Напоминание

"Рабочая программа учителя - логопеда для детей с ЗПР"

Автор: Нуртдинова Гулия Мингалимовна

Должность: учитель - логопед

Учебное заведение: МБДОУ № 4 "Алёнушка"

Населённый пункт: город Димитровград

Наименование материала: рабочая программа

Тема: "Рабочая программа учителя - логопеда для детей с ЗПР"

Описание:

Рабочая программа учителя – логопеда для детей с задержкой психического развития с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г., № 1155) по реализации примерной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство" под редакцией под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и парциальной коррекционной программе "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития" под общей ред. С.Г. Шевченко.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3662

Опубликовано 21.04.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Рабочая программа
учителя – логопеда для детей с задержкой психического развития с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г., № 1155) по реализации примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и парциальной коррекционной программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей ред. С.Г. Шевченко. учитель-логопед: Нуртдинова Г.М. г. Димитровград 2015 г.
Содержание Пояснительная записка 3
1

Целевой раздел
4 1.1 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МБДОУ. 4 1.2 Цели и задачи реализации Программы 5 1.3 Принципы и подходы к формированию Программы 6 1.4 Индивидуальные особенности контингента детей с задержкой психического развития 7 1.5 Планируемые результаты освоения Программы. 13
2

Содержательный раздел
14 2.1 Содержание коррекционной работы 14 2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы 17 2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы 22 2.4 Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности 23 2.5 Система мониторинга 33
3

Организационный раздел.
35 3.1 Содержание предметно-пространственной среды кабинета. 35 3.2 Список методических пособий 36 4 Приложения 38
Пояснительная записка
2
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью. В соответствии с утвердившимся в современной коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии, дети с симптомами задержки психического развития направляются в коррекционные группы, начиная с пяти летнего возраста. Таким образом, при составлении рабочей программы учитывалась данная категория детей. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально- волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей. Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована на использование программы в группе с задержкой психического развития в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. 3
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 «Теремок» города Димитровграда Ульяновской области»обеспечивает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, оказывает помощь в необходимой коррекции отклонений в развитии детей, обеспечивает укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности, оказывает консультативную помощь родителям по вопросам воспитания детей. Основу рабочей программы составляет подбор материалов для развернутого перспективного планирования, составленного по программе дошкольных образовательных учреждений «Детство» под редакциейТ.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевойи методическому пособию
«
Подготовка к школе детей с задержкой психического раз вития» под общей ред. С.Г. Шевченко. Проект программы является «открытым» и может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.
1. Целевой раздел

1.1 Нормативно-правовые документы, регламентирующие

деятельность МБДОУ.
Дошкольное образование в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 34 «Теремок» города Димитровграда Ульяновской области» осуществляется в соответствии с настоящей программой дошкольных образовательных учреждений «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. А также нормативно - правовыми документами, обязательными для выполнения в полном объеме, предназначена для реализации требований ФГОС ДО к условиям и результатам образования обучающихся начальной ступени образования и в соответствии: с международно-правовыми актами Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями); Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.); с законами РФ Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; с документами Правительства РФ Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; 4
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 10.08.2008г № 617 (с изменениями от 10.03.2009г). Положение «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. №966 с документами Министерства образования и науки РФ Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования; с локальными документами Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 34 «Теремок» города Димитровграда Ульяновской области» Годовым планом работы МБДОУ
1.2 Цели и задачи реализации Программы
Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи.
Цель программы
– сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь. В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие
задачи
:  обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;  раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;  устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);  развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);  уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников; 5
 осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;  создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;  максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;  творческая организация (креативность) воспитательно- образовательного процесса;  вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;  уважительное отношение к результатам детского творчества;  единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих
принципов:
 принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;  принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;  принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;  принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;  принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий 6
учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;  принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;  принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
1.4 Индивидуальные особенности контингента детей с задержкой

