Развивающие игры Воскобовича. Технология «Сказочные
лабиринты игры» в образовательном процессе детского сада.
Савельева Ольга Владимировна
воспитатель 1 категории
МБДОУ № 140
г. Мурманск
Вячеслав Вадимович Воскобович – живет в Санкт-Петербурге. В прошлом Вячеслав
Вадимович инженер-физик. Толчком к изобретению игр послужили двое собственных
детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти
альтернативу обычным постсоветским игрушкам, натолкнулся на опыт Никитина и
Зайцева. Но решил пойти своим путем.
«Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в
сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески
использовать», - говорит В.В. Воскобович.
Вячеслав Вадимович Воскобович – автор таких известных игр и обучающих
средств, как «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Складушки»,
«Чудо-крестики», «Игровизор» и других - в течении ряда лет проводил игровые
занятия с дошкольниками, консультации для родителей и обучеющие семенары для
педагогов. Он поддерживал связь со специалистами дошкольных учреждений Санкт-
Петербурга, которые оказывали ему необходимую помощь в апробации новых
разработок.
В начале 90-х Воскобович В.В., заинтересовался идеей создания развивающего
игрового пространства, создал Центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по
разработке, производству, внедрению и распространению методик, развивающих и
коррекционных игр, собрал творческий коллектив единомышленников. В настоящее
время развивающие игры и пособия Центра достаточно широко используются
родителями и педагогами дошкольных учреждений во многих городах России.
Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление,
внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать,
анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей
моделировать, соотносить части и целое. Данные игры характеризуются тем, что
содержат готовый игровой замысел, материал и правила. Игру существенно дополняет
сказка – она вводит роебенка в необычный мир возможностей и замыслов, заставляет
содействовать и сопереживать героям и событиям. Это порождает игнтерес к
приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Развивающие игры Воскобовича способствуют:
эффективному развитию психических процессов (внимания,памяти,
воображения, мышления, речи). Постоянное и постепенное усложнение игр
позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;
творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих
способностей ребенка, создает условия для его личностного развития;
развитию речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное
звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется
для развития фонематического слуха;
социально-нравственному развитию. В игре устанавливаются взаимоотношения
между детьми и взрослыми, ребенок проявляет чуткое отношение к
товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,
помогать в беде и т.д.;
художественному воспитании. Совершая какое-либо действие, ребенок думает о
его красоте, элегантности, общей уместности в конкретной ситуации, следит за
выразительностью своей речи и речи окружающих. Развиваются творчество и
фантазия при яркой проникновенной передаче художественного образа.
Особенности развивающих игр Воскобовича:
игры разработаны исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми
пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя все
новые и новые возможности;
широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7
лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем
усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и
упражнений;
многофункциональность и универсальность. С помощью игр можно решать
большое количество образовательных задач (знакомятся с цифрами или буквами,
цветом или формой, счетом и т.д.;
систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый
развивающий дидактический материал;
методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными
методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные
сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрированными
рисунками.
В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс
совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый
стандарт, очень мало. Например, на основе развивающих игр В.В. Воскобовича
создана ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ у детей трех-семи лет
«Сказочные лабиринты игры» . Данная
технология – это использование авторских игр в системе их постоянного и
постепенного усложнения.
Поэтапное включение игр определяется возрастными
особенностями ребенка:
Первый этап – дошкольник при помощи обследовательских действий
знакомится с цветом, формой, усваивает некоторые представления.
Второй этап – с помощью образа запоминает понятия, символы.
Третий этап – знакомство с закономерностями, принципами взаимодействия
(увеличение, сложение, трансформация), планирование своих действий.
Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне
оптимальной трудности. Таким образом, реализуется принцип потенциального
развития ребенка.
Технология решает следующие задачи:
развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать
новое;
развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам
окружающей действительности;
развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально
мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и
логического начал;
формирование базисных представлений (об окружающем мире,
математических), речевых умений;
построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-
творческому развитию детей в игре.
Технология представлена серией книг:
«Сказочные лабиринты игры» - в ней содержаться концептуальные
положения технологии, рекомендации по организации педагогического
процесса, конспекты логико-математических игр и интегрированных игровых
занятий, сценарии совместной деятельности детей и взрослых.
«Развивающие игры и пособия» - методический материал разработан к
каждому игровому комплекту. Книги так и называются: «Геоконт», «Игровой
квадрат», «Прозрачный квадрат» и т.д. В них описаны особенности игр,
указано их значение для развития и образования детей, определены нюансы
восприятия игр дошкольниками разного возраста.
Работа по технологии Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» очень
эффективна. Включение в воспитательно-образовательный процесс развивающих игр
предоставляет возможность для творческой деятельности и самореализации личности,
способствует активному вовлечению в учебный процесс и достижению высоких
результатов в интеллектуальном развитии детей.
Таким образом, применяя данную технологию, мы можем достичь главной цели
дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать общую
культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества,
сформировать предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную
успешность.
Литература
Бондаренко Т.М. развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим
играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов
ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного
интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные
лабиринтры игры». СПб., 2000.
Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология
интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/Под ред. В.В.
Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.