Напоминание

" Орловская семья "

Автор: Туманова Елена Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 54 общеразвивающего вида " г. Орла

Населённый пункт: город Орел

Наименование материала: Проект

Тема: " Орловская семья "

Описание:

Разработанный проект ДОУ к 450- летию основания г. Орла

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3494

Опубликовано 29.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Паспорт проекта

Постановка проблемы:
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки. Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл - интерес к своему прошлому, своим корням. С семьи начинается жизнь человека. Семья — источник любви, уважения, солидарности, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта:
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание образовательной программы дошкольного воспитания МБДОУ «Детский сад № 54 общеразвивающего вида» г. Орла включен цикл занятий «Орловская семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по этой теме у ребенка ограничен, мало кто знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Орловская семья», который поможет детям понять всю значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Что бы изменить такое положение был создан проект «Орловская семья».
Участники проекта:
дети средней группы (4-5 лет, родители, воспитатели)
Тип проекта:
краткосрочный (1 месяц).
Цель проекта:
расширить представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях, сформировать у детей понятие «Семья».
Задачи проекта:
2
1. Совершенствовать качество работы при взаимодействии с родителями. 2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знание о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях. 3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности. 4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и учить проявлять заботу о родных людях.


Гипотеза:
знание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует представление о семьи и семейных традициях.
Ресурсы:

Методическое

Кадровое

Материально-техниче-

ское

Методическая

литература по

данной теме;

Методический и

практический ма -

териал для рабо

-

ты с детьми;

Использование

интернет - ресур -

са

Воспитатели

Специалисты

Наличие в ДОУ:

Методический каби

-

нет

Музыкальный зал

Оборудование:
 Наглядный, де - монстрационный и ил - люстрационный матери - ал;  Альбомы, фотомате - риал;  Материал для изодея - тельности
Имеющиеся ресурсы:
 Компьютер;  Принтер;  Сканер; 3
 Проектор;  Экран.
Этапы реализации проекта:

I

этап — подготовительный (1 неделя):
 Анкетирование детей по проблеме  Определение цели и задач  Создание необходимых условий для реализации проекта На подготовительном этапе, проанализировав опрос детей, по данной теме, мной были определены цели и задачи проекта. Задачи I этапа:  Ознакомить родителей с целью и задачами проекта.  Привлечь родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта ( оформление группы по теме «Орловская семья»)
II этап — основной (практический) (2 недели):
 Внедрение в воспитательно — образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении  Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»  Выставка «Генеалогическое древо семьи»  Создание папки — передвижки «Тайна имени»  Выставка детских рисунков «Мой город — моя семья»  Совместное создание детей с родителями индивидуальных мини- проектов «Орловская семья».  Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.  Чтение с детьми художественной литературы по теме( потешки «Как у нас семья большая», Л. Н. Толстой «Рассказы для маленьких детей», «Мальчик- с пальчик», О. Осеева «Сыновья», русская сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», немецкая сказка «Кукушка»). 4
 Беседы с детьми («Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Как мы отдыхаем», «Что такое генеалогическое древо»).
III этап — заключительный (1неделя):
 Обработка результатов по реализации проекта  Родительское собрание (презентация индивидуальных мини- проектов)  Презентация проекта «Орловская семья» На заключительном этапе организовать выставку детского творчества «Орловская семья».
Поэтапный план реализации проекта:

2015 — 2016 учебный год

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый

результат

Ответствен-

ный (ФИО,

должность)
Выявить проблему нравственно- патриотического воспитания детей.
Опрос детей
: « Что я знаю своей семье? (приложение 1) 1-5 сентября 2016 Узнать у детей, что они знают о своей семье. Туманова Е. А. воспитатель Раскрыть значение понятий «семья, «члены семьи», «домочадцы»
ОД из цикла «Я

и моя семья»
Знакомство с понятием семья. Познавательное «Орловская семья» Рисование «Моя семья» 5 сентября 6 сентября 7 сентября Воспитанники получат больше информации о понятии «семья», «члены семьи», «домочадцы» Туманова Е. А. воспитатель 5
Воспитывать у детей внимание, умение слушать
Чтение

художественной

литературы:
(приложение 2) Потешки «Как у нас семья большая» Л. Н. Толстой «Рассказы для маленьких детей», «Мальчик- с пальчик» О. Осеева «Сыновья» русская сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» немецкая сказка «Кукушка» 8 сентября 9 сентября 12 сентября 13 сентября 14 сентября 16 сентября Дети высказывают свое мнение о прочитанных произведениях Туманова Е. А. воспитатель Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким
Дидактические

