Напоминание

"Анализ психолого – педагогической литературы о познавательных интересах дошкольников"

Автор: Янбулатова Раиса Фёдоровна

Должность: старший воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ДС "Родничок"

Населённый пункт: г.Озёрск, Челябинская обл.

Наименование материала: Статья

Тема: "Анализ психолого – педагогической литературы о познавательных интересах дошкольников"

Описание:

По утверждению С.Л.Рубинштейна, любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3513

Опубликовано 31.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Анализ психолого – педагогической литературы о познавательных

интересах дошкольников
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В свое время И.М.Сеченов говорил о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П.Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влиянием данного рефлекса ребенок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность, свойственная ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Умственная деятельность включает целый ряд познавательных процессов. Ум человека, его умственное развитие проявляется помимо прочего в способности отбирать пути познания, адекватные предстоящей познавательной или практической задаче, в способности к самостоятельному творческому познанию, в уровне развития психических, познавательных процессов и способностей. Развитому уму присущи пытливость и любознательность как постоянное стремление к познанию неизвестного, к пополнению имеющихся знаний, широкие, достаточно устойчивые и глубокие познавательные интересы. Воспитание познавательных интересов – одна из основных задач умственного воспитания. Познавательный интерес – избирательная, познавательная направленность на предметы и явления действительности. Познавательный интерес проявляется в постоянном, активном стремлении человека к познанию, к открытию, получению новых, полных и глубоких знаний. Познавательные интересы имеют особое значение в развитии детей. Устойчивый познавательный интерес активно содействует глубокому освоению знаний. Всестороннее развитие человека в наши дни не может совершаться вне формирования познавательных интересов, приобщающих подрастающее поколение к духовным ценностям народа. Необходимо воспитывать широкие познавательные интересы, а на их основе развивать интересы, отличающиеся большей целенаправленностью, активностью и глубиной. Формирование познавательных интересов опирается на общую эмоциональную отзывчивость детей и их активность. Однако только в разнообразной деятельности они превращаются в познавательный интерес как
направленность личности ребенка на процесс познания и содержание знаний. Первые познавательные интересы ребенка связаны с игрой и практической деятельностью. Чаще всего в этих случаях познавательный интерес, являясь побудительной силой познания, как таковой не осознается. Ребенок играет, действует, живет не ради того, чтобы узнать, а ради самой игры, практической деятельности и т.д. Постепенно в условиях обучения начинают формироваться интересы. К концу дошкольного возраста они приобретают осознанный характер, познавательный интерес становится мотивом их познавательной, а затем и учебной деятельности. Основными педагогическими условиями формирования познавательных интересов являются:  организация разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, учебной, общения);  расширение и углубление знаний;  успешное овладение детьми общими и специальными навыками умственной деятельности;  включение детей в активный поиск знаний. Элементарный, самостоятельный поиск ответа на поставленные задачи приводит к активизации умственной деятельности;  формирование у детей общего метода умственной деятельности; формирование общего метода умственной деятельности обеспечивает и решение следующей задачи – приучение детей к умственному труду, формирование умственной работоспособности;  приучение детей к умственному труду предусматривает наличие умений и способностей более или менее длительное время сосредоточиться на решении познавательной задачи и добиться результата. При правильной организации все виды деятельности способствуют привитию у детей интереса к знаниям, усиливают связь их с окружающим миром, содействуют расширению кругозора, приобретению умений и навыков. «Игра, учение, труд, общественная, художественная, спортивная и другие виды деятельности не заменяют одна другую. Каждая из них имеет неисчерпаемое богатство для развития личности подрастающего человека». … Учить легче и приятнее ребенка активного, отзывчивого, легко откликающегося на все начинания взрослого. С инертным ребенком, эмоционально глухим к моральным и эстетическим стимулам, трудно работать: он не любознателен, не пытлив, равнодушен к знаниям, не любит и не хочет учиться. Пытливость, любознательность, готовность и стремление к познавательной деятельности, жажда знаний – все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и процессу его познания. Как
