"Социальное партнерство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования"
Автор: Моисеева Валентина Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №93 "Капитошка"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: "Социальное партнерство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования"
Описание:
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями воспитанников. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
Валентина Владимировна Моисеева
МБДОУ «Детский сад №93 «Капитошка»
педагог – психолог
89135269357
С введением Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется работе с
родителями воспитанников. И новые задачи, встающие перед дошкольным
учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и
взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему
решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад
постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной
стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится
более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны
педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на
сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими
социальными институтами. Таким образом, организуется социальное
партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов
общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение
устойчивого развития социальных отношений и повышение качества
жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Остановимся на определении и соотношении этого ключевого
понятия, каким является «социальное партнёрство».
В новой философской энциклопедии говорится, что социальное
партнёрство - тип социального взаимодействия, ориентирующий
участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение
консенсуса, оптимизацию отношений.
Б. М. Генкин считает, что социальное партнёрство - это идеология,
формы и методы согласования интересов социальных групп для
обеспечения их конструктивного взаимодействия.
Основой понятия «социальное партнёрство» выступает
конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для
партнёрства - понимание того, что без другого, без реализации его
интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда
взаимообусловлены.
Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ
являются родители наших воспитанников.
Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в
ДОУ решается в трех направлениях:
1.
Формирование педагогической компетентности;
2.
Формирование мобильности родительской общественности;
3.
Формирование авторитетности родительской общественности.
1
Цель социального партнерства - создание единого пространства
развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный
процесс.
Задачи социального партнерства:
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и
повысить компетентность родителей (ФГОС)
- Установить партнерские отношения с семьей каждого
воспитанника.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
- Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать
их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных
педагогических возможностях.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы
работы, которые в дошкольной педагогике принято считать
традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так
как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая
роль в них отводится педагогам.
В этих условиях невозможно увидеть проблемы каждой семьи
индивидуально.
Поэтому, помимо традиционных мы используем инновационные
активные формы работы с семьями воспитанников:
совместные
экскурсии, походы, пикники; родительские конференции; деловые игры;
тренинги; вечера вопросов и ответов; семейные клубы и т.д.
Правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной,
подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают
основные принципы партнёрства ДОУ и семьи, это:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями:
предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым
прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов ДОУ с
родителями. В общении педагога с родителями неуместны категоричность,
требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно
от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями
значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход: необходим не только в работе с детьми,
но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен
чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится
человеческое и педагогическое умение успокоить родителя,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной
ситуации.
2
3. Сотрудничество, а не наставничество: современные
мамы и
папы в большинстве
своем люди грамотные, осведомленные и, конечно,
хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей.
Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических
знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо
эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки
семьи в сложных педагогических
ситуациях,
демонстрация заинтере-
сованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и
искреннее желание помочь.
4. Динамичность: детский сад сегодня должен находиться в режиме
развития, а не функционирования, представлять собой мобильную
систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей,
их образовательные потребности и воспитательные запросы. В
зависимости от этого должны меняться формы и направления работы ДОУ
с семьей.
5. Открытость детского сада для семьи: каждому родителю
обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его
ребенок.
Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе,
личностно ориентированного, адресного индивидуального подхода с
учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения
ребенка.
Учитывая этот немаловажный аспект я начала работу по
взаимодействию с семьями воспитанников с изучения их семейной среды,
условий воспитания и развития детей-дошкольников. При этом
использовала традиционные педагогические методы: наблюдение,
опросные методики, диагностика типового семейного состояния,
самодиагностика родительского отношения к детям, беседы,
анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов
детской деятельности.
Результаты исследования потребовали пересмотра привычных форм
работы с родителями в детском саду. Стало очевидно, что родители
должны активнее участвовать в воспитательно-образовательном процессе,
формировании естественного детско-взрослого сообщества как это и
требует новый ФГОС ДО. Оптимальной формой сотрудничества с семьей
было признано создание родительского клуба, в рамках которого
взаимодействие родителей и педагогов позволяет лучше узнать ребенка,
способствует взаимопониманию между педагогами, родителями и детьми.
В клубе проводится психолого-педагогическое просвещение родителей,
осуществляется общение педагогов и родителей в детско-взрослом
сообществе, обеспечивается включение родителей в деятельность детского
сада, их участие в коллективных творческих делах.
Воспитательная, развивающая, досуговая работа проводится при
активном участии родителей в подготовке праздников, спектаклей,
совместной творческой деятельности с детьми и педагогами; организуются
3
консультации специалистов детского сада, психолога, обмена опытом
воспитания детей родителями, тренинги.
В МБДОУ «Детский сад №93 «Капитошка» мною организован
родительский клуб «Любят малыши играть».
Главная цель деятельности родительского клуба — создание
позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или
ребенок) может творчески организовать свой досуг в процессе совместной
деятельности (праздники, спектакли, лекции, занятия и т.д.),
просветительскую деятельность, получить консультации, рекомендации
специалистов детского сада, психолога.
Задачи родительского клуба охватывают целый комплекс проблем:
- пропаганда здорового образа жизни (физическое и психическое
здоровье);
- развитие социально - коммуникативных способностей родителей и
педагогов;
- формирование детских коллективов, групп родителей по интересам;
- развитие нравственных качеств ребенка, взрослого (проблемы
сотрудничества и самоуважения, дружелюбия, ответственность,
милосердие и т.д.);
- выявление и развитие способностей детей к различным видам
деятельности через игру;
- развитие интеллектуальных способностей (занятия, лекции).