психического развития
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять из звучание, пытаться повторять их, он начинает также слышать и различать звуки родного языка т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того какую форму он принимает (распластан или образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Чтобы научиться говорить чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки в нем); к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана. Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Недостаточная 7
сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Из всего сказанного следует: для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов, и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат; речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, правильно воспроизводить их в слове. Для закрепления правильного произношения звуков, для улучшения словопроизношения, для развития слухового восприятия можно использовать дополнительный речевой материал: потешки, небольшие стихотворения, считалочки и др. Совместное чтение потешек, стихов, задания на договаривания слов приучают детей внимательно слушать, подбирать рифмующиеся слова, четко и достаточно громко их произносить. Недостаточная сформированность грамматического строя речи является одним из наиболее ярких проявлений общего недоразвития речи, характеризующих устную и письменную речь учащихся. Формирование грамматического строя речи учащихся класса ЗПР с нарушениями речи осуществляется в основном на уроках развития речи и направлено на решение следующих задач: 1. Уточнение значений грамматических форм и конструкций. 2. Формирование умений и навыков наблюдения за языковым материалом, его анализа и синтеза. 3. Знакомство с новыми грамматическими формами и конструкциями. 4. Обучение использованию в собственной речи адекватных грамматических форм и конструкций в соответствии с замыслом высказывания. Трудность у этих детей вызывает определение цвета и формы, подбор антонимов и синонимов. Ограниченность лексических средств у детей с ЗПР проявляется при составлении предложений по опорным словам и с заданными словами. Уровень овладения предложением служит показателем сформированности грамматического строя речи. Для детей с ЗПР составление предложений представляет трудность. Ошибки у детей очень многочисленны. Наиболее распространенная ошибка — нарушение порядка слов. Одно из ярких проявлений несформированности грамматического строя речи является употребление предлогов. Сложные предлоги не употребляются этими детьми, но и простые употребляются с ошибками (замена предлога, пропуск). Несформированность устной речи обуславливает и нарушение письма у детей с задержкой психического - развития. При письме дети допускают следующие ошибки: — замена букв; — искажение звуковой структуры слова - пропуски букв, их перестановки, добавления, что обусловлено неполноценностью фонематического восприятия и несформированности звукового анализа, как умственного действия по выделению звуков из слова; — искажение слоговой структуры слова. У всех детей встречаются синтаксические ошибки -неумение выделить слово, предложение из текста и др. 8
О специфике словаря у детей с ЗПР можно сделать следующие выводы:  значительное расхождение между пассивным и активным словарем (необоснованно частое употребление небольшого количествам слов);  неточное употребление слов;  мало слов, обозначающих общие понятия и конкретизирующих эти понятия;  затруднена активизация словарного запаса; Период детского словотворчества у детей с ЗПР наступает позже и продолжается дольше, чем у детей с нормальным развитием. Собственно речевые дефекты группируются в зависимости от того, какая именно сторона речевой деятельности нарушена в наибольшей степени.
Характеристика основных компонентов речи детей 5 - 6 лет с ЗПР

Фразовая речь.
Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.
Понимание речи.
Понимание обращенной к ребенку речи приближено к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Словарный запас.
Ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.
Грамматический строй речи.
Ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: Неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.
Звукопроизношение.
Произносительные возможности детей улучаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротоцизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции.
Слоговая структура слова.
Характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, 9
замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных. Особенно страдает звуконаполняемость слов.
Фонематическое восприятие.
Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется. Организация обучения и воспитания детей 6-го года с ЗПР. Количество этих занятий 2 раза в неделю. Длительность занятия 15 - 20 минут.
Характеристика структурных компонентов речи детей 6 – 7 лет с ЗПР.

