Постановка проблемы: Каждому человеку интересно узнать, откуда он
происходит, кем были его предки. Вопрос с виду простой, но на самом деле
имеет очень глубокий смысл - интерес к своему прошлому, своим корням. С
семьи начинается жизнь человека. Семья — источник любви, уважения,
солидарности, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта:
Содержание нравственного воспитания
дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и
воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим
родителям. В содержание образовательной программы дошкольного воспитания
МБДОУ «Детский сад № 54 общеразвивающего вида» г. Орла включен цикл
занятий «Орловская семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний
по этой теме у ребенка ограничен, мало кто знает историю создания семьи,
свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С
целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования
воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект
«Орловская семья», который поможет детям понять всю значимость семьи,
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство
привязанности к семье и дому.
Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о
своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек,
прабабушек и прадедушек. Что бы изменить такое положение был создан
проект «Орловская семья».
Участники проекта:
дети средней группы (4-5 лет, родители,
воспитатели)
Тип проекта: краткосрочный (1 месяц).
Цель проекта: расширить представления детей о своей семье,
родословной, семейных традициях, сформировать у детей понятие «Семья».
Задачи проекта:
2
1.
Совершенствовать качество работы при взаимодействии с
родителями.
2.
Формировать у детей представление о семье, о нравственном
отношении к семейным традициям, расширять знание о ближнем окружении,
учить разбираться в родственных связях.
3.
Развивать творческие способности родителей и детей в процессе
совместной деятельности.
4.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать
ценность семьи для каждого человека и учить проявлять заботу о родных
людях.
Гипотеза: знание своего генеалогического древа поможет детям узнать
историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует представление
о семьи и семейных традициях.
Ресурсы:
Методическое
Кадровое
Материально-техниче-
ское
Методическая
литература по
данной теме;
Методический и
практический ма -
териал для рабо
-
ты с детьми;
Использование
интернет - ресур -
са
Воспитатели
Специалисты
Наличие в ДОУ:
Методический каби
-
нет
Музыкальный зал
Оборудование:
Наглядный, де
-
монстрационный и ил
-
люстрационный матери -
ал;
Альбомы, фотомате
-
риал;
Материал для изодея -
тельности
Имеющиеся ресурсы:
Компьютер;
Принтер;
Сканер;
3
Проектор;
Экран.
Этапы реализации проекта:
I
этап — подготовительный (1 неделя):
Анкетирование детей по проблеме
Определение цели и задач
Создание необходимых условий для реализации проекта
На подготовительном этапе, проанализировав опрос детей, по данной теме,
мной были определены цели и задачи проекта.
Задачи I этапа:
Ознакомить родителей с целью и задачами проекта.
Привлечь родителей к созданию необходимых условий для реализации
проекта ( оформление группы по теме «Орловская семья»)
II этап — основной (практический) (2 недели):
Внедрение в воспитательно — образовательный процесс эффективных
методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о семье, её
происхождении
Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
Выставка «Генеалогическое древо семьи»
Создание папки — передвижки «Тайна имени»
Выставка детских рисунков «Мой город — моя семья»
Совместное создание детей с родителями индивидуальных мини-
проектов «Орловская семья».
Разработка и накопление методических материалов, разработка
рекомендаций по проблеме.
Чтение с детьми художественной литературы по теме( потешки «Как у
нас семья большая», Л. Н. Толстой «Рассказы для маленьких детей»,
«Мальчик- с пальчик», О. Осеева «Сыновья», русская сказка «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка», немецкая сказка «Кукушка»).
4
Беседы с детьми («Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома»,
«Как мы отдыхаем», «Что такое генеалогическое древо»).
III этап — заключительный (1неделя):
Обработка результатов по реализации проекта
Родительское собрание (презентация индивидуальных мини- проектов)
Презентация проекта «Орловская семья»
На заключительном этапе организовать выставку детского творчества
«Орловская семья».
Поэтапный план реализации проекта:
2015 — 2016 учебный год
Задачи
Мероприятия
Сроки
Ожидаемый
результат
Ответствен-
ный (ФИО,
должность)
Выявить
проблему
нравственно-
патриотического
воспитания
детей.
Опрос детей :
« Что я знаю
своей семье?
(приложение 1)
1-5
сентября
2016
Узнать у детей,
что они знают
о своей семье.
Туманова Е. А.
воспитатель
Раскрыть
значение
понятий «семья,
«члены семьи»,
«домочадцы»
ОД из цикла «Я
и моя семья»
Знакомство с
понятием семья.
Познавательное
«Орловская
семья»
Рисование «Моя
семья»
5
сентября
6
сентября
7
сентября
Воспитанники
получат
больше
информации о
понятии
«семья»,
«члены семьи»,
«домочадцы»
Туманова Е. А.
воспитатель
5
Воспитывать у
детей внимание,
умение слушать
Чтение
художественной
литературы:
(приложение 2)
Потешки «Как у
нас семья
большая»
Л. Н. Толстой
«Рассказы для
маленьких детей»,
«Мальчик- с
пальчик»
О. Осеева
«Сыновья»
русская сказка
«Сестрица
Алёнушка и
братец Иванушка»
немецкая сказка
«Кукушка»
8
сентября
9
сентября
12
сентября
13
сентября
14
сентября
16
сентября
Дети
высказывают
свое мнение о
прочитанных
произведениях
Туманова Е. А.
