" Индивидуализация образования в условиях внедрения ФГОС ДО"
Автор: Сухарева Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Верх- Чебулинский детский сад " Рябинка"
Населённый пункт: пгт. Верх- Чебула, Кемеровская область
Наименование материала: доклад
Тема: " Индивидуализация образования в условиях внедрения ФГОС ДО"
Описание:
Министерством образования и науки РФ вышел приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Индивидуализация образования в условиях внедрения ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МБДОУ
«Верх – Чебулинский детский сад
«Рябинка» Сухарева Е.М.
Министерством образования и науки РФ вышел приказ от 17 октября 2013 г.
№ 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования"
В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной
ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения
им образования (далее - особые образовательные потребности),
индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её
реализации.
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского
развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьёй;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее
- преемственность основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок
учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования Программ различной направленности с учётом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Согласно пунктам 3.2.3. стандарта проводится оценка индивидуального
развития детей . Такая оценка производится педагогическим работником в
рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития
детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных
задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития
детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей
детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-
психологи, психологи).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для
решения задач психологического сопровождения и проведения
квалифицированной коррекции развития детей.
Согласно требованиям стандарта
дошкольного образования
образовательный стандарт я выстраиваю с учетом индивидуальных
особенностей воспитанников.
С этой целью делала следующее:
С целью выявления особенностей развития воспитанников в начале года
провела педагогическую диагностику. Результаты диагностики показали, что
у воспитанников низкий уровень сенсорного развития.
Для повышения уровня сенсорного развития составила рабочую программу и
индивидуальные маршруты развития детей.
Цель рабочей программы: развитие совершенствования сенсорных процессов
(ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного
возраста.
Задачи:
- сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение
воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие
совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и выделять
в них самое существенное, характерное (признак, качество);
- учить применять полученные знания в практической и познавательной
деятельности;
- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ,
синтез, общение).
Методы:
игровой (д\игры, упражнения, создание игровых ситуаций);
наглядный (рассматривание иллюстраций, предметов, дидактических
пособий);
практический (экспериментирование, показ способов действия с
предметами).
Формы работы:
групповая;
подгрупповая;
индивидуальная.
В карте индивидуального образовательного маршрута детей расписаны:
цели и задачи образовательной работы;
разделы программы по образовательным областям;
используемые педагогические технологии и методики;
ожидаемые результаты;
примерные сроки достижения результатов;
критерии оценки эффективности проведенной работы.
После проделанной работы в конце года была сделана повторная
диагностика. Результаты показали, что у 11детей (52%) средний уровень
развития, а 10 детей (48%) низкий уровень.
Дети не умели группировать предметы по цвету, по форме; не знали и не
умели показывать круг, треугольник, шар, могли показать только кубик; не
умели подбирать посуду, одежду по размерам для кукол; показывать 1-2
пальца; показывать на картинке 1-2 предмета и многое другое.
Диагностика каждого ребенка и разработка индивидуальных маршрутов
помогли детям и мне добиться хороших результатов.