Фразовая речь.
1-я подгруппа. Дети достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, могут построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности. В активной речи дети пользуются в основном простыми предложениями, состоящими из подлежащего, сказуемого и дополнения; в распространении простых предложений затрудняются. Испытывают затруднения и в использовании сложных предложений. Структура сложносочиненных предложений упрощена, часто пропускаются члены предложения; редко используются разделительные и противительные союзы. Не всегда правильно строятся сложноподчиненные предложения. Детьми не усвоены подчинительные союзы, поэтому в их речи отсутствуют условные, уступительные, определительные придаточные предложения. 2-я подгруппа. Дети этой подгруппы в сравнении с первой имеют более ограниченный опыт речевой деятельности и низкий уровень автоматизированности речевых навыков, что обусловлено недостаточностью овладения языковыми средствами. В самостоятельной речи они нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослых. Их высказывания чаще носят фрагментарный характер; отмечаются нарушения модели предложений; инверсии, пропуск главных и второстепенных членов предложения. Опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова.
Понимание речи.
1-я подгруппа. У детей уровень понимания обращенной к ним речи приближается к норме (расчлененный уровень). Дети умеют вслушиваться в речь логопеда, различать задания, обращения к одному и нескольким лицам. Понимают вопросы косвенных падежей и адекватно реагируют на них. Могут выполнять 4-, 5-ступенчатые словесные инструкции. Различают слова, близкие по звучанию, воспринимают изменения значений, которые вносятся отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами. Однако метафоры и сравнения, переносное значение слов для их понимания недоступны. 2-я подгруппа. У детей понимание обращенной к ним речи находится на предикативном уровне. Они недостаточно различают изменения значений, 10
обусловленные употреблением разных приставок, суффиксов и флексий; не во всех случаях понимают вопросы косвенных падежей (чем? кому? с кем? и др.).
Словарный запас.
1-я подгруппа. Словарный запас детей на втором году обучения значительно возрастает, но все же отстает от возрастной нормы. Дети пользуются всеми частями речи, но не всегда употребляют их точно. Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных, особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов. 2-я подгруппа. Количественный диапазон употребляемых детьми слов невелик. Словарный запас у них значительно беднее, чем у детей 1-й подгруппы, не только по количественным, но и по качественным показателям. Дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но не различают изменения значений, выражаемых приставками, суффиксами, флексиями. Недостаточно усвоили обобщающие слова (транспорт, обувь, профессии и др.). Нередко заменяют родовые понятия видовыми – словами (вместо деревья – елочки), словосочетаниями или предложениями (вместо грядка – огурчики тут растут). Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов детям этой подгруппы недоступны.
Грамматический строй речи.
На втором году обучения у детей с ЗПР остаются ошибки грамматического оформления речи. 1-я подгруппа. Наиболее характерные ошибки у детей – смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний. В активной речи правильно употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под). При использовании сложных предлогов (из-за, из-под) появляются ошибки – замена и смешение. 2-я подгруппа. Дети допускают специфические ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, а также числительных с существительными; в употреблении предлогов (пропуск, замена); в ударениях и падежных окончаниях.
Звукопроизношение.
1-я подгруппа. Эта сторона речи у детей ко второму году обучения в значительной степени сформирована, однако еще встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов: недифференцированное произнесение некоторых звуков, в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров. 2-я подгруппа. Произносительные возможности детей улучшаются, но у них могут оставаться различные виды нарушений: постановка соноров отсрочивается, трудно идет автоматизация поставленных звуков, характерны 11
нестойкие замены.
Слоговая структура.
1-я подгруппа. Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при стечениях согласных в слове. 2-я подгруппа. Уровень воспроизведения слоговой структуры у детей этой подгруппы ниже, чем у детей 1-й подгруппы. Они могут правильно повторить за логопедом трех-, четырехсложные слова, но нередко искажают их в самостоятельной речи, допуская сокращение количества слогов и ошибки при передаче звуконаполняемости слов – перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных, уподобления.
Фонематическое восприятие.
1-я подгруппа. Дети уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукослогового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов типа мак. 2-я подгруппа. У детей при выполнении специальных заданий возникают специфические трудности: они не удерживают слоговой ряд (вместо трех слогов называют два), фразу; с ошибками определяют место звука в слове; испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов (опускают гласный звук).
Связная речь.
1-я подгруппа. У детей в связной речи присутствуют элементы ситуативности. Возникают затруднения в использовании сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картинке и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. Однако дети без помощи логопеда могут составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии, пересказать простой текст. 2-я подгруппа. Уровень развития связной речи у детей этой подгруппы гораздо ниже. При составлении рассказов по картинке, пересказе им требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы между синтагмами и короткими фразами. Степень самостоятельности при свободных высказываниях низкая. Нередко рассказы детей носят фрагментарный характер, поэтому они периодически нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослого. Организация обучения и воспитания детей 7-го года с ЗПР. Количество этих занятий 2 раза в неделю. Длительность занятия 15 - 20 минут.
1.5 Планируемые результаты освоения Программы.
12
Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий показатель развития интегративных качеств ребенка:  адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, вла деет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрос лыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудниче стве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.  у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.  пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.  употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове. Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:  ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нор мой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;  ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звон кие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положе ние заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;  ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.  подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;  педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем - 13
логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.
2. Содержательный раздел

