" Организация предметно-развивающей среды во 2 младшей группе"
Автор: Платицина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 4
Населённый пункт: город Мыски Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: " Организация предметно-развивающей среды во 2 младшей группе"
Описание:
Одно из важных условий воспитательно -образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
воспитатель Платицина Елена Владимировна
Создавая предметно-развивающую среду для детей 3-4 лет, проходящих адаптационный
период к условиям детского сада, необходимо заботиться о том, чтобы малыши комфортно
чувствовали себя и обстановка в группе была близка домашней.
Кроме того, красиво и со вкусом оформленная группа, имеет для детей эстетическое и
развивающее значение. Главное - творчески подойти к делу!
Первое общее творческое дело и детей, и родителей – это присвоение группе имени.
Для названия группы отлично подойдут герои любимых мультфильмов и сказок. Малышам
будет очень приятно видеть в интерьере группы своих любимых героев. Главное, чтобы сюжеты,
помимо эстетического, несли в себе воспитательный эффект.
Название группы (например,
«Смешарики»)
будет
украшать интерьер группы и
раздевалки, спальни.
Пространство игровой комнаты необходимо разделить на три условных сектора:
1.
Сектор спокойной деятельности.
2.
Сектор активной деятельности.
3.
Рабочий сектор.
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, изменяются по объёму –
сжимаются и расширяются, то есть имеют подвижные границы.
Каждый сектор пространства располагает детей к нескольким видам деятельности. Каждая
часть пространства эффективно работает благодаря грамотному размещению материалов – на
границах и внутри секторов.
Под
сектор активной деятельности (50%) выделяется большая часть пространства группы,
чтобы удовлетворить потребность маленького ребёнка в движении. В этом секторе располагаются
материалы для двигательной деятельности, музыкально – театрализованной деятельности,
продуктивной деятельности из крупного строительного материала, сюжетные игрушки для
ролевых игр мальчиков и девочек. Оборудование лёгкое, быстро трансформируется по желанию
детей.
Сектор спокойной деятельности (20%) не большой, так как предполагает уединённость
детей. В этом секторе имеются мягкие диваны, располагающие для совместного чтения и
рассматривания книг, невысокие полупрозрачные ширмы, домики – палатки для уединения детей.
Рабочий сектор (30%) занимает треть группы, так как там размещается оборудование для
организации непосредственно-образовательной деятельности и должно с лёгкостью менять свой
облик. Возможность свободного изменения рабочего пространства, открывается за счёт разного
расположения столов и легких, передвижных на колёсиках стеллажей.
В этом секторе организуется также продуктивная деятельность («мастерская»),
совместная и самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность («сенсорный
уголок»), а также свободная деятельности детей по интересам.
Среди компонентов предметно-пространственной среды в группе целесообразно иметь
материалы, стимулирующие познавательный интерес, оказывающие явный терапевтический
успокаивающий эффект на ребенка в период адаптации: это игры с водой, песком, сыпучими
материалами, игры-эксперименты, которые размещаются в «Сенсорном уголке».
Эстетично оформленные, расположенные в свободном доступе ребенка, они органично
вписываются в среду и привлекают внимание детей, побуждая их к игре. Ценность этих игр
заключается в том, что они учитывают возрастные особенности ребенка, интригуют его,
мобилизуют интерес и незаметно втягивают в процесс игровой деятельности, заставляя отвлечься
от переживаний (в первое время) – расставания с мамой.
С помощью сенсорных игр уменьшается стрессовая нагрузка: уходят отрицательные
эмоции, дети освобождаются от беспокойства и напряжения, легче идут на контакт с
воспитателями.
В течение года материалы необходимо вводить постепенно. Можно завести традицию -
появление «Новинки» утром на столе при входе в группу, которая будет привлекать внимание
ребёнка, отвлекать его, успокаивать, т.к. действие с новым, интересным предметом полностью
увлечет его.
Некоторые материалы «Сенсомоторного уголка» могут вноситься сказочными
персонажами. Например, «Крош» может принёсти детям кусочек ваты. Научить их разным
способам обследования – кидать, дуть, мять, вытягивать, скручивать, нюхать и даже лизнуть.
Придумать вместе с детьми, на что похожа вата (облака, мороженое, снег), узнать какая бывает
вата (ватные диски), показать, что необычного можно сделать с этим материалом (разрисовать,
сделать узор и т. д.). Творческими работами детей можно украсить раздевалку, группу. Ватные
диски, кусочки ваты в специальной коробочке размещаются в «Сенсорном уголке».
По такому принципу «появляются» в уголке и другие материалы для обследования детьми
(корзинка с семенами, кусочки ткани на платье и др.). Важно, что сказочные персонажи будут
предлагать разные способы обследования материалов.
