Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи"

Автор: Пилипенко Светлана Анатольевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Атамановский детский сад" комбинированного вида

Населённый пункт: село Атаманово

Наименование материала: статья

Тема: "Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи"

Описание:

В статье изложен материал о теории преодоления недоразвития у детей дошкольного возраста

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3622

Опубликовано 14.04.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МБДОУ «Атамановский детский сад» комбинированного вида

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи»
Выполнил: воспитатель МБДОУ «Атамановский детский сад » комбинированного вида Пилипенко Светлана Анатольевна Новокузнецкий район, 2016
Содержание: Введение ------------------------------------------------------------------------- 1. Методологические и теоретические основы преодоления недоразвития речи у детей дошкольного возраста.------------------------------------------- 2. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи.---------------------------------------------------------------------------------- 3. Система коррекционно-воспитательной работы в группе детей с общим недоразвитием речи.------------------------------------------------------------- Заключение-------------------------------------------------------------------------- Список литературы -------------------------------------------------------------
Введение Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии. Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной , С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов. Актуальность исследования. В настоящее время разрабатываются основополагающие принципы реформы общеобразовательной школы. Основная цель реформирования современной школы - повышение качества обучения. Это также предполагает повышение требований к подготовке детей к обучению в школе. В связи с этим особую актуальность приобретает выявление симптомов, препятствующих их полноценной подготовке к обучению в общеобразовательной школе. Одним из таких симптомов является низкий, не соответствующий возрастной норме, уровень речевого развития детей. Проблемой исследования является изучение специфических особенностей проявления недоразвития речи у дошкольников и поиск дифференцированных средств и методов повышения эффективности коррекционно-педагогической работы. Решение данной проблемы определяет цель настоящего исследования. Объект исследования: процесс развития речи у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования: - изучить особенности развития речи у детей дошкольного возраста в процессе онтогенеза: - определить пути повышения эффективности коррекционно-педагогического обучения детей с общим недоразвитием речи; - выявить и обосновать педагогические условия эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с разными уровнями речевого развития;
Другие исследователи {А.Н.Леонтьев, Г.Л.Розенгарт-Пупко, Н.И.Жинкин и др.) выделяют разные этапы становления речи детей. Представляется наиболее оптимальным следующий вариант такого деления. 1. Подготовительный этап (от 0до1 года) Первые голосовые реакции ребенка - крик и плач -наблюдаются сразу после его рождения. Уже эти рефлекторные проявления играют определенную роль в развитии дыхательного, артикуляционного и голосового отделов речевого аппарата. В 2-3 месяца отмечается нечленораздельное, аморфное воспроизведение звуковых комплексов - гуление. Его роль трудно переоценить: продолжается тренировка артикуляционного аппарата и развитие слухового восприятия. Гуление появляется у всех детей, и у всех оно одинаковое. На этапе раннего развития речь детей оно носит подражательный характер: ребенок использует отдельные слова, звукоподражания, мимику и жестикуляцию. Окружающим такая речь понятна лишь в определенной конкретной ситуации. Овладение речью происходит постепенно, имеются четкие закономерности в овладении отдельными элементами родного языка. При этом прослеживается а определенная логика - слова, более простые по структуре и фонетическому оформлению, усваиваются быстрее и стабильнее. После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. Лепет - уже начало собственной речи ребенка. Это не простое воспроизведение слогов (ма, па, ба), а соотнесение их с конкретными лицами, предметами и т.д. В это время ребенок, слыша звуки, видит у окружающих взрослых артикуляционные движения губ. Он пытается им подражать. Многократные повторения стереотипных движений приводят к закреплению двигательных навыков и стойкому повторению лепетных слов. К сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет: при нарушении слуха оно затухает, и это явление становится важным ранним диагностическим настораживающим симптомом при отграничении безречевых детей (с анартрией, с алалией) от исходных состояний. С 3-6-ти месяцев ребенок начинает поворачиваться на голос, с 7-ти месяцев узнает голоса окружающих его родных и близких, в 8-9 месяцев реагирует на свое имя. Он активно прислушивается к речи окружающих, эмоционально реагирует на звучащую музыку. После 9-ти месяцев с удовольствием выполняет элементарные словесные просьбы, типа: "Помаши ручкой - до свидания", "Похлопай в ладошки", "Поиграй в сороку" и т.д. Наличие "лепетного декламирования" в возрасте 9-10-ти месяцев уже является показателем нормальных предпосылок для будущего речевого развития ребенка.
