Напоминание

"Специфика музыкальных занятий с детьми с проблемами здоровья в условиях социального приюта"

Автор: Лляховицкая Ирина Эдуардовна

Должность: преподаватель музыки, музыкальный руководитель

Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2" дошкольные группы

Населённый пункт: г. Югорск ХМАО-Югра Тюменская область

Наименование материала: Статья

Тема: "Специфика музыкальных занятий с детьми с проблемами здоровья в условиях социального приюта"

Описание:

О неисчерпаемых возможностях музыки, которая может стать верным помощником детям с ограниченными возможностями в их психическом, физическом и интеллектуальном развитии.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3715

Опубликовано 03.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Специфика музыкальных занятий с детьми с

проблемами здоровья в условиях Социального приюта
Конец XX века в России дал резкое увеличение количества детей с проблемами здоровья. Это связано с ухудшением экологии, увеличением социальных проблем общества (пьянство, наркомания, разрушение института семьи), медицинской безграмотностью населения и так далее. К аномальным детям относятся дети, у которых имеются физические или психические отклонения, что приводит к нарушению нормального хода их общего развития. Некоторые отклонения могут быть врожденными, другие возникают в процессе развития ребенка как результат несчастного случая и так далее. Медицинской наукой выявлено множество видов нарушения здоровья детей, что позволило выявить следующие категории аномальных детей: дети с умственной отсталостью (алигофрения, деменция); дети с задержкой психического развития; дети со специфическими речевыми нарушениями (ОНР, заикание, дизартрия, алалия); дети с сенсорными нарушениями ( нарушение слуха, нарушение зрения); дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с психопатией, с девиантным поведением); дети с искаженным психическим развитием (ранний детский аутизм). Существующая система обучения и воспитания детей с проблемами здоровья не всегда эффективна в процессе развития полноценных психических качеств таких детей, активного включения и адаптации их в социальную среду наравне со здоровыми детьми. Музыка обладает неисчерпаемыми возможностями художественно-образного отражения действительности и психологической регуляции эмоционально-интеллектуального в психике человека. Поэтому музыкальная деятельность в различных её проявлениях может стать верным помощником детям с ограниченными возможностями в их психическом, физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Большое значение музыке в системе лечения больных придавали С.С.Корсаков, В.М. Бехтерев, JI.C. Брусиловский, Галинская, В.Ю. Завьялова. На занятиях музыкотерапией у ребенка не только снимается психическое напряжение,
создается положительный эмоциональный настрой, но и формируются личностные качества: терпение, организованность, сострадание, доброта и так далее. Эти личностные качества делают ребенка приятным для окружающих и ценным членом общества. В музыкотерапии слушание музыки не является самоцелью. Это средство, с помощью которого ребенок должен почувствовать прилив сил, энергии, ощутить удовольствие, активизировать умственную деятельность, выплеснуть накопившуюся энергию и решить мучившую его проблему. Анализ психолого-педагогической и музыкально- педагогической литературы позволил сделать вывод о недостаточной разработанности, концептуальных основ музыкального обучения - воспитания детей с проблемами здоровья, что позволяет говорить об актуальности проблем специфики музыкальной работы с аномальными детьми. Музыкально-педагогический процесс построен на дифференцированном подходе к его организации, коррекционной направленности обучения, привлечении к совместной музыкальной деятельности детей с проблемами здоровья, здоровых детей и родителей. Это дает возможность более успешному вхождению ребенка в социум. Коррекционная работа основана на идеях теории компенсации Адлера и Выготского. На практике она состоит из комплекса организованных мероприятий по воспитанию эмоционально - волевой сферы ребенка, формированию познавательных функций, развитию речевой и двигательной активности и пронизывает все существующие виды музыкальной деятельности: слушание музыки; пение; музыкально - ритмическая деятельность; игра на детских музыкальных инструментах; музыкотерапия. Основной формой музыкальных занятий с аномальными детьми является игра, которая позволяет активизировать психологические функции, придавать корригирующим упражнениям форму эстетического переживания. Основные виды игр: сюжетно - ролевая; пальчиковые игры; музыкально - дидактические игры и так далее. В качестве ведущего психогигиенического средства для снятия психологического напряжения и
создания позитивного эмоционального настроя у ребенка используется музыкотерапия. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII веку, а широкие экспериментальные исследования – к XIX веку. Наш практический опыт показывает эффективность использования на музыкальных занятиях детского фольклора. Задачи музыкального руководителя в условиях Социального приюта заключаются в приобщении детей, находящихся на временной реабилитации, к духовным ценностям, формировании потребности в музыкальной деятельности и развитии социальной активности детей.
45


Яндекс.Метрика