Напоминание

"Социальное партнерство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования"

Автор: Моисеева Валентина Владимировна

Должность: педагог - психолог

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №93 "Капитошка"

Населённый пункт: город Норильск

Наименование материала: статья

Тема: "Социальное партнерство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования"

Описание:

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями воспитанников. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3502

Опубликовано 30.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Валентина Владимировна Моисеева МБДОУ «Детский сад №93 «Капитошка» педагог – психолог 89135269357 С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями воспитанников. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Остановимся на определении и соотношении этого ключевого понятия, каким является «социальное партнёрство». В новой философской энциклопедии говорится, что социальное партнёрство - тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений. Б. М. Генкин считает, что социальное партнёрство - это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства - понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены. Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ являются родители наших воспитанников. Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: 1. Формирование педагогической компетентности; 2. Формирование мобильности родительской общественности; 3. Формирование авторитетности родительской общественности. 1
Цель социального партнерства - создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи социального партнерства: - Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС) - Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. - Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей. - Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными: 1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации. 2. Общие и групповые собрания. 3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды. Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в них отводится педагогам. В этих условиях невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально. Поэтому, помимо традиционных мы используем инновационные активные формы работы с семьями воспитанников: совместные экскурсии, походы, пикники; родительские конференции; деловые игры; тренинги; вечера вопросов и ответов; семейные клубы и т.д. Правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают основные принципы партнёрства ДОУ и семьи, это: 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями: предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов ДОУ с родителями. В общении педагога с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 2. Индивидуальный подход: необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 2
3. Сотрудничество, а не наставничество: современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтере- сованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 4. Динамичность: детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы ДОУ с семьей. 5. Открытость детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе, личностно ориентированного, адресного индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Учитывая этот немаловажный аспект я начала работу по взаимодействию с семьями воспитанников с изучения их семейной среды, условий воспитания и развития детей-дошкольников. При этом использовала традиционные педагогические методы: наблюдение, опросные методики, диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности. Результаты исследования потребовали пересмотра привычных форм работы с родителями в детском саду. Стало очевидно, что родители должны активнее участвовать в воспитательно-образовательном процессе, формировании естественного детско-взрослого сообщества как это и требует новый ФГОС ДО. Оптимальной формой сотрудничества с семьей было признано создание родительского клуба, в рамках которого взаимодействие родителей и педагогов позволяет лучше узнать ребенка, способствует взаимопониманию между педагогами, родителями и детьми. В клубе проводится психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляется общение педагогов и родителей в детско-взрослом сообществе, обеспечивается включение родителей в деятельность детского сада, их участие в коллективных творческих делах. Воспитательная, развивающая, досуговая работа проводится при активном участии родителей в подготовке праздников, спектаклей, совместной творческой деятельности с детьми и педагогами; организуются 3
консультации специалистов детского сада, психолога, обмена опытом воспитания детей родителями, тренинги. В МБДОУ «Детский сад №93 «Капитошка» мною организован родительский клуб «Любят малыши играть». Главная цель деятельности родительского клуба — создание позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может творчески организовать свой досуг в процессе совместной деятельности (праздники, спектакли, лекции, занятия и т.д.), просветительскую деятельность, получить консультации, рекомендации специалистов детского сада, психолога. Задачи родительского клуба охватывают целый комплекс проблем: - пропаганда здорового образа жизни (физическое и психическое здоровье); - развитие социально - коммуникативных способностей родителей и педагогов; - формирование детских коллективов, групп родителей по интересам; - развитие нравственных качеств ребенка, взрослого (проблемы сотрудничества и самоуважения, дружелюбия, ответственность, милосердие и т.д.); - выявление и развитие способностей детей к различным видам деятельности через игру; - развитие интеллектуальных способностей (занятия, лекции). В работе с семьей были определены несколько этапов: 1) ознакомительный и изучение семьи (сбор информации, знакомство); 2) просветительский (повышение уровня социальной и педагогической компетентности родителей, оказание помощи семье в кризисной ситуации); 3) развивающий, досуговый. Деятельность родительского клуба «Любят малыши играть» построена на принципах сотрудничества с семьями: - индивидуально-дифференцированный подход (корректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества); - систематичность и последовательность работы с каждой семьей (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка к новым социальным условиям); - доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей воспитанников; - уважение норм и ценностей семьи; - ориентацию на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи; - использование различных методов работы психолога и других специалистов ДОУ. 4