показывают психолого-педагогические исследования, интересы старших дошкольников характеризуются сильно выраженным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Все это позволяет говорить о широте интересов детей, в значительной мере зависит от обстоятельств учения, от взрослого-учителя. Задачу формирования интереса выдвигает любая из ныне действующих программ обучения. К сожалению, часто педагоги не понимают сущности категории «интерес». Для многих интерес – «это когда тебя слушают, раскрыв рот», «когда дети выполняют все задания, которые им предлагаются». Что такое интерес? Что значит: мне интересно? Каков он – интересный человек? Интересно – это когда хочется найти, что-то понять, что-то понять из того, что составляет бесконечный мир вокруг нас. В психологии интерес понимается как состояние, побуждающее к познавательной деятельности. То есть, это внутреннее напряжение, движущий момент, желание, подвигающее нас к действию. Когда мы представляем себе маленького ребенка, только начинающего осваивать мир, в который ему довелось прийти, нам не приходит в голову, что ему, может быть, неинтересно жить. Ведь ему еще только предстоит узнать, что после зимы придет весна, что на черной земле вырастет красивая, зеленая трава и расцветут разноцветные цветы, что такой красивый яркий огонек больно может обжечь руку, но потом он станет сильным и сможет сам разжечь и погасить этот огонь, - и все это интересно узнавать. Удовлетворение интересов не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые внешней занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действительным интересам. Огромную роль в пробуждении и развитии интереса дошкольника играет личность воспитателя. Непосредственное зрительное восприятие окружающего мира, встречи с природой, знакомство с трудом взрослых в ходе прогулок становятся для детей неиссякаемым источником вопросов и размышлений, интереса и поиска. Развитию познавательных интересов способствует выполнение самостоятельных заданий как групповых, так и индивидуальных. Общение с природой, рассказы о явлениях окружающего мира вызывают у детей, как правило, пытливость, любознательность. Они хотят узнать больше, задают много вопросов. Воспитатель, как считает В.А.Сухомлинский, не должен оставлять без внимания ни одного детского вопроса и ответить так, чтобы удивить детей, потому что изумление перед тайнами природы, переживание радости
познания служат толчком, пробуждающим и активизирующим дальнейшую познавательную деятельность дошкольников. Возможности для активизации познавательной деятельности неисчерпаемы. Каждый творчески работающий воспитатель может найти и находит все новые формы развития познавательных интересов детей, углубления их знаний об окружающем мире, проявления интереса к ним и творческого поиска. По мнению исследователей, формирование познавательной активности у детей означает формирование устойчивых интересов к изучаемому предмету, умения активно применять полученные знания в жизни. В сферу познавательного интереса исследователи включают не только приобретаемые детьми знания, но и процесс овладения ими. Познавательный интерес не созерцателен, а продуктивен. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, развитию творчества. …. К.Д.Ушинский писал: «Дитя …мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Известно, что дети дошкольного возраста, однажды восприняв предмет, самостоятельно не возвращаются к нему для более детального изучения. Вместе с тем, для того, чтобы изобразить предмет или явление, ребенок должен внимательно изучить его строение, характерные особенности. Это возможно лишь в том случае, если он проявляет определенный интерес к данному предмету или явлению. Необходимым условием формирования познавательного интереса у детей в ходе наблюдения за предметом или явлением окружающей действительности является эмоциональная заинтересованность самого воспитателя. Вопросы, задаваемые педагогом, должны будить мысль ребенка. Что интересует дошкольников? Содержание детских вопросов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной области знаний, которой бы ни касались вопросы детей. Дети спрашивают об окружающих их предметах, далеких планетах и космосе, явлениях общественной жизни, природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении некоторых слов и т.д. Интерес ребенка к тем или иным явлениям жизни в мире взрослых стимулируют и его вопросы. Так, в последние годы российские дети стали много спрашивать о том, что связано с религией, церковью, обрядами. С течением времени вопросы меняются по форме. Детей 2-3лет интересуют названия предметов, их свойства и качества. Детям более старшего возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем. Вопросы детей 4-4,5лет направлены на уяснение связей, отношений между
предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них аналогии, общего и различного. Пик вопросов приходится в возрасте 4,5 - 5,5лет. Почему в более старшем возрасте количество вопросов начинает уменьшаться? У ученых на этот счет нет единого мнения. Одни считают, что у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответ на возникающие вопросы. По мнению других, уменьшение числа вопросов связано с условиями воспитания и обучения: взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу их вопросов. В результате у ребенка развивается представление, что задавать вопросы означает показывать свою неосведомленность. По утверждению С.Л.Рубинштейна, любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений. Любознательному ребенку хочется познавать, а что именно – не столь важно (в этом и проявляется недифференцированность любознательности). Т.А.Куликова рассматривает познавательный интерес как проявление стремления ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желания вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают уверенность в своих силах. Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности, поэтому взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов. Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. Издавна вопросы детей считались основной формой проявления познавательных интересов. Однако исследования А.И.Сорокиной и
