Напоминание

" Организация предметно-развивающей среды во 2 младшей группе"

Автор: Платицина Елена Владимировна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ № 4

Населённый пункт: город Мыски Кемеровской области

Наименование материала: статья

Тема: " Организация предметно-развивающей среды во 2 младшей группе"

Описание:

Одно из важных условий воспитательно -образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3682

Опубликовано 24.04.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Организация предметно - развивающей среды

во второй младшей группе»



воспитатель Платицина Елена Владимировна
Создавая предметно-развивающую среду для детей 3-4 лет, проходящих адаптационный период к условиям детского сада, необходимо заботиться о том, чтобы малыши комфортно чувствовали себя и обстановка в группе была близка домашней. Кроме того, красиво и со вкусом оформленная группа, имеет для детей эстетическое и развивающее значение. Главное - творчески подойти к делу! Первое общее творческое дело и детей, и родителей – это присвоение группе имени. Для названия группы отлично подойдут герои любимых мультфильмов и сказок. Малышам будет очень приятно видеть в интерьере группы своих любимых героев. Главное, чтобы сюжеты, помимо эстетического, несли в себе воспитательный эффект. Название группы (например,
«Смешарики»)
будет украшать интерьер группы и раздевалки, спальни. Пространство игровой комнаты необходимо разделить на три условных сектора: 1. Сектор спокойной деятельности. 2. Сектор активной деятельности. 3. Рабочий сектор. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, изменяются по объёму – сжимаются и расширяются, то есть имеют подвижные границы. Каждый сектор пространства располагает детей к нескольким видам деятельности. Каждая часть пространства эффективно работает благодаря грамотному размещению материалов – на границах и внутри секторов. Под сектор активной деятельности (50%) выделяется большая часть пространства группы, чтобы удовлетворить потребность маленького ребёнка в движении. В этом секторе располагаются материалы для двигательной деятельности, музыкально – театрализованной деятельности, продуктивной деятельности из крупного строительного материала, сюжетные игрушки для ролевых игр мальчиков и девочек. Оборудование лёгкое, быстро трансформируется по желанию детей. Сектор спокойной деятельности (20%) не большой, так как предполагает уединённость детей. В этом секторе имеются мягкие диваны, располагающие для совместного чтения и рассматривания книг, невысокие полупрозрачные ширмы, домики – палатки для уединения детей. Рабочий сектор (30%) занимает треть группы, так как там размещается оборудование для организации непосредственно-образовательной деятельности и должно с лёгкостью менять свой облик. Возможность свободного изменения рабочего пространства, открывается за счёт разного расположения столов и легких, передвижных на колёсиках стеллажей. В этом секторе организуется также продуктивная деятельность («мастерская»), совместная и самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность («сенсорный уголок»), а также свободная деятельности детей по интересам. Среди компонентов предметно-пространственной среды в группе целесообразно иметь материалы, стимулирующие познавательный интерес, оказывающие явный терапевтический успокаивающий эффект на ребенка в период адаптации: это игры с водой, песком, сыпучими материалами, игры-эксперименты, которые размещаются в
«Сенсорном уголке».
Эстетично оформленные, расположенные в свободном доступе ребенка, они органично вписываются в среду и привлекают внимание детей, побуждая их к игре. Ценность этих игр
заключается в том, что они учитывают возрастные особенности ребенка, интригуют его, мобилизуют интерес и незаметно втягивают в процесс игровой деятельности, заставляя отвлечься от переживаний (в первое время) – расставания с мамой. С помощью сенсорных игр уменьшается стрессовая нагрузка: уходят отрицательные эмоции, дети освобождаются от беспокойства и напряжения, легче идут на контакт с воспитателями. В течение года материалы необходимо вводить постепенно. Можно завести традицию - появление «Новинки» утром на столе при входе в группу, которая будет привлекать внимание ребёнка, отвлекать его, успокаивать, т.к. действие с новым, интересным предметом полностью увлечет его. Некоторые материалы «Сенсомоторного уголка» могут вноситься сказочными персонажами. Например, «Крош» может принёсти детям кусочек ваты. Научить их разным способам обследования – кидать, дуть, мять, вытягивать, скручивать, нюхать и даже лизнуть. Придумать вместе с детьми, на что похожа вата (облака, мороженое, снег), узнать какая бывает вата (ватные диски), показать, что необычного можно сделать с этим материалом (разрисовать, сделать узор и т. д.). Творческими работами детей можно украсить раздевалку, группу. Ватные диски, кусочки ваты в специальной коробочке размещаются в «Сенсорном уголке». По такому принципу «появляются» в уголке и другие материалы для обследования детьми (корзинка с семенами, кусочки ткани на платье и др.). Важно, что сказочные персонажи будут предлагать разные способы обследования материалов.
«Сенсорный уголок»
мобилен, его можно легко передвинуть, доступен, открыт для самостоятельной деятельности детей. В нём можно:  Рисовать на манке  Подбирать ключ к замку  Сделать необычные бусы из макарон  Выложить узор из мозайки или крышек  «Отсортировать» гречку и фасоль  Просеивать бобы от манки  Сделать необычные бусы из макарон  Выложить узор из мозайки или крышек  Играть с водой: «Отжимание губки» «Взбивание пены» «Вытряхивание воды» «Переливание в лейки» «Налей до метки» и др.  Проводить игры - эксперименты «Тонет - не тонет» «Что магнитится» «Игры с прищепками» «Игры с пуговицами» и др.  Рассматривать и действовать с необычной «Маминой книжкой» с разными видами застёжек  Поиграть с «Коробочкой ощущений» В соответствие с ФГТ, предметно-развивающая среда строится с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Таким образом, «Сенсорный уголок» позволяет легко интегрировать несколько образовательных областей:  «Познание» - дети узнают свойства материалов и способы взаимодействия с ними, развивается наблюдательность и внимание.  «Коммуникация» - дети учатся договариваться друг с другом, осваивают диалогическую речь.
 «Социализация» - осваивают нормы поведения, правила игры с «Кубом», дети самостоятельно подбирают атрибуты для игр, создаётся ситуация успеха «У меня получилось».  «Здоровье» - развивается координация движений рук, мелкая моторика; игры способствуют хорошему настроению и снятию эмоционального напряжения.  «Труд» - дети учатся аккуратно работать, обустраивать свое рабочее место, убирать за собой материалы, складывать их в специальные емкости.  «Безопасность» - с детьми обговариваются правила безопасного использования материала (мелкие предметы нельзя класть в рот, нос, уши и др.) «Сенсорный уголок» позволяет обогащать сенсорные впечатления детей, что очень важно во второй младшей группе, поддерживать интерес детей к самостоятельной деятельности, стать настоящими исследователями и экспериментаторами. В соответствии с подходами, определенными Федеральными государственными требованиями, образовательный процесс выстраивается на основе комплексно-тематического принципа. Целесообразно планировать тематические недели в соответствии с образовательными задачами, решаемыми в данный период времени, календарными датами (праздниками), событиями, происходящими в группе, интересами детей. Предметно-развивающая среда в группе создается в соответствии с темами конкретной недели. В качестве примера, одна из ярких и любимых детьми тематических недель
«Скоро