К 11-ти месяцам он воспринимает имена хорошо знакомых лиц, названия предметов. Важно, чтобы окружающие в это время ребенка близкие могли уделять ему больше внимания: часто улыбались, рассматривали вместе с ним игрушки, много разговаривали, воспроизводили легкие звукосочетания (ам-ам, мяу, пока-пока, биби и т.д.). Постепенно ребенок усваивает интонацию, ритм речи, ее мелодику (айя ~яй, аё'-а'ё). К году ребенок довольно четко произносит первые слова, типа: мама, папа, баба, деда, дядя и т.д. и понимает до 30 лепетных слов. В это время большую роль играют благоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребенок. 2. Преддошкольный этап (от 1 года до 3 лет) Он характеризуется, прежде всего, расширением объема понимания речи и активизацией словарного запаса. Отмечается появление новых слов, обозначающих любимые игрушки (гадя -гусеница), продукты питания (агу - огурец, яба - яблоко, бана -банан), животных (бака - собака, катя - кошка), птиц (гага - гусь, коко - курица) и т.д. Произношение этих слов далеко еще от нормативного, но именно их появление является показателем начала активного развития речи ребенка. Выделяется период усвоения предложений из аморфных слов-корней: 1 г. 3 мес.-1 г. 8 мес. - однословные предложения: "бах", затем предложения из нескольких слов-корней: "ма, да" - "мама, дай", "да яба" - "дай яблоко", "н'а, анан'а" - "на ананас". В этот период особенное значение приобретает не правильность фонетического оформления слов, а именно умение соединить лепетные слова в короткие предложения ("Папа - туту, мама - туту, баба - туту. Во бика." - "Папа едет, мама едет, баба едет. Вот машина." или "Да' а'ё" - "Дай телефон"). Общаясь с другими детьми и взрослыми, ребенок охотно повторяет интонацию, отдельные знакомые сочетания. Если ему периодически выразительно читать маленькие стишки, он может заканчивать строчку одним словом. Например: Мы топаем ногами - ТО' ТО- ТО' (топ, топ, топ). Мы хлопает руками - ХО' ХО' ХО' (хлоп, хлоп, хлоп).
В самостоятельной речи ребенок начинает повторять первый, второй слог (гая - горячий, вока - горка, ва - вода, эба - арбуз, хама -камень, лама - помидор, ana - лампа, тига - книга). Повторяя за взрослыми звуки и слова, ребенок сам переносит новые сочетания на другие слова (бабу'ка, деду'ка, маму'ка). В 1 г. 5 мес. - 1 г. 6 мес. заметно возрастает любознательность детей. Они с удовольствием рассматривают детские красочные книжки: обращаясь к родителям, просят "тит'а" - читать, внимательно вслушиваясь в мелодико-интонационную структуру речи. Начинают различать части, называя все 1-2-мя слогами (гаки - глазки, ути - ушки, но - ножка) Появляются первые стечения согласных (куква - кукла, ква-ква, мям -мням, пва-пва (гулять). Заметные сдвиги в формировании фонематического слуха, по данным Н.Х.Швачкина, наблюдаются в 1 г.7 мес,- 1 г. 8 мес. Ребенок, имея в активном запасе только лепетные слова, тем не менее, уже различает и показывает предметы, названия которых отличаются одним звуком (мишка - миска; мышка - мишка). В 1 г. 8 мес. -1 г. 9 мес., по данным А.Н.Гвоздева, дети имеют в активном запасе до 80-100 слов. Объективным показателем правильного хода развития речи служит появление к 2-м годам первых форм фраз (вот таи - вот шары, дай гибы - дай грибы). В это время дети особенно активны в играх с куклами, игрушками- животными. Они не просто играют с ними, а обязательно при этом оречевляют выполняемые действия ("Taтa, пи, бай-бай" -"Тата спит - бай- бай", Таза мня-мня банан" - Тога ест банан") и быстро наращивают количественный словарь. Объем словаря, его количественные и качественные показатели зависят от ряда объективных условий: речевой и социальной среды, ряда жизненных показателей, индивидуальных психических и физических особенностей детей и т.д. Поэтому данные разных ученых не совпадают. Так, Е.А.Аркин отмечает, что в 1 г. 6 мес. у ребенка в активном словаре 39 слов, в 2 года - 310 слов, в 3 года - 500-600 слов. По мнению А. Штерна, в 1 г. 5 мес. ребенок использует 100 слов, в 2 года - 200-400 слов, к 3 годам - 1000-1100 слов. К концу 2 года, по данным Л.П.Федоренко, ребенок усваивает слова "первой степени обобщения", т.е. начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств - имен нарицательных. В 2 г. - 2 г. 3 мес. при нормальном речевом развитии отмечается формирование флектийной системы языка ( "Тэты нет куки" - " У Таты нет куклы", "Ми дём гуять"- "Мы идем гулять").