игры:
«Кто старше» «Кто младше» «Сложи картинку» «Закончи предложение» «Назови, как тебя дома ласково называют» 15,22, 29 сентября Повысить участие детей в дидактических играх Туманова Е. А. воспитатель 6
Воспитывать у детей любовь к родителям, уважение к старшим.
Сюжетно -

ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Семейный поход в цирк», «Магазин» 16,20,25 сентября Воспитанники дружелюбно относятся друг другу в разных игровых ситуациях Туманова Е. А. воспитатель Учить детей составлять рассказ о своей семье по плану, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Беседы:
«Выходной день в моей семье» «Как я помогаю дома» «Как мы отдыхаем» «Что такое генеалогическое древо моей семьи» 19, 21, 23,26 сентября Развитие речи, мышления, память и интерес Туманова Е. А. воспитатель Развивать речь, мышление, память, интерес
Заучивание

стихотворения о

семье.

(приложение №

3)
24 сентября Дети наизусть рассказывают стихотворение о семье Туманова Е. А. воспитатель Вызвать у родителей интерес и желание поучаствовать в реализации проекта. Сформировать доверительные, партнёрские отношения между воспитателями и родителями.
Консультации

для родителей:
Консультация «Что такое генеалогическое древо» Выставка «Генеалогическое древо Орловской семьи» 3 сентября 28 сентября Повысить активность участия родителей в мероприятиях детского сада. Туманова Е. А. воспитатель 7
Папка — передвижка «Тайна имени» Выставка детских рисунков « Моя Орловская семья» 22 сентября 27 сентября Проследить, были ли реализованы все задачи проекта, вовлечение родителей.
Подведение

итогов в

реализации

проекта:
Родительское собрание «Орловская семья- что может быть дороже» Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ 30 сентября Реализованы все задачи проекта, выступление родителей по теме. Туманова Е. А. воспитатель
Конечный продукт проекта:
1. Знание детьми информации о своей семье. 2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека. 3. Укрепление детско-родительских отношений путем совместной творческой деятельности. 8

Диагностическая карта « Моя семья»

№ Ф. И. ребенка

Понятие

«семья»

Понятие

«генеалоги

ческое

древо»

Семейные

традиции

Имена

бабушек

и

дедушек

Знание

профессии

родителей

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Критерии оценки показателей:
1 балл — ребенок не имеет представление. 2 балла — ребенок имеет достаточное представление. 3 балла — ребенок имеет полное представление.
Высокий уровень 15 — 12 баллов:
ребенок имеет полное представление о семье, семейных традициях, профессиях родителей, именах ближайших родственников. 9

Средний уровень 11 - 9 баллов:
Ребёнок имеет не полное представление о семье, семейных традициях, профессиях родителей, именах ближайших родственников.
Низкий уровень 8 — 5 баллов:
ребёнок имеет частичное представление о семье, семейных традициях, профессиях родителей, именах ближайших родственников. 10

Список использованной литературы:
1. Веракса Н. Е.,Васильева М. А., Комарова Т. С.. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М. : Мозайка-Синтез, 2014г. 2. Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П.Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. - М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007 3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. «Проекты в работе с семьей» Методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» 4. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьёй» : М.: - Т. У. Сфера, 2004. 5. Колентьева О. О., Калемуллина С. С. «Праздники в детском саду» : - М.: Просвещение, 2001. 11

Приложение 1.
Предложить детям вспомнить:  Кто приходит за вами в детский сад вечером? (бабушка, мама с братом, папа с сестрой, дедушка с бабушкой)  Как зовут папу, маму, бабушку, дедушку, сестру, брата?  Как их можно назвать одним словом?  Кем работают мама, папа?  Какие обязанности в семье у папы, мамы и тебя?  Что любят делать дома мама, папа?  Как нужно относиться к членам своей семьи? 12

Приложение 2.
Чтение художественной литературы:  потешки «Как у нас семья большая»  Л. Н. Толстой «Рассказы для маленьких детей», «Мальчик- с пальчик»  О. Осеева «Сыновья»  русская сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»  немецкая сказка «Кукушка» 13

Приложение 3.
Это вся моя семья: Мама, папа, брат и я. Мама варит и стирает. Папа гвозди забивает. Ну а брат мой ходит в школу, И учиться очень рад. Я с игрушками играю, Посещаю детский сад. Любим вместе мы на кухне Обсудить наши дела. Потому, что у меня Очень дружная семья! 14


Яндекс.Метрика