"Специфика музыкальных занятий с детьми с проблемами здоровья в условиях социального приюта"
Автор: Лляховицкая Ирина Эдуардовна
Должность: преподаватель музыки, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2" дошкольные группы
Населённый пункт: г. Югорск ХМАО-Югра Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Специфика музыкальных занятий с детьми с проблемами здоровья в условиях социального приюта"
Описание:
О неисчерпаемых возможностях музыки, которая может стать верным помощником детям с ограниченными возможностями в их психическом, физическом и интеллектуальном развитии.
проблемами здоровья в условиях Социального приюта
Конец XX века в России дал резкое увеличение количества
детей с проблемами здоровья. Это связано с ухудшением
экологии, увеличением социальных проблем общества
(пьянство, наркомания, разрушение института семьи),
медицинской безграмотностью населения и так далее.
К аномальным детям относятся дети, у которых имеются
физические или психические отклонения, что приводит к
нарушению нормального хода их общего развития.
Некоторые отклонения могут быть врожденными, другие
возникают в процессе развития ребенка как результат
несчастного случая и так далее. Медицинской наукой
выявлено множество видов нарушения здоровья детей, что
позволило выявить следующие категории аномальных детей:
дети с умственной отсталостью (алигофрения, деменция);
дети с задержкой психического развития; дети со
специфическими речевыми нарушениями (ОНР, заикание,
дизартрия, алалия); дети с сенсорными нарушениями
( нарушение слуха, нарушение зрения); дети с нарушениями
опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями
эмоционально-волевой сферы (дети с психопатией, с
девиантным поведением); дети с искаженным психическим
развитием (ранний детский аутизм).
Существующая система обучения и воспитания детей с
проблемами здоровья не всегда эффективна в процессе
развития полноценных психических качеств таких детей,
активного включения и адаптации их в социальную среду
наравне со здоровыми детьми. Музыка обладает
неисчерпаемыми возможностями художественно-образного
отражения действительности и психологической регуляции
эмоционально-интеллектуального в психике человека.
Поэтому музыкальная деятельность в различных её
проявлениях может стать верным помощником детям с
ограниченными возможностями в их психическом,
физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
Большое значение музыке в системе лечения больных
придавали С.С.Корсаков, В.М. Бехтерев, JI.C. Брусиловский,
Галинская, В.Ю. Завьялова. На занятиях музыкотерапией у
ребенка не только снимается психическое напряжение,
создается положительный эмоциональный настрой, но и
формируются личностные качества: терпение,
организованность, сострадание, доброта и так далее. Эти
личностные качества делают ребенка приятным для
окружающих и ценным членом общества. В музыкотерапии
слушание музыки не является самоцелью. Это средство, с
помощью которого ребенок должен почувствовать прилив
сил, энергии, ощутить удовольствие, активизировать
умственную деятельность, выплеснуть накопившуюся
энергию и решить мучившую его проблему.
Анализ психолого-педагогической и музыкально-
педагогической литературы позволил сделать вывод о
недостаточной разработанности, концептуальных основ
музыкального обучения - воспитания детей с проблемами
здоровья, что позволяет говорить об актуальности проблем
специфики музыкальной работы с аномальными детьми.
Музыкально-педагогический процесс построен на
дифференцированном подходе к его организации,
коррекционной направленности обучения, привлечении к
совместной музыкальной деятельности детей с проблемами
здоровья, здоровых детей и родителей.
Это дает возможность более успешному вхождению ребенка
в социум.
Коррекционная работа основана на идеях теории
компенсации Адлера и Выготского. На практике она состоит
из комплекса организованных мероприятий по воспитанию
эмоционально - волевой сферы ребенка, формированию
познавательных функций, развитию речевой и двигательной
активности и пронизывает все существующие виды
музыкальной деятельности: слушание музыки; пение;
музыкально - ритмическая деятельность; игра на детских
музыкальных инструментах; музыкотерапия.
Основной формой музыкальных занятий с аномальными
детьми является игра, которая позволяет активизировать
психологические функции, придавать корригирующим
упражнениям форму эстетического переживания. Основные
виды игр: сюжетно - ролевая; пальчиковые игры; музыкально
- дидактические игры и так далее. В качестве ведущего
психогигиенического средства для снятия психологического
напряжения и
создания позитивного эмоционального настроя у ребенка
используется музыкотерапия. Лечебное действие музыки на
организм человека известно с древних времен. Первые
попытки научного объяснения этого феномена относятся к
XVII веку, а широкие экспериментальные исследования – к
XIX веку. Наш практический опыт показывает
эффективность использования на музыкальных занятиях
детского фольклора.
Задачи музыкального руководителя в условиях Социального
приюта заключаются в приобщении детей, находящихся на
временной реабилитации, к духовным ценностям,
формировании потребности в музыкальной деятельности и
развитии социальной активности детей.
45