Населённый пункт: город Лангепас, Тюменская область
Наименование материала: Конспект занятия НОД
Тема: "Игра с матрёшками. Матрёшки танцуют."
Описание:
Актуальность – народная игрушка заставляет детей прилагать определённые физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Занятие – подгрупповое, игровое, познавательно- игровое.
Актуальность – народная игрушка заставляет детей прилагать определённые
физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий,
положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с
народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление,
внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Проблема: Матрёшка в наши дни стремительно превращается в сувенирную
продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического
сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный
потенциал социального наследия.
Цель: - приобщать детей к национально-культурным традициям посредством
углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного
искусства.
Задачи:
1. Знакомить детей с народной игрушкой матрёшкой. Развивать интерес к новой
игрушке. Развивать у детей восприятия, мышления, мелкой моторики, координации
рук и глазомера, познавательных интересов.
2. Учить сравнивать составляющие матрёшки и правильно её складывать. Закрепить
знание цветов жёлтый, красный.
3.Воспитывать интерес детей использовать народную игрушку в совместной
деятельности. Формировать ответственность слышать и слушать инструкцию
воспитателя.
Материалы и оборудование:
-плоскостные и объёмные матрёшки из трёх элементов, медальоны;
-ТСО: магнитофон, аудиозапись;
-сарафаны, платочки на количество детей.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоят собранные матрёшки,
предлагает детям рассмотреть их. Ребята смотрите матрешки - удивительные
игрушки! (Показ матрешек).
Эмоциональный настрой детей на занятие.
Воспитатель: Давайте, немного поиграем с матрешками.
Мы - веселые матрешки -
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки,
Ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем,
Ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем,
Ладушки, ладушки.
(Дети выполняют движения по тексту).
Рассматривание игрушки.
Воспитатель слегка встряхивает матрёшку, детей заинтересовывает, что находится в
матрёшке. Ребята давайте посмотрим, что внутри матрёшки, открывает матрёшку и
достаёт другую, ставит рядом обе матрёшки и сравнивает вместе с детьми: «Это
матрёшка большая, а эта?».
Ответы детей: маленькая.
Затем воспитатель встряхивает маленькую матрёшку, открывает её, выставляет все
три предмета в соответствии с размером (большая, поменьше, самая маленькая) и
вместе с детьми сравнивает их.
Воспитатель: Эта матрёшка большая, эта поменьше, а это маленькая. Была у нас
матрёшка одна. Какая?
Ответы детей: Большая.
Воспитатель: А теперь их много.
Воспитатель складывать матрёшку в обратном порядке: маленькую прячет в
среднюю и оставшиеся два предмета сравнивает по величине, затем прячет среднюю
в большую.
Пальчиковая игра
Воспитатель: Ребята сейчас мы будем играть с нашими ладошками (дети выполняют
движения за воспитателем под музыку).
Строили ладошки домик для матрёшки.
(ладошки изображают домик над головой.)
Ах, какие ладушки, ладушки-ладошки!
(дети хлопают в ладошки)
Прилегли ладошки отдохнуть немножко.
(ладошки «ложатся спать» под щёку.)
Ах, какие ладушки, ладушки-ладошки!
(дети хлопают в ладошки)
Игра «Матрёшки танцуют».
Воспитатель проводит игру: раздаёт детям плоскостные фигуры матрёшек 2 цветов
(красного и жёлтого), затем предлагает показать, как матрёшки танцуют: поднять
фигурку, вверх и покрутить ею. Потом дети поднимают только красных матрёшек
или только жёлтых (по сигналу).
Воспитатель: Танцуют жёлтые матрёшки. Какие матрёшки танцуют?
Ответы детей: Жёлтые матрёшки.
Воспитатель: Танцуют красные матрёшки. Какие матрёшки танцуют?
Ответы детей: Красные матрёшки танцуют.
Воспитатель: Танцуют жёлтые и красные матрёшки. Какие матрёшки танцуют?
Ответы детей: Жёлтые и красные матрёшки танцуют.
Рефлексия.
Воспитатель предлагает детям по очереди попробовать разобрать и собрать
матрёшку.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня делали? Ответы детей
-Что больше всего понравилось выполнять? Почему? Ответы детей
- Вы сегодня все молодцы. Все были дружными и старательными! А у матрешки
есть для вас сюрприз! (Воспитатель открывает матрёшку и раздаёт детям маленькие
матрёшки медальоны.)
Список литературы:
1.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой.- М.: Мозаика – Синтез, 2015.
2.
Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа. –
Волгоград: Учитель, 2015.
3.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа. –
Волгоград: Учитель, 2012.