При нормальном речевом развитии в возрасте 2 г. - 2 г. 2 мес. выделяется период физиологического аграмматизма, когда ребенок пользуется предложением без соответствующего грамматического оформления (например, родительный падеж для обозначения направления употребляется без предлога "иди папе", в предложном падеже со значением места предлог опускается: "лежит коробке". Этот период в норме длится всего несколько месяцев, и в дальнейшем без специального обучения ребенок самостоятельно начинает усваивать нормативное употребление грамматических конструкций. Наличие стойкого аграмматизма на протяжении последующего времени является важным показателем для правильного определения общего недоразвития речи у детей уже трехлетнего возраста. В речи детей 2 г. 3 мес. - 3-х лет появляются служебные слова, а показателем правильного развития детской речи является умение строить предложения из 3-4-х и более слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. С момента появления у ребенка возможности правильно строить простые предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи. Анализ приведенных данных позволяет сделать важный диагностический вывод: если ребенок в возрасте 2 г. 5 мес. - 3-х лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более: уто - ухо, дока - доска, дев - дверь, аёк -потолок, гаки - глазки, но - нос, теки - щёки, ука - рука, нака - нога, тити - часы, нита - книга, када - карандаш, по - пол, ако - окно, тути - туфли и т.д.) и никак не объединяет их в предложение, это будет настораживающим для логопеда и родителей симптомом. Таких детей надо своевременно направлять на занятия в логопедические ясли. 3. Дошкольный этап (от 3 до 7 лет) Дошкольный период от 3-х до 7-ми лет является одним из главных в речевом развитии ребенка. В это время отмечается значительный рост словарного запаса. Так, по данным Е.А.Аркина, к 4-м годам словарь достигает до 2000 слов, а к 6-ти - 4000 слов; по данным А.Штерна, к 4-м годам словарь насчитывает - 1600 слов, к 5-ти - 2200 слов. У детей растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Именно чувство языка подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложениях (К.Д.Ушинский). Закрепляются навыки словообразования разными способами: суффиксальным, префиксальным и т.д. Усвоение предметного, глагольного словаря и словаря признаков проходит параллельно с овладением грамматическим строем языка. Уже в 3 года дети употребляют винительный падеж с предлогом "под", родительный падеж с предлогом "через", "без", "для", "после". От 3-х до 4-х лет усваивается родительный
падеж с предлогом "до" для обозначения предела "до леса", с предлогом "вместо". Начиная с 3-х лет у детей наблюдается активное формирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения. Они являются результатом возрастных особенностей строения речевого аппарата и исчезают самостоятельно- без логопедической помощи. Так, в 3 года ребенок: - смягчает произношение звуков (мамитька, папитька - мамочка, папочка); заменяет свистящие и шипящие звуками "тт"\ "дд"', "т", "т", "д", "д"; Тамолет потроим тами. (Самолет построим сами, Понетемтя над йтами. Понесемся над лесами, Понетемтя над етами, Понесемся над лесами, А потом вейнемтя к маме А потом вернемся к маме). - в его речи могут отсутствовать сонорные звуки "рр*', "лл"'. В 4 года исчезает смягченное произношение звуков, появляется дифференциация л'-], формируются свистящие звуки, а затем появляются шипящие звуки. В 5 лет дети пользуются свистящими, шипящими звуками, аффрикатами, формируются сонорные звуки л - р и их дифференциация. К 6-ти годам дети не только правильно произносят, но и различают все фонемы родного языка. Дети, употребляя новые лексико-грамматические категории, постепенно усваивают согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, предложные конструкции ("Дети вышли на улицу с красными красивыми шарами. В небе летит большой серебристый самолет. В зоопарке мы видели косолапого медведя" и т.д.). К 5-ти годам они достаточно свободно пользуются согласованием числительных с существительными ("На картинках много лошадей, собак, медведей. Из-под шкафа вылезли три котенка"). .Характерным для нормы является то, что в случае неправильного употребления грамматической формы, достаточно небольшого обучающего момента (дать правильный образец, вместе с ребенком повторить сочетания и т.д.) и ребенок дает нормативную грамматическую категорию.