2.1 Содержание коррекционной работы
Основными условиями организации эффективной логопедической помощи являются следующие: 1. Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов. Недостаточность процессов восприятия проявляется прежде всего в зрительных, слуховых, кинестетических дифференцировках. 2. Взаимосвязь логопедической работы с программой по подготов ке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитии речи, ритмике, музыке. Работа по коррекции дефектов речи у дошкольников должна производиться в тесной взаимосвя зи логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя. Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом 3. Использование наглядности с целью активизации познаватель ной и речевой активности, стимулирования мыслительных опе раций, повышение интереса к занятиям. 4. Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольно го возраста является игровая деятельность, в каждое занятие не обходимо включать игровые упражнения, что значительно повы сит эмоциональную и умственную активность детей. Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с задержкой психического развития различных анализаторов(слухового, зрительного, учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям; учет особенностей психомоторики де тей с задержкой психического развития (артикуляционной, ручной, общей моторики). В задачи корекционно - логопедического обучения дошкольников с задержкой психического развития входит: развитие и совершенствование общей моторики; развитие и совершенствование ручной моторики; развитие и совершенствование артикуляционной моторики (ста тической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации); развитие слухового восприятия, внимания; развитие зрительного восприятия, памяти; развитие ритма; формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звуко-слоговой структуры; совершенствование лексических и грамматических средств языка; развитие навыков связной речи. Осуществление коррекционной работы условно разделено на два периода, 14
которые взаимосвязаны друг с другом: подготовительный и ос новной. В подготовительный период основной целью является восполне ние пробелов в формирований психофизиологических предпосылок раз вития речи на сенсомоторном уровне, созданий базы, необходимой для коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития. В этот период проводится развитие общей, ручной, речевой мотори ки, развитие слухового, зрительного восприятия, внимания, памяти, раз витие ритма, формирование произвольных умений и навыков. В задачи основного этапа входит: - совершенствование лексических и грамматических средств языка; - развитие навыков связной речи; - обогащение коммуникативного опыта (удивление, радость, вос торг, огорчение, рассуждение и др.). В целях повышения качества образования применяются следующие технологии:  ТРИЗ: в процессе непосредственно образовательной деятельности: «Речевое развитие», блок «Логопедия».  мнемотехника (при работе со звучащим словом - слушание и заучивание художественных произведений, загадок, составление различных рассказов, планировании речевого высказывания). Оздоровительные технологии  Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, точечный массаж, су-джок.  Технологии обучения здоровому образу жизни: подвижные игры, игры на координацию речи с движением.  Коррекционные технологии: музыкотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз. Реализация коррекционных программ логопедической работы через индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия · интеграция коррекционной работы в образовательные области:
«Физическое развитие»:
- проведение занятий, - физ.минуток, - логоритмических упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, - формирование правильного физиологического дыхания, - координация дыхания и речи.
«Социально-коммуникативное

развитие»:
- формирование представлений о правилах безопасного для человека и природы поведения в рамках лексических тем, - формирование норм и правил поведения в отношениях «ребенок- ребенок», «ребенок-взрослый», - формирование первичных представлений о труде взрослых в рамках лексических тем 15

«Речевое развитие»:
- включает владение речью как средством общения и культуры; развитие - фонематических процессов; - формирование звуковой аналитико- синтетическойактивностикак предпосылки обучения грамоте; - обогащение активного словаря по лексическим темам, развитие грамматического строя речи; - развитие связной речи: беседы, пересказы, описательные рассказы, рассказы по картине; - серии картин, дидактические, сюжетные, сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров. «
Познавательное развитие»:
- развитие интересов детей, - любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, - становление сознания; развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, - других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, - представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, - об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. «
Художественно-эстетическое развитие»:
- коррекционная работа с использованием муляжей, - рисунков, реалистичных изображений, - фото, использование ИКТ, - творческие задания, коррекция нарушений просодических компонентов речи, - использование музыкальных произведений на занятиях. График организации образовательного процесса.
Сроки

