Напоминание

"Организационная деятельность педагогов по реализации речевого развития с детьми и взаимодействие с родителями"

Автор: Романова Елена Витальевна

Должность: вОСПИТАТЕЛЬ

Учебное заведение: МБДОУ д/с № 31п.Ждановский

Населённый пункт: п.Ждановский

Наименование материала: презентация

Тема: "Организационная деятельность педагогов по реализации речевого развития с детьми и взаимодействие с родителями"

Описание:

Информация будет полезна не только воспитателям детских садов, но и родителям.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3720

Опубликовано 04.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Организационная

деятельность педагогов по

реализации речевого

развития с детьми и

взаимодействие с

родителями

МБДОУ детский сад № 31

п.Ждановский

Воспитатель:

Романова Елена Витальевна


Развитие речи
– главный показатель умственного развития ребёнка. Речевое развитие ребенка – это первая и самая ответственная задача всей системы образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас.
Воспитатель является активным участником и организатором речевого общения между детьми старшего возраста. Предлагает ребёнку рассказать о своих новостях другим детям, привлекает внимание детей к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться. В беседе с ребёнком воспитатель обращает внимание на содержание и форму сообщения, деликатно исправляют грамматические ошибки. В свободное от занятий время педагоги индивидуально занимаются с ребёнком, развивая ту сторону речевого развития, которая вызывает у ребёнка затруднения. Воспитатели стараются задавать детям образцы правильной литературной речи, стараются, чтобы речь была чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная, выразительная, лаконичная. Включают в речь разнообразные образцы речевого этикета. Через воспитание интереса к языковому богатству, через развитие умения использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства речь детей становится образной, непосредственной и живой. Эта задача решается через театральную, музыкальную, познавательную и другие виды деятельности в комплексе.
Развитие речи детей осуществляется воспитателями в разных видах деятельности: проводятся упражнения, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей; проводятся игры и упражнения на развитие грамматического строя речи и связной речи. Педагоги используют возможность правильно и чётко называть предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества в разных видах деятельности (на прогулке, в группе, во время различных режимных процессов, в игре). При этом воспитатели чётко формируют задание, точно ставят вопросы. Это позволяет поддерживать взаимосвязь понимания и употребления слов, что, в свою очередь, совершенствует умение детей точно и полно выразить мысль, повышает эффективность речевого общения.
Обучение речи в дошкольном учреждении протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Традиционно осуществляется и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамотности и др., а так же вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Главная цель речевого развития в дошкольных учреждениях состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, т.е. с эстетическим воспитанием. В дошкольных учреждениях знакомят детей с фольклорными и литературными произведениями, благодаря этому дошкольники учатся владеть выразительными средствами родного языка. Ознакомление с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения дошкольников.
Дошкольный возраст – это возраст игры. Именно в игре, зарождаются взаимоотношения между детьми. Они учатся общаться друг с другом, в игре развивается речь ребёнка. Развитие игровой деятельности стало неотъемлемой составляющей организации жизни ребёнка в детском саду. Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только игрушки, но и соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.
Воспитатели должны создавать условия для возникновения и развёртывания игры детей. В младших группах обстановка должна быть приближена к домашней, воспитатели включаются в игру по мере необходимости как равные партнёры, для коррекции или обогащения сюжета. В средней группе организуются экскурсии, целевые прогулки. Во время занятий, наблюдений воспитатели обращают внимание детей на взаимоотношения людей. Практикуется наблюдение за играми старших детей. В старшей и подготовительной группе для создания условий, для обогащения впечатлений используются средства искусства (картины, произведения народных умельцев), наблюдения в природе, за трудом взрослых. Воспитатели стремятся, чтобы дети были не пассивными наблюдателями, а активными участниками окружающей жизни. В старшем дошкольном возрасте в играх детей наблюдается выполнение роли, в которой ребёнок проигрывает действие, передающее характер отношений между людьми. В старшем дошкольном возрасте воспитатели поощряют самостоятельность в выборе игр, оказывают помощь в развёртывании сюжета. Игры подбираются по интересам и по желанию детей. Для развития речи используются в работе малые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки, колыбельные, народные песенки, потешки и т.п.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети старшего дошкольного возраста учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи старшего дошкольника. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Народные песенки, потешки и т.п. также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи. С их помощью можно развивать фонематический слух.
Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, т.е. с эстетическим воспитанием. В дошкольных учреждениях знакомят детей с фольклорными и литературными произведениями, благодаря этому дошкольники учатся владеть выразительными средствами родного языка. Ознакомление с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения дошкольников.
Система работы по речевому развитию заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости трёх её компонентов. 1. Центральное место в этой системе занимает речь воспитателя (своей речью он будет учить ребёнка родному языку, общаясь с ним в течение всего дня). 2. Воспитателю предстоит много работать над созданием развивающей среды. 3. Беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребёнка.
Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Нельзя забывать о том, что ребёнок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. В общении с окружающими обогащается его словарь. Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется педагогом, прежде всего, в беседах и на консультациях. Воспитатель рекомендует для заучивания с детьми дома стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки; советует, какие книги следует читать детям старшего дошкольного возраста; организует выставку новых книг. В процессе работы с родителями воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребёнком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы дошкольник в процессе таких занятий не только получал знания, вырабатывал определённые навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.
В беседах с родителями воспитатель постоянно напоминает им, что овладение ребёнком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию ребёнка, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению правильной речью. Важной задачей для педагога является обобщение передового опыта воспитания детей в семье и доведения его до сведения родителей на собраниях, в уголках для родителей. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия.
В своей группе с детьми использую все, что включает в себя «Речевое развитие»: – обогащение активного словаря, – развитие связной и грамматической диалогической речи, – развитие речевого творчества, – фонематического слуха, – знакомство с книжной культурой, – детской литературой, – формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. На первом плане выдвигается общение со сверстниками, диалоги с товарищами. Дети уже умеют привлекать внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями. Создаю педагогические условия для развития речи. Развиваю и поощряю все формы речевой активности детей, как на занятиях, так и вне занятий. Провожу специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи: учу определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов. Моделирую правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д. Стимулирую обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями. Работаю с художественными произведениями, обучаю детей рассказыванию. Особое внимание уделяю развитию творческого рассказывания. Способствую развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно- ролевых играх детей.
Спасибо за внимание!


Яндекс.Метрика