В работе с семьей были определены несколько этапов:
1) ознакомительный и изучение семьи (сбор информации, знакомство);
2) просветительский (повышение уровня социальной и педагогической
компетентности родителей, оказание помощи семье в кризисной
ситуации);
3) развивающий, досуговый.
Деятельность родительского клуба «Любят малыши играть»
построена на принципах сотрудничества с семьями:
- индивидуально-дифференцированный подход (корректная адресная
помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках
родительского сообщества);
- систематичность и последовательность работы с каждой семьей
(специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают
родителей в деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка
к новым социальным условиям);
- доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и
членами семей воспитанников;
- уважение норм и ценностей семьи;
- ориентацию на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности
к самопомощи;
- использование различных методов работы психолога и других
специалистов ДОУ.
4
Встречи в клубе позволяют родителям лучше понимать собственного
ребенка; детям - привить чувство гордости за свою семью; педагогам -
более эффективно строить воспитательно-образовательный процесс.
Новым для всех стало осознание своей сопричастности: «Я кому-то
помогаю». При этом очень важны поддержка родителей и их помощь.
Проведенное анкетирование на предмет взаимодействия педагогов
детского сада и родителей показало, что:
62% опрошенных родителей считают, что педагоги могут помочь
советом, а действовать должны они сами;
27% опрошенных родителей ответственность за воспитание детей в
равной степени возлагают на себя и педагогов ДОУ;
11% опрошенных родителей заботу о воспитании ребенка возлагают
на педагогов.
При этом большинство родителей не спешат обращаться к педагогам
ДОУ за помощью, поскольку:
84% из них не придают особого значения трудностям воспитания и
образования ребенка;
81 % считают это неудобным, так как, по их мнению, подобные
консультации не входят в обязанности педагогов;
37% полагают, что с имеющимися проблемами справятся сами.
В то же время, по данным анкетирования, 93% педагогов стремятся к
взаимодействию с родителями.
Родительский клуб становится помощником педагогов, так как в нем
реализуется не только творческая, но и нравственная программа.
Совместные занятия в клубе для родителей воспитанников и педагогов
способствуют прежде всего осознанию своей личности - природы
психики, сознания, мотивации поступков.
Особое внимание уделяется планированию заседаний родительского
клуба, которые проводятся в разных формах.
Заседания родительского клуба требуют более тщательные
подготовки. Главное условие - добровольность и взаимная
заинтересованность. Уже первая встреча в форме вечера вопросов и
ответов на тему «Адаптация детей к детскому саду» прошла с большим
интересом, с участием воспитателей, психолога и старшей медицинской
сестры. Родители не только слушали выступления специалистов, но и сами
включились в обсуждение, делились опытом успешной адаптации старших
детей. Содержанием второй части заседания клуба были «Веселые игры»
для знакомства, в которых участвовали все родители и педагоги.
Второе заседание «Социально - коммуникативное развитие детей»
проводилось в форме мастер - класса, в которую активно включилась
учитель - логопед нашего ДОУ. Затем состоялся тренинг «играя
развиваем», в котором родители закрепили полученные знания..
Третье заседание «Игра в жизни ребенка» прошло в форме
дискуссии с элементами практикума и деловой игры, консультаций
психолога по вопросам развития детской игры и воспитания
5
инициативности и самостоятельности. В рамках третьего заседания клуба
«Любят малыши играть» были организованны совместные игры детей и
родителей.
Четвертое заседание стало итоговым. Оно прошло в форме игрового
часа, где каждому родителю была предоставлена возможность
организовать и провести игру с детьми младшего дошкольного возраста.
По итогам всех встреч я сделала вывод, что клуб «Любят малыши
играть», организованный для родителей с целью пропаганды психолого-
педагогических знаний среди родителей и обучения их взаимодействию с
собственными детьми, в начале 2015/16 учебном году посещали 25%
родителей воспитанников младших групп. К концу учебного года их число
увеличилось до 45%. Это вселяет уверенность в полезности начатого дела.
Основная масса родителей стала более внимательно относиться к
своим детям, активнее посещать мероприятия, организуемые в ДОУ, чаще
обращаться за консультацией к специалистам, воспринимать рекомендации
по воспитанию детей, предлагаемые воспитателями и специалистами.
Исходя из результатов работы родительского клуба, были
определены его задачи на 2016/17 учебный год: установление партнерских
отношений с семьей каждого ребенка в развитии и воспитании детей;
создание атмосферы общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга через
активизацию работы родительского клуба; активизация и обогащение
воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в
собственных педагогических возможностях.
Знакомство с семьей дошкольника позволяет педагогам
взаимодействовать с родителями для успешного развития ребенка, увидеть
«зону его ближайшего развития», определить цели и задачи в дальнейшей
работе. Выбор форм и методов работы зависит от потребностей и
интересов семьи, стиля воспитания в ней детей и отношений между
взрослыми, которые отличаются индивидуальными особенностями в
каждой семье.
В результате социального партнерства ДОУ и семьи в рамках
родительского клуба позиция родителей как воспитателей своего ребенка
становиться более гибкой и осознанной в выборе методов и приемов
взаимодействия с детьми.
Список литературы:
6
1. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М., 1989.
2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда.- М., 2011.
3. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж:
ТЦ «Учитель», 2005.
4. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб.: Речь.-
2003.
5. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в самье. – М., 1979
6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.:
Речь.- 2002.
7. Новая философская энциклопедия/ под ред. В.С.Степина. – М.: Мысль.-
2010
8. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.
М., 2004.
9. Тавберидзе Е.А. Калугина В.А. Организация и содержание работы с
родителями. – М.: Школьная Пресса.- 2008
7