Качественный состав словарного запаса в дошкольный период развивается следующим образом. 4-й год жизни - словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту (части тела у животных и человека; предметы обихода; контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые физические качества (холод, гладкий), свойства действий (бьется, рвется). Появляется способность обозначать одним словом группу одних и тех же предметов. Дети знают определенные материалы (глина, бумага, дерево), их качества и свойства (мягкий, твердый, тонкий, шероховатый, бьется, рвется, ломается)-, умеют обозначить ориентировку во времени и пространстве (утро, вечер, потом, сначала, назад, вперед). 5-й год жизни - наблюдается активное использование предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы (ткань, бумага и т.д.), 6-й год жизни - употребляются в речи дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (кисловатый, светло-синий, прочный, прочнее, тяжелый, тяжелее). Расширяются знания о материалах (пластмасса, фарфор, металл), домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птицах, формируются видовые и родовые понятия. 7-й год жизни - происходит подбор антонимов и синонимов к словосочетаниям, усваивается многозначность слов, идет самостоятельное образование сложных слов, подбор родственных слов. В дошкольном возрасте дети достаточно активно усваивают конструкции предложений. 4-й год жизни - отмечаются первые структуры сложных предложений ("Мы пойдем гулять, а бабушка будет дома"). Естественно, в конструкции этих предложений встречаются ошибки в виде пропуска и перестановки слов, пропуска и замены союзов. Однако, по данным В.И.Ядэшко, уже 8% от общего объема предложений - это сложные предложения. 5-й год жизни - увеличивается количество сложных предложений -до 11 %. Дети уже начинают пользоваться однородными подлежащими и сказуемыми. 6-й год жизни - объем предложений резко увеличивается до 1215 слов, из них 17% - сложные предложения. Появляются однородные определения и обстоятельства, возможности противопоставлять однородные члены предложения. Дети активно пользуются противительными союзами.
7-й год жизни - дети пользуются распространенными предложениями, конструкциями из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений со всеми видами придаточных. Использование различных типов предложений, усвоение лексико- грамматических средств языка помогает детям развивать связные высказывания. Дошкольники в 3 года охотно вступают в диалог, отвечая на вопросы детей и взрослых. Они уже сами задают вопросы: "Когда пойдем гулять? Что ты мне купила? Кто стучится в дверь?" Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывании состоят из 2-3-х предложений. В 4 года дети начинают составлять первые небольшие рассказы-описания любимых игрушек по картинкам, сюжет которых интересен и хорошо знаком детям. Они с удовольствием заучивают стихотворения, потешки, скороговорки. В 5 лет связная речь достигает качественно более высокого уровня. Дети начинают овладевать основными типами монологической речи: рассказом, пересказом. Они, слушая товарищей, могут оценить их рассказы, добавить отдельные эпизоды, достаточно подробно составить описательный рассказ и рассказ по картинке и серии картин. В 6 лет дети свободно составляют рассказы по картине, серии картин, по представлению. К этому времени у них формируются умения составлять рассказ по памяти, на заданную тему, из личного опыта, пересказывать. Рассказы детей включают элементы творчества: они могут придумывать новые эпизоды, других действующих лиц, свое начало или концовку. Умение рассказывать закрепляется в играх - драматизациях на литературные темы, при участии детей в спектаклях кукольного театра. При просмотре диафильмов дети самостоятельно подбирают тексты к отдельным кадрам. В этом возрасте они могут по аналогии с прослушанными сказками придумать свои, где действующие лица наделены фантастическими качествами. Таким образом, знание логопедом общих закономерностей формирования детской речи, понимание того, в какой последовательности осуществляется овладение различными сторонами родного языка-(его лексикой, фонетикой, грамматическим строем), поможет определить: требования к нормативности речи детей на этапах ее формирования, выявить характерные проявления общего недоразвития речи, подобрать дифференцированные методические приемы коррекции. Заключение
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка. Именно поэтому актуально изучение особенностей задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени. Список литературы:
