиях людям, которые будут
непосредственно общаться с вашим малышом.
- Правило 4.
Очень часто родители уверены, что ребенку не нужен дневной сон, ведь
дома его не уложишь. В детском саду дети спят, потому что их жизнь
гораздо более динамична и насыщена, и после обеда дети просто
валятся с ног от усталости.
-Правило 5.
Одежда должна быть удобной и комфортной. Что для вас важнее —
чтобы он выглядел самым модным и стильным или, чтобы он не боялся
испачкаться и помять одежду? Обратить внимание на удобство застежек.
Пусть маленький человек чувствует себя комфортно и свободно, а
одежда не будет предметом ваших сожалений и претензий к ребенку.
-Правило 6.
Договоритесь с ребенком, что он будет приносить в детский сад только
те
игрушки, с которыми он готов поделится, и пропажа или порча которых
не
вызовет бурю слез. Помните сейчас идет адаптация к детском саду, это и
так
тяжело для вашего ребенка, и лишние потрясения ему совсем ни к чему.
-Правило 7.
Расставание с мамой — для всех животрепещущий вопрос. Очень многие
дети плачут при расставании. Их приходится долго уговаривать и
отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но в ваших силах сделать
расставание менее болезненным. Узнайте, как ребенок чувствует себя в
ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит то, скорее
всего, причина в ритуале расставания. Необходимо придумать или
изменить ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить.
-Правило 8.
Никогда не обманывайте ребенка. Обман — даже если у вас изменились
планы — может стать очень тяжелой
правдой для ребенка, поколебать
его доверие к вам и свести на нет все усилия
по успешной адаптации в
саду. Поэтому, если не уверены, сможете ли выполнить свое обещание
— лучше забрать ребенка раньше без предупреждения — это станет для
него приятным сюрпризом.
Индикатором процесса адаптации может служить изменение
активности ребенка в игре и взаимоотношениях с другими людьми. Игра
является ориентирующей деятельностью , которая облегчает ребенку
вхождение в социальную среду, так как не ставит перед ним
невыполнимых требований. В то же время для нее нужны внутренне
оживление и радость, которые положительно влияют на здоровье
ребенка, следовательно, игра как форма организации жизни и
деятельности ребенка есть условие и критерий быстроты и степени
приспособления его к новому окружению.
Важное значение для успешной адаптации имеют состояние здоровья
и уровень физического развития ребенка.
Ведущий оздоровительный фактор - двигательный режим,
удовлетворяющий естественную потребность организма детей в
движении. Дети, в режиме которых значителен объем двигательной
активности, физически подготовлены, обладают высокой умственной
работоспособностью, а также сопротивляемостью утомлению.
Перечисленные факторы можно объединить в одном виде
деятельности -физической подготовленности, так как именно ей
присущи и высокий уровень двигательной активности, и игровой
характер, и свобода выбора действий, и положительный эмоциональный
фон. Направленная на оптимизацию психофизического состояния
ребенка физическая подготовленность создает базу успешной адаптации
его к конкретным условиям.
Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность
ребенку проявить свои склонности и, таким образом, получить
психологическое удовлетворение.
Занятия физическими упражнениями очень эмоциональны. Отсутствие
регламентации предполагает участие ребенка только в тех играх,
которые он выбирает по собственному желанию и которые доставляют
ему радость.
Режим дошкольного учреждения, включающий различные формы
физических упражнений, способствует быстрой и легкой адаптации
ребенка к новой социальной среде.