Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад
Сентябрь. Вы первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуетесь. Переживаете. Как справится
ребенок с новой ситуацией?
Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее
безболезненно для Вашего малыша?
Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло два года - значит ему
надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся друзья... Да и мама
должна выйти на работу. Словом, детский сад – необходимость, без него не обойтись. Он - одна из
тех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок.
В срок так в срок... И вы, как все, в два года отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день,
второй, неделю... Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены всем этим. Ваш малыш почти
неузнаваем, словно подменили малыша. По любому поводу истерики, причем несколько часов
подряд. Снова стали мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. Да еще пуглив, как никогда.
Он боится даже своей тени. Не хочет ходить в детский сад. Каждый день имеет отговорки.
Упирается, когда насильно тащишь. Расстается с плачем, причитая, что его уже никто не любит, что
он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была его мама.
Да, с ребенком что-то происходит, словно он вдруг "развивается назад". У него регресс во всем
достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неделю. Не волнуйтесь, это все
естественно. И, конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто адаптируется
(приспосабливается) к саду. У него период адаптации к нему.
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти
сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь
надводная часть айсберга - поведение ребенка.
Присмотритесь повнимательней к ребенку, он здоровый или все-таки больной. Кажется, не то и не
другое. Ваш малыш в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Но постоянно
находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ваш ребенок или просто в
самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка
минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о
том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.
Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.
Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша. Вы видите и
наблюдаете у малыша проявление его протеста в виде разных невротических реакций, говорящих
о довольно сильном психоэмоциональном напряжении, которое испытывает он.
Чтобы более детально и как можно объективнее судить о процессе адаптации, существуют
специально разработанные показатели, которые достаточно информативно характеризуют
особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому
организационному коллективу.
I
. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся, в
основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому коллективу.
Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до
постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что,
хоть на время, у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с
тем, что их оттесняют положительные эмоции. Но, к сожалению, все это лишь на время.
В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду
ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу.
Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье,
которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.
II
. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Навряд ли вам удастся встретиться с
ребенком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь ваш малыш,
впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего
существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам
Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых
воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу Очень часто мы
невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его
можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.
III
. Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу,
написанный буквально на лице. В такой момент малыш ваш, словно маленький агрессор,
пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту.
IV
. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель
их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно
пошла на убыль и будет светлый, многообещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации
они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как- будто
"опьянен" ориентировочной реакцией на новизну. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем
раньше проявляются положительные эмоции.
V
. Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам
выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода
адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у
некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время
проводят лишь в "гордом одиночестве". Как только ваш малыш сумеет наконец наладить нужные
контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным
шагом к завершению всего процесса адаптации у вашего ребенка.
VI
. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они,
познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В
два-три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский
сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется
знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Ваш "почемучка" словно в
зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснется,
или, в конце концов, вы все-таки "разбудите" его, активность стресса станет минимальной и в
скором времени исчезнет насовсем.
VII
. Социальные навыки. Под прессом стресса ваш малыш обычно изменяется настолько, что
может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми
успешно пользовался дома. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного
коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.
VIII
. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь. Словарный
запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с
вами употребляя лишь младенческие или облегченные слова. Встречаются одни глаголы. И
предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы - "телеграфный
стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем, или
описанные изменения касаются ее чуть-чуть.
IX
. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в
пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако
постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с
активностью, присущей темпераменту ребенка.
X
. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". По мере
привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он
беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только
лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и
спать спокойно.
XI
. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит,
отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже ваш
малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим
"волчьим" аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. На фоне
стресса ваш ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только
восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.
Итак, вы уже, наверно, поняли, что адаптация ребенка к новым для него условиям среды -
тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в
детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к стрессу.
Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?
В огромной степени - отрыв от матери, внезапное прекращение поступления необходимого ему
для жизни витамина "М". Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ребенку необходимо
здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает,
боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг,
который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с
матерью, сомнения в ее альтруистической любви.
Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку
с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как
правило, затягивается на длительное время и ваш ребенок приспосабливается к организованному
коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой
адаптацией, которую вам прогнозировали у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не
отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их
адаптационных механизмов.
Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш
ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким
ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно
кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант - адаптация
средней тяжести.При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому
организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем,
как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком
отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
Что еще может осложнить адаптацию ребенка к дошкольному учреждению?
- Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка к дошкольному
учреждению:
I
. До родов (антенатальные факторы). Токсикозы I и II половины беременности.
Острая и инфекционная заболеваемость матери в период беременности. Обострение
хронических заболеваний матери в период беременности. Прием лекарственных препаратов
матерью во время беременности. Стрессовые ситуации у матери в период беременности
(конфликты на работе, в семье, горестные переживания). Профессиональные вредности матери в
период беременности. Употребление матерью алкоголя во время беременности. Частое
употребление алкоголя отцом перед беременностью матери. Курение матери в период
беременности.
II
. Во время родов (интранатальные факторы). Осложнения в родах.
Наличие асфиксии разной степени тяжести. Родовая травма.
Хирургические вмешательства во время родов. Несовместимость по резус-фактору у матери и
ребенка.
III
. После родов (постнатальные факторы). Недоношенность или переношенность ребенка.
Крупная масса тела (вес больше 4 кг). Заболеваемость на первом месяце жизни.
Употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью. Курение матери во время
вскармливания грудью. Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка).
Искусственное вскармливание ребенка. Фоновые заболевания у ребенка (рахит, диатез,
гипотрофия, паратрофия, анемия). Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до
3-х лет. Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний (пиелонефрит,
врожденный порок сердца и т. д.). Задержка нервно-психического развития.
Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни. Отсутствие закаливающих
мероприятий. Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном
учреждении. Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми. Конфликтные
взаимоотношения в семье. Отсутствие отца или матери в семье ребенка. Первый или
единственный ребенок в семье.
Неправильное воспитание ребенка: "кумир семьи", "кронпринц", "Золушка", "ежовые рукавицы",
гиперопека, гипоопека и т. д. Есть факторы, которые вам изменить сегодня не под силу. Ну,
например, все то, что было связано с беременностью или с родами ребенка. Однако среди многих
неблагополучий, влияющих на адаптацию ребенка и выявленных после родов, есть группа
факторов (социальных), которые возможно устранить и даже нужно. Ну, например, пассивное
курение, отсутствие закаливающих мероприятий, несоответствие домашнего режима режиму в
новом для ребенка дошкольном учреждении, лишение общения со сверстниками и незнакомыми
людьми, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание ребенка и т. д. Если
вам хочется, чтобы ваш ребенок адаптировался к саду быстрей и легче, чем он должен
адаптироваться по прогнозу, как можно раньше устраните все, что устранимо из этого набора
неблагополучий различных факторов анамнеза ребенка.
Как же надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад?
· Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у
ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо
менять формы поведения.
· Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
· Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по
прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном
прогнозе.
· Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями
социальной среды.
· Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия,
которые назначил врач.
· Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
· Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
· Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим
дня ребенка дома.
· Повысить роль закаливающих мероприятий.
· Оформить в детский сад по месту жительства.
· Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями
группы, куда он в скором времени придет.
· Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми
он раньше играл дома или во дворе.
· Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
· "Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми
людьми.
· Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
· Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за
непослушание.
· Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это
неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
· Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский
сад.
· Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового
организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
· Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?
o Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он
дорос до сада и стал таким большим.
o Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать
домой.
o Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
o Щадить его ослабленную нервную систему.
o Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы
в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
o Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
o Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с
температурой в группе.
o Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
o Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
o При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше
обратиться к детскому врачу или психологу.
o При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и
выполнять все предписания специалиста.