Содержание работы
1-15 сентября Диагностика речевого развития детей. Заполнение речевых карт, документации учителя - логопеда 15сентября-30 декабря Индивидуальные, подгрупповые ( минигруппы)занятия с детьми 2-3 неделя января Промежуточная диагностика речевого развития детей 18 января -18 апреля Итоговая диагностика речевого развития детей. Заполнение документации. 18 апреля-31 мая Индивидуальные, подгрупповые ( минигруппы)занятия с детьми В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. 16
Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 10-15 минут. Спустя два месяца дети объединяются в подгруппы из двух-трех человек, а время занятий увеличивается до 15-20 минут.
2.2.Формы, способы, методы и средства реализации программы
Формы организации:  В совместной деятельности взрослого и ребенка  Формы работы с педагогическим коллективом:  индивидуальные консультации,  семинары,  открытые занятия,  практикумы,  памятки,  письменные методические рекомендации, Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физиче ской культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно за - крепляют сформированные у ребёнка умения и навыки. При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:
Психолог:
психодиагностика; выявление компенсаторных возможностей; тренинговые упражнения.
Родители:
выполнение рекомендаций всех специалистов; закрепление навыков и расширение знаний.
Музыкальный руководитель:
элементы логоритмики; постановка диафрагмально-речевого дыхания; развитие координации движений; музыкотерапия; развитие общей и мелкой моторики.
Инструктор по физической культуре:
развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях; интеграция речевой и двигательной функции; развитие основных видов движения.
Учитель – дефектолог:
развитие фонетической системы языка, фонематического восприятия, навыки звуко – слогового анализа и синтеза.
Взаимодействие учителя – логопеда с воспитателями.
Система взаимодействия логопеда и воспитателя по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии 17 Логопед Воспитатели Проведение консультаций, «круглых столов», деловых игр. Работа по тетрадям взаимодействия.
Задачи, стоящие перед учителем- логопедом Задачи, стоящие перед воспитателем 1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе 2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы 3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы 4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого- педагогической характеристики группы в целом 5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания 6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти 6. Расширение кругозора детей 7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам 8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) 9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей 10. Развитие фонематического восприятия детей 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая 18
выполнение заданий и рекомендаций логопеда 11. Обучение детей процессам звуко- слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях 12. Развитие восприятия ритмико- слоговой структуры слова 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида 13. Формирование навыков словообразования и словоизменения 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни 14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок 15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей 16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении 17. Закрепление первоначальных навыков чтения и письма. 17. Развитие графических навыков. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей отражается в Тетради взаимодействия.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях. 19
Проводимые групповые
родительские собрания
в начале, середине и конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность. И за создание мотивации ребёнка к занятиям, и за принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение). Чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений, отмечается положительная динамика и успехи и достижения детей. Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации - эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что, во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно. Поэтому в группе вывешиваются информационные стенды, папки- передвижки, статьи в уголках для родителей. В работе с родителями также широко используются вспомогательные наглядные средства: тематические выставки книг; пособия, памятки, образцы выполненных заданий. Очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей консультации. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций также определяется на весь учебный год. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал.
Индивидуально-практические

занятия
знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий в домашних условиях. На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий.
Семинары-практикумы
также вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми, приемами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом, и друг с другом обязательно поиграют с ребенком. Семинары- 20
практикумы «Такие простые игры», «Речевые игры с мячом» не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. У родителей такие семинары вызывают живой интерес, радость общения. Одной из самых эффективных форм работы являются
открытые

занятия для родителей.
Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Перед занятием логопед кратко знакомит родителей с целями занятия и даёт установку, на что нужно обратить внимание. После занятия проводит его анализ, даёт рекомендации по использованию тех или иных приемов. В течение года родители приглашаются на
праздники, мероприятия
, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений. Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов, участвуют в сценках. Учитель-логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе, занимаясь
по индивидуальным домашним