Встречи в клубе позволяют родителям лучше понимать собственного ребенка; детям - привить чувство гордости за свою семью; педагогам - более эффективно строить воспитательно-образовательный процесс. Новым для всех стало осознание своей сопричастности: «Я кому-то помогаю». При этом очень важны поддержка родителей и их помощь. Проведенное анкетирование на предмет взаимодействия педагогов детского сада и родителей показало, что: 62% опрошенных родителей считают, что педагоги могут помочь советом, а действовать должны они сами; 27% опрошенных родителей ответственность за воспитание детей в равной степени возлагают на себя и педагогов ДОУ; 11% опрошенных родителей заботу о воспитании ребенка возлагают на педагогов. При этом большинство родителей не спешат обращаться к педагогам ДОУ за помощью, поскольку: 84% из них не придают особого значения трудностям воспитания и образования ребенка; 81 % считают это неудобным, так как, по их мнению, подобные консультации не входят в обязанности педагогов; 37% полагают, что с имеющимися проблемами справятся сами. В то же время, по данным анкетирования, 93% педагогов стремятся к взаимодействию с родителями. Родительский клуб становится помощником педагогов, так как в нем реализуется не только творческая, но и нравственная программа. Совместные занятия в клубе для родителей воспитанников и педагогов способствуют прежде всего осознанию своей личности - природы психики, сознания, мотивации поступков. Особое внимание уделяется планированию заседаний родительского клуба, которые проводятся в разных формах. Заседания родительского клуба требуют более тщательные подготовки. Главное условие - добровольность и взаимная заинтересованность. Уже первая встреча в форме вечера вопросов и ответов на тему «Адаптация детей к детскому саду» прошла с большим интересом, с участием воспитателей, психолога и старшей медицинской сестры. Родители не только слушали выступления специалистов, но и сами включились в обсуждение, делились опытом успешной адаптации старших детей. Содержанием второй части заседания клуба были «Веселые игры» для знакомства, в которых участвовали все родители и педагоги. Второе заседание «Социально - коммуникативное развитие детей» проводилось в форме мастер - класса, в которую активно включилась учитель - логопед нашего ДОУ. Затем состоялся тренинг «играя развиваем», в котором родители закрепили полученные знания.. Третье заседание «Игра в жизни ребенка» прошло в форме дискуссии с элементами практикума и деловой игры, консультаций психолога по вопросам развития детской игры и воспитания 5
инициативности и самостоятельности. В рамках третьего заседания клуба «Любят малыши играть» были организованны совместные игры детей и родителей. Четвертое заседание стало итоговым. Оно прошло в форме игрового часа, где каждому родителю была предоставлена возможность организовать и провести игру с детьми младшего дошкольного возраста. По итогам всех встреч я сделала вывод, что клуб «Любят малыши играть», организованный для родителей с целью пропаганды психолого- педагогических знаний среди родителей и обучения их взаимодействию с собственными детьми, в начале 2015/16 учебном году посещали 25% родителей воспитанников младших групп. К концу учебного года их число увеличилось до 45%. Это вселяет уверенность в полезности начатого дела. Основная масса родителей стала более внимательно относиться к своим детям, активнее посещать мероприятия, организуемые в ДОУ, чаще обращаться за консультацией к специалистам, воспринимать рекомендации по воспитанию детей, предлагаемые воспитателями и специалистами. Исходя из результатов работы родительского клуба, были определены его задачи на 2016/17 учебный год: установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка в развитии и воспитании детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга через активизацию работы родительского клуба; активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Знакомство с семьей дошкольника позволяет педагогам взаимодействовать с родителями для успешного развития ребенка, увидеть «зону его ближайшего развития», определить цели и задачи в дальнейшей работе. Выбор форм и методов работы зависит от потребностей и интересов семьи, стиля воспитания в ней детей и отношений между взрослыми, которые отличаются индивидуальными особенностями в каждой семье. В результате социального партнерства ДОУ и семьи в рамках родительского клуба позиция родителей как воспитателей своего ребенка становиться более гибкой и осознанной в выборе методов и приемов взаимодействия с детьми. Список литературы: 6
1. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М., 1989. 2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда.- М., 2011. 3. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. 4. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб.: Речь.- 2003. 5. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в самье. – М., 1979 6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь.- 2002. 7. Новая философская энциклопедия/ под ред. В.С.Степина. – М.: Мысль.- 2010 8. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. М., 2004. 9. Тавберидзе Е.А. Калугина В.А. Организация и содержание работы с родителями. – М.: Школьная Пресса.- 2008 7


Яндекс.Метрика