Каждый современный родитель заинтересован в том, чтобы его ребёнок был
успешен. Успешными же становятся люди, которые мыслят неординарно,
творчески. Творчество – это особое состояние души человека, когда вдруг
окружающая действительность становится не просто средой обитания, а
источником вдохновения.
Творческий процесс — это особая форма качествен
ного перехода от уже
известного к новому, неизвестному.
Творческие способности - это в первую очередь способность человека
находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта
способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает,
тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.
Творческая деятельность тесно связана с воображением (умением
представить существующие объекты) и фантазией (то, чего никогда не было).
Фантазия – умственное экспериментирование. А обогащение знаний и
представлений детей о предметах, материалах, свойствах, способах дей ствия
происходит в процессе экспериментирования с ними.
Н.Н. Поддьяков выделяет особую детскую деятельность — эксперименти
-
рование, подчеркивая, что эта «истинно детская деятель
ность» является
ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с
младенчества. В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь,
самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его
предметы
Педагог и психолог П.Ф. Каптерев отмечал: «Развитию человека служат
средства двух родов: созерцательные и деятельные. Первые заключаются в
созерцании природы – неба, земли, моря, гор, степей, рек… К деятельным –
относятся занятия лепкой, рисованием, ручным трудом. Деятельные средства
эстетического воспитания нужно предпочесть созерцательным». Данное
высказывание полностью соответствует современным требованиям, а именно
деятельностному подходу к организации воспитательного процесса.
Элементарная опытническая деятельность дошкольни
ков является
важнейшим средством удовлетворения естественной детской
любознательности, пытливости
Организуя, таким образом, деятельность детей, у них развивается
стремление к проявлению инициативы, самостоятельности,
творчества. Психологи отмечают, что опыт — это основанное на
практике познание объективной действительности.
По определению
педагогов, опыт — это наблюдение, которое проводится в специально
организованных условиях.
Особо это проявляется при использовании нетрадиционных материалов для
художественного творчества и ручного труда.
В ходе проведения опытов с различными видами бумаги, дети сделали вывод,
что наиболее подходящим материалом могут стать салфетки. Они легко
мнутся, рвутся, хорошо приклеиваются.
Во время работы с этим материалом дети учились высказывать своё мнение,
знакомились с цветами, их оттенками. У них развивалась тактильная
чувствительность, способность регулировать силу воздействия на салфетку.
Работа с более простым материалом, по сравнению с бумагой, стиму
лирует
появление положительных эмоций, снимает боязнь не справиться с
процессом, т.к. эта работа больше похоже на игру.
Работа с салфетками началась с простых форм – комочков, жгутиков.
Многие работы являются коллективными, что рождает особую
эмоциональную атмосферу и способствует развитию детей.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них
развивается познавательный интерес. Дети начинают задавать вопросы
педагогу, друг другу, т.е. происходит обогащение и активизация словарного
запаса.
Нетрадиционные техники изображения требуют точного со
блюдения
последовательности производимых действий. Следо
вательно, дети учатся
планировать свою деятельность. Нетрадиционные техники позволяют
педагогу осуществ лять индивидуальный подход к детям, учитывать их
желания, интерес. Для того чтобы заинтересовать детей, настроить их на
предстоящую деятельность, педагог может читать стихи, загады вать загадки,
придумывать различные сюрпризные и игровые моменты.
Кроме того, в определённый момент работы потребовалась помощь
родителей. В ходе бесед на тему «Семья» выяснилось, что некоторые мамы
украшают стол к приходу гостей красиво сложенными салфетками. Мамы
дома научили детей красиво складывать салфетки, а те в свою очередь,
поделились своими умениями с другими детьми.
Идеи по использованию салфеток могут быть разными. Главное - постепенно
усложняющимися: элементарный декупаж, оформление группы, поделки,
подарки, элементы костюмов, овощи и фрукты для игры в магазин. Работа с
нетрадиционными материалами является хорошим помощником в развитии и
воспитании детей. Но для этого деятельность детей должна быть
организована так, чтобы у каждого ребёнка было стремление к проявлению
инициативы, самостоятельности, творчества.