заданиям
. Таким образом, родители могут проследить систему и динамику обучения. Существует множество уже готовых
логопедических тетрадей
для выполнения домашних заданий детьми с родителями.
Цель
таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Прекрасные результаты дает
использование карточек и картотек
. С их помощью не только прорабатывается речевой материал, само их наличие дисциплинирует детей, повышает их ответственность. Сегодня широкие возможности в повышении эффективности работы с родителями открывает
Интернет.
Различные
электронные пособия
, цифровые образовательные ресурсы можно использовать в работе с родителями, давая домашние задания, ссылки на тематические сайты. С помощью вышеприведенных форм взаимодействия можно не только установить партнерские отношения с родителями, но и создать атмосферу общности интересов, повысить педагогическую компетентность родителей, обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
- развивающие и логические игры; - речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; - самостоятельная деятельность в книжном уголке; - развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений; - создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте; - постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; - постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, 21
требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу; - тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; - ориентировать дошкольников на получение хорошего результата; - своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; - дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае; поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей 22

2.4 Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности
Индивидуальная и индивидуально-подгрупповая коррекционно-развивающая и коррекционно-логопедическая работа c воспитанниками группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития в 2015-2016 учебном году Группа Кто проводит Количество в неделю Количество в 1 период Количество во 2 период Количество в 3 период Количество в год Старший дошкольный возраст Учитель- дефектолог 2 22 20 22 64 Учитель- логопед 2 22 20 22 64 Итого 4 44 40 44 128 Подготовитель ная к школе группа Учитель- дефектолог 3 33 30 33 96 Учитель- логопед 3 33 30 33 96 Итого 6 66 60 66 192

Перспективный план работы учителя-логопеда

в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

МБДОУ «Детский сад № 34 «Теремок» Нуртдиновой Г.М.
на 2015-2016 учебный год


Вид деятельности

Содержание

Срок реализации
1
Организационная
Подготовка кабинета к новому учебному году Составление графика работы Составление списка детей, зачисленных в группу Составление годового и перспективного плана. Составление расписания занятий. Составление циклограммы. Оформление журнала обследованных детей. Оформление журнала учета проведенных занятий и посещения их детьми. Написание индивидуальных планов. Оформление журнала взаимодействия с воспитателями. Оформление стенда для родителей. Составление психолого-педагогических характеристик на ТПМПК. Написание анализа работы за учебный год. В течение года
2

Диагностическая
Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии ребенка. Обследование уровня развития детей. Психолого-педагогическое и медицинское наблюдение за детьми. Динамическое наблюдение, промежуточные срезы. 1-20 сентября Сентябрь Январь Апрель В течение года
3

Коррекционно-

развивающая
Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий по коррекции звукопроизношения согласно циклограмме рабочего времени. Сентябрь-май
4

Информационно-

аналитическая
Составление банка данных о детях Анкетирование родителей Сентябрь 24

5

Методическая

работа
Участие в МО учителей-логопеда Участие в педсоветах, семинарах. Просмотр открытых занятий, мастер-классов. Отслеживание и изучение новинок в методической литературе, журналах. Оснащение кабинета методическими, дидактическими пособиями. Сентябрь-май 6
Консультативная:

работа с

родителями

Работа с

педагогами
Индивидуальное консультирование по итогам обследования речевого развития Проведение индивидуальных бесед, консультаций. Приглашение родителей на подгрупповые и индивидуальные занятия. Оформление информационных стендов, тематических выставок, папок-передвижек. Выступления на родительских собраниях: Составление задач на год со всеми узкими специалистами. Проведение коррекционно-педагогической работы в тесном сотрудничестве с воспитателями группы. Подготовка детей к участию в праздниках, утренниках, конкурсах совместно с музыкальным руководителем. Сентябрь-октябрь Сентябрь-май
7

Самообразование
Тема: «Методика работы с детьми с ЗПР ». Изучение научно-методической литературы по данной проблеме. Знакомство с методическими рекомендациями. Изучение требований к демонстрационному и раздаточному материалу. Разработка диагностического комплекта. Разработка рекомендаций и подбор консультативного материала по данной теме. Изготовление дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала. Сентябрь-май 25