Новый год»
. Итоговое мероприятие недели - новогодний утренник. Радостно ожидать чудо и сказку помогает своеобразный «Календарь ожиданий» в виде образа Снеговика. К игрушке Снеговик крепятся нарядные мешочки по количеству дней, оставшихся до праздника, а в мешочках интересные задания и обязательно сюрприз для детей. В мешочках спрятаны такие интересные творческие дела (в виде ярких символов-картинок) как, аппликация «Елочка», «Снеговик», рисование «Зимний вечер», отгадывание загадок, рассматривание зимних репродукций картин и фотографий, чтение художественной литературы на зимнюю новогоднюю тематику. За все выполненные дела дети получают сюрприз от Снеговика - наклейки, картинки, конфетки, маленькие книжечки, раскраски и другие интересные вещи. Снеговик придумывает задания не только для детей, но и для родителей. Какой Новый год без нарядной ёлочки! Поэтому, конкурс «Ёлочная игрушка своими руками» позитивно воспринимается и детьми, и родителями. Игрушками, сделанными детьми и родителями из разных материалов можно украсить не только ёлку, но и группу, и раздевалку, отчего ожидание праздника, станет ещё радостнее. В рамках тематической недели игровые уголки обогащаются новым содержанием, для сюжетно – ролевой игры «Ждем гостей» можно изготовить угощение из соленого теста, для «Салона-парикмахерской» - альбом «Нарядные прически». Волшебный сундучок для ряженья пополнится новыми карнавальными костюмами, как фабричными, так и изготовленными самими детьми. Для рассматривания можно оформить тематические альбомы «Карнавальные костюмы», «Дед Мороз - проказник». В уголке творчества - образцы поделок из манки, макарон, ваты на зимнюю тематику. В раздевалке - стенд в виде ёлочки, письма к Деду Морозу с пожеланиями детей с новогодними шарами (с лицевой стороны имя ребёнка, на обратной - пожелания) и др. Таким образом, обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей. Развивающая среда стимулирует у младшего дошкольника любознательность, самостоятельность, инициативность, общительность и доброжелательность.



Яндекс.Метрика