Напоминание

" Индивидуализация образования в условиях внедрения ФГОС ДО"

Автор: Сухарева Елена Михайловна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ " Верх- Чебулинский детский сад " Рябинка"

Населённый пункт: пгт. Верх- Чебула, Кемеровская область

Наименование материала: доклад

Тема: " Индивидуализация образования в условиях внедрения ФГОС ДО"

Описание:

Министерством образования и науки РФ вышел приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" В Стандарте учитываются: 1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; 2) возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3654

Опубликовано 20.04.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Индивидуализация образования в условиях внедрения ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МБДОУ «Верх – Чебулинский детский сад «Рябинка» Сухарева Е.М. Министерством образования и науки РФ вышел приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" В Стандарте учитываются: 1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; 2) возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации. Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьёй; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учёт этнокультурной ситуации развития детей. Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Согласно пунктам 3.2.3. стандарта проводится оценка индивидуального развития детей . Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги- психологи, психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Согласно требованиям стандарта дошкольного образования образовательный стандарт я выстраиваю с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. С этой целью делала следующее: С целью выявления особенностей развития воспитанников в начале года провела педагогическую диагностику. Результаты диагностики показали, что у воспитанников низкий уровень сенсорного развития. Для повышения уровня сенсорного развития составила рабочую программу и индивидуальные маршруты развития детей. Цель рабочей программы: развитие совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: - сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и выделять в них самое существенное, характерное (признак, качество); - учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности; - развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, общение). Методы: игровой (д\игры, упражнения, создание игровых ситуаций); наглядный (рассматривание иллюстраций, предметов, дидактических пособий); практический (экспериментирование, показ способов действия с предметами). Формы работы: групповая; подгрупповая; индивидуальная. В карте индивидуального образовательного маршрута детей расписаны: цели и задачи образовательной работы; разделы программы по образовательным областям; используемые педагогические технологии и методики; ожидаемые результаты; примерные сроки достижения результатов; критерии оценки эффективности проведенной работы. После проделанной работы в конце года была сделана повторная диагностика. Результаты показали, что у 11детей (52%) средний уровень развития, а 10 детей (48%) низкий уровень. Дети не умели группировать предметы по цвету, по форме; не знали и не умели показывать круг, треугольник, шар, могли показать только кубик; не умели подбирать посуду, одежду по размерам для кукол; показывать 1-2 пальца; показывать на картинке 1-2 предмета и многое другое.
Диагностика каждого ребенка и разработка индивидуальных маршрутов помогли детям и мне добиться хороших результатов.


Яндекс.Метрика