План по самообразованию работы учителя-логопеда

в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

МБДОУ «Детский сад № 34 «Теремок» Нуртдиновой Г.М. на 2015-2016 учебный год

Тема:
Методика работы с детьми с ЗПР
Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задач:
изучить психологические и возрастные особенности дошкольников; изучить учебную и научно-методическую литературу; № Содержание Срок 1. Изучение информации из различных источников по теме самообразования: - изучение методической литературы; - обзор информации в интернете; - ознакомление с инновационными методами по теме; В течение года 2 Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников. В течение года 3 Совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса. В течение года 4 Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме. В течение года 5 Участие в конкурсах В течение года 6 Выступление на МО: - городское МО учителей – логопедов - МО в ДОУ В течение года 7 Публикации из опыта работы Апрель, май

Перспективное планирование лексических тем на 2015-2016 учебный год
в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ МЕСЯЦ НЕДЕЛЯ ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА 1 полугодие сентябрь 1 МОНИТОРИНГ УРОВНЯ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 2 3 ОСЕНЬ 4 ДЕРЕВЬЯ 5 ОВОЩИ 1 ФРУКТЫ 2 ОВОЩИ - ФРУКТЫ 3 ЯГОДЫ 4 БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ ноябрь 1 ИНСТРУМЕНТЫ 2 ПОСУДА 3 МЕБЕЛЬ 4 ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ декабрь 1 ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ 2 ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ 3 ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ 4 НОВЫЙ ГОД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ январь 1 КАНИКУЛЫ 2 МОНИТОРИНГ УРОВНЯ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 2 подугодие 3 ТРАНСПОРТ (с 18.01) 4 ОДЕЖДА. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ февраль 1 ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ 2 ОБУВЬ 3 ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА 4 ЗИМА март 1 8 МАРТА. 2 ВЕСНА 3 ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ 4 СЕМЬЯ 5 НАСЕКОМЫЕ апрель 1 МОЙ ДОМ 2 КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ 3 МОНИТОРИНГ УРОВНЯ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 4 май 1 ДЕНЬ ПОБЕДЫ 2 МОЯ РОДИНА 3 ХЛЕБ 4 ЛЕТО ВРЕМЕНА ГОДА
28
29
30
31

