Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ"

Автор: Цывкунова Елена Евгеньевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №125

Населённый пункт: Мурманск

Наименование материала: статья

Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ"

Описание:

Аннотация.В статье рассказывается о развитии мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников при подготовке к школе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Ключевые слова. Здоровьесберегающие технологии, развитие мелкой моторики, подготовка ребенка к школе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3702

Опубликовано 01.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

УДК 504.53
ЦывкуноваЕ.Е

МБДОУ № 125 г. Мурманск

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ"

Аннотация.
В статье рассказывается о развитии мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников при подготовкек школе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеетлогически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Ключевые слова.
Здоровьесберегающиетехнологии, развитие мелкой моторики, подготовка ребенка к школе. Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей, проведено много и доказано, что развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, координации, а также причинно-следственным связям. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного действия. В некоторых случаях дети могут не произносить правильно один-два звука, но не из-за проблем с моторикой, а из-за незнания как эти звуки произносятся, что в данном случае коррекции поддается легко. Но это уже другой случай. Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успеш - ное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), уже достигших не обходимого развития к началу младшего школьного воз - раста. Зачастую, первоклассники не способны проводить до статочно четкие и прямые линии при срисовывании об разцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не
умеют точно вы резать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей от - мечается плохая координация движений при беге, прыж ках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Но в нашем детском саду ведется работа по развитию мелкой моторики, начиная с группы раннего возраста. Ежедневно, за 3–5 минут до обеда, сидя уже за столами мы играем с детьми в пальчиковые игры. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то она становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Все логопедические игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук) Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. Эффективны упражнения для мелкой моторики в сочетании с потешками. Их еще очень удобно использовать как памятки для родителей в логопедических уголках. Самомассаж кисти и пальцев рук. Игровой самомассажрекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством повышения иммунитета, т.к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация (в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны). Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных
ощущений. Можете сказать малышу, что "мы погреем ручки". Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг. 1. При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно. 2. При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. 3. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким. 4. При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). 5. Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка. 6. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. 7. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий. 8. Растирание ладоней движениями вверх-вниз. 9. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев. 10. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек. 11. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп. 12. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево. Затем следует перейти к следующим видам игровых комплексов пальцевой гимнастики: Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:  “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).  “Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо (3 раза). Далее даются задания на удержание позы кисти руки:
 “Зайчик” – и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.  “Кольцо” – и.п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.  Затем эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, с потешками. Также для развития мелкой моторики полезны следующие приемы:  «Собираем урожай» – лепка разноцветных шариков из пластилина. Назвать похожие на шарики по цвету овощи и фрукты  Строим забор, дом, дерево и т.п. – из счетных палочек  Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты  Кто спрятался в комочке.  Птичьи следы на песке – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы, имитация процесса клевания зерен птичками.  Заготовка корма для зимующих птиц – рассортировать фасоль и горох  Определи на ощупь – то, что спрятано в песке.  «Застегни одежду»  Шнуровки .  Найди фигурки в сухом бассейне  Снегопад в лесу – на трафарете елки разложить комочки ваты  Выложи из геометрических фигур медведя или других семян  Выкладывание букв из различных материалов  Игры с карандашом, орехами, крупой; сортировка семечек, собирание их с ковра  Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке.  Строитель  Собирание разрезных картинок  Собери пирамидку  Сушка белья – пристегнуть прищепками к веревке носовые платочки  Покормим животных – мелко или полосками рвем зеленую бумагу  Игры со шнурочком – Выкладывание шнурка по нарисованным взрослым линиям или выкладывание контура птицы  Обведи и раскрась
 Сматывание толстых ниток в клубок  Украшение новогодней елки  Обведение трафаретов  Обсыпание манкой намазанного клеем трафарета н – р: дерева (зимний пейзаж)  Работа с водой и пипеткой  Плетение коврика из полосок цветной бумаги  Игры с водой и пипеткой – капли по контуру лужи  Аппликации, складывание оригами  Цепочки – из конструктора  Цветная мозаика  «Вижу руками – определение на ощупь материалов, из которых сделаны предметы  Заполнение объема трафарета животного или птицы бумагой, солью, пластилином  Кляксография, рисование  Щетка – Ёж – игры с массажной щеткой.  Выкладывание букв из различных материалов  Логопедический конструктор  Благоприятное действие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, семечек, соломы, бусинок и т.д.). Литература: 1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4 изд.- СПб.: Питер, 2007. – 208 с. 2. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. – К.:ГИППВ, 1998, 400с. 3. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009. – 320 с. 4. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001. 5. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.


Яндекс.Метрика