М.М.Рубинштейна выявили различные мотивы детских вопросов. Авторы делят вопросы на две группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ними контакт. Но в основе многих детских вопросов лежит именно познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных интересов служит разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами или явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, часто бывают результатом его собственных рассуждений. Ребенок, например, задает такие вопросы: «Как отличить хитрость от обмана?», «Почему на небе ночью то месяц, то луна?» К.И.Чуковский приводит запись вопросов, заданных четырехлетним мальчиком отцу в течение двух с половиной минут: - А куда летит дым? - А медведи носят брошки? - А кто качает деревья? - А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда? - А осьминог из икры вылупляется или он молокососный? - А куры ходят без калош? Такие и подобные вопросы задаются всеми детьми в этом возрасте. Но станет ли детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, которые окружают ребенка, прежде всего от его родителей. Отвечая на детские вопросы, беседуя с ребенком на разные темы, необходимо учитывать возрастную специфику развития познавательных интересов ребенка. Но необходимо постоянно ориентироваться в том, чем интересуется ребенок, а затем уже оказывать влияние на формирование его интересов. Выявить интересы ребенка можно с помощью вопросов, но не прямых: «Что тебе интересно?», а косвенных: «Что бы ты хотел делать в выходной день?», «Чем бы ты хотел заниматься зимой?». Вопросы такого типа помогут определить, что же интересует ребенка, и какое место в его жизни занимают познавательные и творческие интересы. И уже в зависимости от этого можно направлять в ту или иную сторону развитие интересов ребенка. Для возникновения устойчивых интересов недостаточно познакомить ребенка с новой сферой действительности, у него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. А этому способствует включение дошкольника в совместную со взрослым деятельность. Взрослый может
попросить ребенка помочь ему сколотить кормушку для птиц, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у ребенка в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создает положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но во всех этих ситуациях следует будить собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов, в усвоении новых знаний. Для развития личности ребенка необходимо раннее воспитание его интересов. К.Д.Ушинский писал: «…если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу». Пристально вглядываясь в детские игры, нетрудно заметить проявление некоторых интересов у детей. Однако, чтобы воспитывать интересы, необходимо активное педагогическое воздействие. У детей дошкольного возраста, как это показано в работах А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, А.А.Люблинской, замечаются временные, быстро угасающие интересы, проявление которых может быть обусловлено рядом причин: ярким впечатлением от действия человека, персонажей кукольного театра и т.д. Профессия родителей также может оказывать влияние на начальные интересы детей в игре. Специальных исследований, посвященных воспитанию интересов дошкольников, нет. Уметь заметить и вовремя поддержать даже временные интересы ребенка и, опираясь на них, углублять и развивать новые – одна из обязанностей воспитателя. По наблюдениям А.В.Запорожца «бывают дети, у которых вследствие недостаточного опыта или неправильного воспитания круг интересов очень ограничен. Такие дети малоинициативны, деятельность их бедна и однообразна, ко многим окружающим явлениям они относятся безразлично». …. Постепенное преодоление ограниченности интересов возможно, если воспитатель опирается на те знания, которые у ребенка образовались в процессе обучения. Это первое условие. Чем выше качество обучения, тем больше у ребенка возможностей для того, чтобы в играх постепенно применять освоенное, тем больше оснований к преодолению ограниченности интересов. Вторым условием развития интересов у детей, которые, попадая в детский сад, не имеют и начальных интересов, является постепенное вовлечение их в немногие, но содержательные игры. Ребенок имеет в таких случаях возможность больше сосредоточиться, запомнить главное. Об огромной роли памяти в формировании личности человека
И.М.Сеченов пишет следующее: «…следить за развитием запоминаемого – значит следить за развитием всего умственного содержания человека». Педагоги часто не замечают детей с плохой памятью: видя, что одни по своей инициативе сами начинают игры, воспитатели склонны объяснить это тем, что у таких детей есть интерес, а у других его нет. Фактически же развитие интереса у ребенка к той или иной игре нередко связано и с тем, что и как запомнилось. Неразвитость начальных интересов у детей чаще всего объясняется недостатками воспитания, когда познавательным запросам ребенка не уделяют достаточного внимания. Большие возможности для развития интересов детей в процессе игры реализуются при условии, если их поощряют применять в игре освоенное на занятиях, систематически приучают играть и заниматься самостоятельно. Через планомерное развитие разнообразных по содержанию игр возможно углубление начальных интересов, развитие новых, устойчивых.


Яндекс.Метрика