2.5 Система мониторинга
Система мониторинга развития ребенка - дошкольника с речевыми нарушения предусматривает обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы и позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей. 32
Мониторинг – это целенаправленная планомерная система, осознанная на всех этапах коррекционно - педагогического процесса. Учитель – логопед отслеживает динамику усвоения дошкольниками программного материала, подготовку детей к школе с целью выявления особенностей, изменений в речевом развитии ребенка для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса. Мониторинг образовательного процесса проводится 3 раза в год поэтапно. Задачи мониторинга:  определение основных показателей и технологий отслеживания, а не результатов;  определение зоны ближайшего развития ребёнка;  осуществление индивидуального подхода к содержанию и темпам речевого развития каждого ребёнка;  оценивание достижений ребёнка не с точки зрения положительного, максимально возможного эффекта речевого развития;  обнаружение и фиксирование не только прогнозируемых результатов, но и неожиданных, случайных, отрицательных, чтобы можно было видеть реальные процессы во всей их полноте. Прежде чем проводить обследование ребенка, необходимо: - изучить медицинскую документацию; - уточнить сведения о его раннем речевом развитии, а также выяснить, замечает ли ребенок свой речевой дефект, как к нему относится, обращались ли родители раньше к логопеду и каков результат; - собрать сведения о семье, речевой среде; - проанализировать данные психолого-педагогического обследования. Предлагаемый материал сгруппирован по направлениям: - изучение коммуникативно-речевых умений; - лексическое развитие (словарь предметный, глагольный, признаков, наречий, притяжательных местоимений; многозначность слова, подбор синонимов, антонимов; дифференциация близких по смыслу понятий; уровень обобщений); - изучение сформированности грамматического строя речи (проверка общего уровня языковой компетенции, умения конструировать предложения, навыков правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, сравнительную степень прилагательных, усвоения предложно-падежных форм существительных, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, навыков словообразования); - обследование строения и моторики артикуляционного аппарата; - изучение звукопроизносительной стороны речи; - изучение сформированности фонематического слуха (отраженное воспроизведение рядов или пар слогов, различение на слух оппозиционных фонем на материале слов, дифференциация звуков в произношении); - изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов; 33
- изучение навыков фонематического анализа; - исследование связной речи. Обследование речевой деятельности детей проводится с соблюдение определенной последовательности этапов и включает анализ основных составляющих речевую систему компонентов. К каждому заданию дается инструкция, в которой детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности и способ достижения этого результата, то есть дается образец. Это обеспечивает расширение ориентировочной части, что важно для детей с ЗПР. При затруднении ребенку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструкции, разбора образца. Для оценки уровня речевого развития ними разработана бальная система. Результаты выполнения заданий предлагается оценивать по 5-бальной системе. Каждое задание оценивается отдельно и может быть представлено графически. Это дает возможность выяснить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка, сравнить его результаты с результатами других детей. Критерии оценки отражают правильность выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок). Критериями оценки связной речи при пересказе текста повествовательного характера послужили: понимание текста (выделение действующих лиц, понимание фактов, событий, возможность адекватно оценить поступки персонажей) и успешность пересказа (последовательность и структурное оформление, полнота использования авторской лексики, соблюдение грамматических норм, самостоятельность, эмоциональное отношение к описываемым событиям). Количественно-качественный анализ результатов обследования позволяет не только выяснить степень речевого нарушения у одного ребенка, но и определить типичные показатели для данной группы детей в целом. Учитывая особенности познавательной деятельности детей с ЗПР (сниженная познавательная активность), мы использовали разнообразные методы, побуждающие познавательную активность: дидактические игры, упражнения, наглядный материал (картины, игрушки, схемы). Подходящий картинный материал можно найти в известных дидактических пособиях. Речевой материал подобран с учетом возрастных показателей развития речи дошкольников. Сами задания доступны по сложности и по объему для ребенка 5-го года жизни с задержкой психического развития, предполагают наличие у него развернутой фразовой речи. При этом для выполнения большинства заданий от ребенка не требуется развернутых речевых объяснений. Результаты обследования заносятся в речевую карту (образец карты дан в приложении). Для оценки динамики логопедической работы предполагается обследовать ребенка в начале и в конце года. Использование предлагаемых материалов позволяет решить следующие вопросы: 34
- учесть особенности детей с задержкой психического развития; - сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном и качественном отношении (учет допущенных ошибок, сам процесс выполнения заданий и другие характеристики); - выявить потенциальные возможности ребенка; - спланировать коррекционно развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребенка; - осуществить индивидуальный подход; - при составлении результатов, полученных в разные периоды, выявить динамику и определить дальнейшие направления в работе; - снизить влияние таких факторов, как недостаточная компетенция, предвзятость и другие индивидуальные особенности экспериментатора. Экспериментатор может использовать данные материалы и для обследования детей с первичной речевой патологией, если внести в них необходимые изменения и дополнения (большее значение будет уделяться выявлению уровня понимания речи и др.).
3. Организационный раздел.

3.1Содержание предметно-пространственной среды кабинета.
Оборудование является безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим . Мебель соответствует росту и возрасту детей , игрушки, пособия и т.д. обеспечивают максимальный для детей развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда достаточно насыщена, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка, отвечает потребностям детского возраста. Все предметы доступны детям. Оснащение меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В логопедическом кабинете имеются:  Зеркало с лампой дополнительного освещения.  Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.  Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.  Спирт медицинский.  Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.  Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)  Логопедический альбом для обследования речи.  Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.  «Алгоритмы» составления описательных рассказов.  Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.  Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.  Предметные картинки по лексическим темам. 35
 Игры для совершенствования грамматического строя речи.  Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.  Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.  Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).  Магнитная доска и комплект материала к ней.  Подвесные модули для развития физиологического дыхания.  Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.  Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.  Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики.
3.2. Список методических пособий
Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы:
Литература для педагога
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004 2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 3. Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005. 4. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008. 5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем- логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002 6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном- Пресс, 1999. 7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1998. 8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. 9. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 10. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и 36
рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005. 11. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 12.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003. 13.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008. 37


Яндекс.Метрика