1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко.- Ростов н / Д: Феникс, 2008. 141 с. 2. Бородич А.М. Методика развития речи у детей/ А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001. 149 С. 3. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. Чебоксары: Академия, 2000. 216 с. 4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада В.В. Гербова. М.: Синтез, 2007. 264 с. 5. Громова О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О.Е. Громова // Дефектология. 2009. №2. С.66-69. 6. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева.- Ростов н / Д: Феникс, 2007. 445 с. 7. Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста/ Е.И. Радина. М.: Просвещение, 2008. 315 с. Приложение 1
Комплекс методик для изучения уровня развития речи, по Г.А. Урунтаевой, Н.В. Серебряковой Методика № 1 «Исследования сенсомоторного уровня речи» 1. Цель: Исследование звукоподражаний. Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее. Кукла плачет: а-а-а-а-а. Ребенок плачет: уа-уа. Поезд гудит: у-у-у-у. Ослик кричит: иа-иа. Оценка: 1 балл - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла - первый член воспроизводится правильно (уа-уа; иа-иа; ав-ав); 0,25 балла - неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. 2. Цель: Выявить состояние звукопроизношения. Материал: предметные картинки. Для проверки правильности звукопроизношения детей попросили самостоятельно назвать приведенные им картинки. Самостоятельность их называния важна потому, что при повторении этих же самых слов вслед за взрослым ребенок часто произносит звуки более отчетливо, что может привести к неправильному заключению о состоянии его звукопроизношения. Картинки подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р,Рь, Л, Ль, Й. Каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребенком. Обработка данных.
Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и конце слова. Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении. Оценка результатов. Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов. 13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает. 10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении: "р". 5-9 баллов - не произносит звуки "р"„смычные, щелевые. 0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза. Выводы об уровне развития. 13 - баллов - высокий уровень 10-12 баллов - средний уровень. 5-9 баллов – низкий уровень. 0-4 балла – ниже низкого уровень. Методика № 3: «Какой…?» Цель: выявить объем активного словаря. Материал: предметы хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например, мяч, ложка, чашка, рукавица. Процедура проведения: Исследование проводится индивидуально. Ребенку дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть. В ходе игры задают вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, надавить, смять и т.д. спрашивают: «Какой….?»,чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их. Если ребенок
самостоятельно не обращает внимания на части предмета, то их показывают и просят назвать. Обработка данных. Подсчитывают правильность называния 1 балл - наличие правильного ответа. О баллов - неправильный ответ. Выводы об уровне объема словаря. 10 баллов - высокий уровень объема словаря, 7-9 -баллов - средний уровень, 2-6 балла - низкий уровень, 0-5 балла – очень низкий уровень. Методика № 4 «Исследования грамматического строя речи». 1.Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за. Инструкция: положи мячик в коробку, на стол, под стол и т.п. Оценка: 1 балл - правильное и точное выполнение; 0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла - пропуск, искажение смысла инструкции; 0 баллов - не выполнение. 2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Инструкция: покажи на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла куклы, мяч – мячи. Оценка: 1 балл - правильное и точное выполнение; 0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла - пропуск, искажение смысла инструкции; 0 баллов - не выполнение. 3.Понимание уменьшительно - ласкательных суффиксов существительных Инструкция: покажи на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч мячик, кукла – куколка. Оценка: 1 балл - правильное и точное выполнение; 0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла - пропуск, искажение смысла инструкции; 0 баллов – не выполнение. Методика № 5 «Исследования словаря и навыков словообразования» Инструкция: у кошки - котенок, а у… Козы, собаки, волка, курицы, утки, свиньи, лисы, коровы, льва, овцы. Оценка: 1 балл - правильный ответ; 0,5 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла - неверно образованная форма; 0 баллов - невыполнение. 2. Образование существительных в уменьшительной форме Инструкция: большой - мяч, а маленький - это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять. Стол, стул, дом, снег, дерево. Оценка: 1 балл - правильный ответ; 0,5 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла - неверно образованная форма;
0 баллов - невыполнение.


Яндекс.Метрика