«Сенсорный уголок» мобилен, его можно легко передвинуть, доступен, открыт для
самостоятельной деятельности детей. В нём можно:
Рисовать на манке
Подбирать ключ к замку
Сделать необычные бусы из макарон
Выложить узор из мозайки или крышек
«Отсортировать» гречку и фасоль
Просеивать бобы от манки
Сделать необычные бусы из макарон
Выложить узор из мозайки или крышек
Играть с водой: «Отжимание губки»
«Взбивание пены»
«Вытряхивание воды»
«Переливание в лейки»
«Налей до метки» и др.
Проводить игры - эксперименты
«Тонет - не тонет»
«Что магнитится»
«Игры с прищепками»
«Игры с пуговицами» и др.
Рассматривать и действовать с необычной «Маминой книжкой» с разными видами застёжек
Поиграть с «Коробочкой ощущений»
В соответствие с ФГТ, предметно-развивающая среда строится с учетом принципа
интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной
области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Таким образом,
«Сенсорный уголок» позволяет легко интегрировать несколько образовательных областей:
«Познание» - дети узнают свойства материалов и способы взаимодействия с ними,
развивается наблюдательность и внимание.
«Коммуникация» - дети учатся договариваться друг с другом, осваивают диалогическую
речь.
«Социализация» - осваивают нормы поведения, правила игры с «Кубом», дети
самостоятельно подбирают атрибуты для игр, создаётся ситуация успеха «У меня
получилось».
«Здоровье» - развивается координация движений рук, мелкая моторика; игры способствуют
хорошему настроению и снятию эмоционального напряжения.
«Труд» - дети учатся аккуратно работать, обустраивать свое рабочее место, убирать за собой
материалы, складывать их в специальные емкости.
«Безопасность» - с детьми обговариваются правила безопасного использования материала
(мелкие предметы нельзя класть в рот, нос, уши и др.)
«Сенсорный уголок» позволяет обогащать сенсорные впечатления детей, что очень важно во
второй младшей группе, поддерживать интерес детей к самостоятельной деятельности, стать
настоящими исследователями и экспериментаторами.
В соответствии с подходами, определенными Федеральными государственными
требованиями, образовательный процесс выстраивается на основе комплексно-тематического
принципа. Целесообразно планировать тематические недели в соответствии с образовательными
задачами, решаемыми в данный период времени, календарными датами (праздниками),
событиями, происходящими в группе, интересами детей. Предметно-развивающая среда в группе
создается в соответствии с темами конкретной недели.
В качестве примера, одна из ярких и любимых детьми тематических недель
«Скоро
Новый год» . Итоговое мероприятие недели - новогодний утренник.
Радостно ожидать чудо и сказку помогает своеобразный «Календарь ожиданий» в виде
образа Снеговика. К игрушке Снеговик крепятся нарядные мешочки по количеству дней,
оставшихся до праздника, а в мешочках интересные задания и обязательно сюрприз для
детей. В мешочках спрятаны такие интересные творческие дела (в виде ярких символов-картинок)
как, аппликация «Елочка», «Снеговик», рисование «Зимний вечер», отгадывание загадок,
рассматривание зимних репродукций картин и фотографий, чтение художественной литературы
на зимнюю новогоднюю тематику. За все выполненные дела дети получают сюрприз от
Снеговика - наклейки, картинки, конфетки, маленькие книжечки, раскраски и другие интересные
вещи. Снеговик придумывает задания не только для детей, но и для родителей. Какой Новый
год без нарядной ёлочки! Поэтому, конкурс «Ёлочная игрушка своими руками» позитивно
воспринимается и детьми, и родителями.
Игрушками, сделанными детьми и родителями из разных материалов можно украсить не
только ёлку, но и группу, и раздевалку, отчего ожидание праздника, станет ещё радостнее.
В рамках тематической недели игровые уголки обогащаются новым содержанием, для
сюжетно – ролевой игры «Ждем гостей» можно изготовить угощение из соленого теста, для
«Салона-парикмахерской» - альбом «Нарядные прически». Волшебный сундучок для ряженья
пополнится новыми карнавальными костюмами, как фабричными, так и изготовленными самими
детьми. Для рассматривания можно оформить тематические альбомы «Карнавальные костюмы»,
«Дед Мороз - проказник». В уголке творчества - образцы поделок из манки, макарон, ваты на
зимнюю тематику. В раздевалке - стенд в виде ёлочки, письма к Деду Морозу с пожеланиями
детей с новогодними шарами (с лицевой стороны имя ребёнка, на обратной - пожелания) и др.
Таким образом, обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой
расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей. Развивающая среда стимулирует у
младшего дошкольника любознательность, самостоятельность, инициативность, общительность
и доброжелательность.