воспитатель
Воспитывать
любовь и
уважительное
отношение к
родным и
близким
Дидактические
игры:
«Кто старше»
«Кто младше»
«Сложи
картинку»
«Закончи
предложение»
«Назови, как тебя
дома ласково
называют»
15,22, 29
сентября
Повысить
участие детей в
дидактических
играх
Туманова Е. А.
воспитатель
6
Воспитывать у
детей любовь к
родителям,
уважение к
старшим.
Сюжетно -
ролевые игры:
«Семья»,
«Больница»,
«Семейный поход
в цирк»,
«Магазин»
16,20,25
сентября
Воспитанники
дружелюбно
относятся друг
другу в разных
игровых
ситуациях
Туманова Е. А.
воспитатель
Учить детей
составлять
рассказ о своей
семье по плану,
воспитывать
любовь и
уважение к
членам своей
семьи.
Беседы:
«Выходной день в
моей семье»
«Как я помогаю
дома»
«Как мы
отдыхаем»
«Что такое
генеалогическое
древо моей
семьи»
19, 21,
23,26
сентября
Развитие речи,
мышления,
память и
интерес
Туманова Е. А.
воспитатель
Развивать речь,
мышление,
память, интерес
Заучивание
стихотворения о
семье.
(приложение №
3)
24
сентября
Дети наизусть
рассказывают
стихотворение
о семье
Туманова Е. А.
воспитатель
Вызвать у
родителей интерес
и желание
поучаствовать в
реализации
проекта.
Сформировать
доверительные,
партнёрские
отношения между
воспитателями и
родителями.
Консультации
для родителей:
Консультация
«Что такое
генеалогическое
древо»
Выставка
«Генеалогическое
древо Орловской
семьи»
3
сентября
28
сентября
Повысить
активность
участия
родителей в
мероприятиях
детского сада.
Туманова Е. А.
воспитатель
7
Папка —
передвижка
«Тайна имени»
Выставка детских
рисунков « Моя
Орловская семья»
22
сентября
27
сентября
Проследить,
были ли
реализованы все
задачи проекта,
вовлечение
родителей.
Подведение
итогов в
реализации
проекта:
Родительское
собрание
«Орловская
семья- что может
быть дороже»
Распространение
опыта работы по
теме среди
педагогов ДОУ
30
сентября
Реализованы
все задачи
проекта,
выступление
родителей по
теме.
Туманова Е. А.
воспитатель
Конечный продукт проекта:
1.
Знание детьми информации о своей семье.
2.
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
3.
Укрепление детско-родительских отношений путем совместной
творческой деятельности.
8
Диагностическая карта « Моя семья»
№ Ф. И. ребенка
Понятие
«семья»
Понятие
«генеалоги
ческое
древо»
Семейные
традиции
Имена
бабушек
и
дедушек
Знание
профессии
родителей
Итого
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Критерии оценки показателей:
1 балл — ребенок не имеет представление.
2 балла — ребенок имеет достаточное представление.
3 балла — ребенок имеет полное представление.
Высокий уровень 15 — 12 баллов:
ребенок имеет полное представление о
семье, семейных традициях, профессиях родителей, именах ближайших
родственников.
9
Средний уровень 11 - 9 баллов:
Ребёнок имеет не полное представление о
семье, семейных традициях, профессиях родителей, именах ближайших
родственников.
Низкий уровень 8 — 5 баллов:
ребёнок имеет частичное представление о
семье, семейных традициях, профессиях родителей, именах ближайших
родственников.
10
Список использованной литературы:
1.
Веракса Н. Е.,Васильева М. А., Комарова Т. С.. Программа воспитания и
обучения в детском саду «От рождения до школы» - М. : Мозайка-Синтез,
2014г.
2.
Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П.Система работы
детского сада по вопросам семейного воспитания. - М. : Глобус,
Волгоград: Панорама, 2007
3.
Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. «Проекты в работе с
семьей» Методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека
журнала «Управление ДОУ»
4.
Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьёй» : М.: - Т. У. Сфера, 2004.
5.
Колентьева О. О., Калемуллина С. С. «Праздники в детском саду» : - М.:
Просвещение, 2001.
11
Приложение 1.
Предложить детям вспомнить:
Кто приходит за вами в детский сад вечером? (бабушка, мама с братом,
папа с сестрой, дедушка с бабушкой)
Как зовут папу, маму, бабушку, дедушку, сестру, брата?
Как их можно назвать одним словом?
Кем работают мама, папа?
Какие обязанности в семье у папы, мамы и тебя?
Что любят делать дома мама, папа?
Как нужно относиться к членам своей семьи?
12
Приложение 2.
Чтение художественной литературы:
потешки «Как у нас семья большая»
Л. Н. Толстой «Рассказы для маленьких детей», «Мальчик- с пальчик»
О. Осеева «Сыновья»
русская сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
немецкая сказка «Кукушка»
13
Приложение 3.
Это вся моя семья:
Мама, папа, брат и я.
Мама варит и стирает.
Папа гвозди забивает.
Ну а брат мой ходит в школу,
И учиться очень рад.
Я с игрушками играю,
Посещаю детский сад.
Любим вместе мы на кухне
Обсудить наши дела.
Потому, что у меня
Очень дружная семья!
14