Напоминание

"Слова-паразиты в детской речи"

Автор: Новикова Ирина Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Лесная сказка"

Населённый пункт: ЯНАО, Надымский район, пос. Лонгъюган

Наименование материала: доклад

Тема: "Слова-паразиты в детской речи"

Описание:

Материал можно использовать на педагогическом совете, где будут рассматриваться вопросы касающиеся речи дошкольника, ее развитие и факторы, которые влияют на ее правильное становление.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3723

Опубликовано 04.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лесная сказка» п. Лонгъюган Надымского района»
Доклад

«Слова-паразиты в детской речи»

(Педсовет «Искусство говорить с детьми»)
подготовила воспитатель Новикова Ирина Александровна п. Лонгъюган 2016 Очень часто у детей в речи присутствуют слова-паразиты. Они не толь - ко режут слух окружающим, но и свидетельствуют о том, что ребенок, упо -
требляющий их, не воспитан и предоставлен сам себе. Бороться с такими словечками нужно жестко и радикально. Слова-паразиты засоряют речь и мешают связно высказывать свои мыс- ли. В обществе считается, что употребление подобных слов – это удел безгра- мотных людей с небольшим словарным запасом. Чтобы ребенка не дразнили в детском саду или школе, а вы не краснели за него перед старшими, со сло - вами-паразитами следует решительно расправляться. Если вы услышали, что ваш малыш через слово «нукает», «экает», «чё - кает» или «мычит», то тут же попросите его остановиться, собраться и повто - рить сказанное еще раз. Просите не торопиться, говорить четко и уверенно, без длительных пауз и лишних вставок. Психологи и лингвисты рекомендуют ребенку как можно больше чи - тать, учить наизусть тексты песен и стихи. Вы должны привить ребенку лю - бовь к правильной, грамотной речи. Всегда указывайте на его ошибки, проси - те заменить только что сказанное «блин», «хана», «типа», «короче» другим, литературным словом. Большинство слов-паразитов дети подхватывают в кругу семьи. Они, как маленькие пылесосы, мгновенно всасывают запретные словечки и начи - нают их постоянно повторять. Вы на собственно примере должны показы - вать, как принято общаться во взрослом, воспитанном и образованном обще - стве. Всегда контролируйте свою речь и никогда не употребляйте нецензур - ную лексику в присутствии малыша. Если ребенок все же начал бросаться ма- терными словами, то просто поговорите с ним. Скажите, что выражаться подобным образом некультурно и хорошие девочки, или мальчики так не го - ворят. При необходимости объясните ребенку истинное значение подобного выражения. Примерно с двух лет начинайте пристально следить за речью ре - бенка. Очень часто родителей удивляет, когда ребёнок в разговоре вдруг упо - требляет не совсем уместные в детской речи слова и выражения. В чем же причина детского сквернословия и как этого избежать? Источников «плохих» слов вокруг нас очень и очень много. Это может быть любая социальная группа, куда входит малыш, телевизионные програм - 2
мы, мультфильмы, знакомые взрослые. Зачастую таким источником выступа - ет семья. Всегда ли мы замечаем за собой, а потом помним об этом, что в пе - риоды раздражения и гнева мы произносим вслух те же самые «плохие» сло - ва. Так чего же ждать потом от маленького ребенка, который только учится жить в этом мире и впитывает, как губка, всё то, что он видит и слышит во - круг? Какие же слова можно отнести к «плохим»? Безусловно, это нецензур - ная лексика, грубые и ругательные слова, выражения, унижающие и оскорб - ляющие человека, есть еще и жаргонные словечки, а также слова-паразиты, которые нельзя отнести к ругательным, но, с другой стороны, они служат для выражения своих эмоций. Родители и воспитатели отмечают, что употребление детьми «плохих» слов происходит всё чаще и чаще, и, самое главное, стало очень трудно справляться с таким поведением. Причём выговор, замечание или другое на - казание делают детей более сдержанными только на некоторый период време- ни, но при этом не способствуют перевоспитанию. Почему ребенок ругается? В более раннем возрасте – до 4-5 лет – упо - требление бранных слов может быть неосознанным, то есть ребенок просто не знает, что это плохо. Здесь самое главное это первичная реакция родителей на ругательство, чтобы эти слова не вошли в привычное употребление. Сквернословие ребенка может привести вас в замешательство и шокировать, но старайтесь не реагировать слишком остро. Часто дети экспериментируют, следуя новой модели поведения, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Лучше всего спокойно и твердо сказать малышу, поступившему так впервые: «В нашей семье такие слова, не говорят, это неправильно!» и предложить другой вариант. Дети от 5 лет и старше, нарушая правила, начинают испытывать чув - ство вины. В этом возрасте активно развиваются нравственно-этические сто - роны личности: чувство долга, обязанности. Вместе с тем появляется страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого одобряют, т. е. страх социального не - соответствия. 3
Если 5-7-летний ребенок произносит ругательства, зная о том, что это неправильно и плохо, для начала достаточно просто сделать замечание: «Ты знаешь, что ты сказал плохо. Я не хочу этого больше слышать». Но если это повторяется снова и сквернословие становится привычкой, то нужно выяс - нить причину. Рассмотрим наиболее распространённые и характерные причины нару - шений поведения:  способ привлечения внимания – для правильного психического развития ребенка и его эмоционального благо - получия необходимо достаточное количество любви, ласки, заботы и внима - ния со стороны взрослых. Если малыш этого не получает по ряду причин (ро - дители заняты на работе, слишком много бытовых проблем, нередки семей - ные конфликты), то он будет искать способ привлечь их внимание. Даже если это будут окрики, замечания и тому подобное, он достигнет своей цели.  подражание и стремление быть на кого-то похожим – ребёнок может выбрать себе образец для подражания, на кого он хотел бы быть похожим (брат, старший друг, родственник, герой фильма или мульт - фильма), таким образом, ассоциируя ругань с силой и храбростью. Желание казаться взрослее, самостоятельнее и серьёзнее тоже может послужить пово - дом для употребления бранных словечек.  компенсация неуспешности – может случиться и такое, что ребенок переживает неудачи в какой-то одной области жизни (не складываются отношения с братом или сестрой, со сверст - никами в детском саду или на детской площадке, хочет научиться играть в футбол, а получается хуже всех), а признаки неблагополучия проявляются и в другом. Ребенок теряет уверенность, слыша в свой адрес упреки и критику. И, употребляя бранные слова, он говорит: «Зачем стараться, ведь всё равно ничего не получится», «Все говорят, что я плохой, я и буду плохой». То же происходит, если критика со стороны родителей затрагивает лич - ность ребёнка, а не его поведение и действия. Например, если вместо «я 4
расстроилась, что ты не убрал игрушки» ребёнок слышит, что он лентяй, неаккуратный, то он воспринимает это как «ты плохой, я тебя не люблю». А для ребёнка очень важно услышать, что его будут любить независимо от того, убрал он игрушки или нет.  употребление слов в коллективе, в котором общается ребенок – если ребёнок попадает в уже сформировавшийся коллектив (детский сад, двор) нередко возникает конфликт, и, чтобы его избежать, «новенький» может слепо копировать поведение и манеру общения в коллективе. Вряд ли стоит из-за этого изолировать ребёнка, ведь сверстники играют огромную роль в жизни наших детей, однако помочь ему развить чувство уверенности в себе очень необходимо. Тогда он сможет достичь успеха в лю - бой социальной обстановке и без показного сквернословия. Давайте рассмотрим, как с этим можно бороться:  Во-первых, необходимо устранить саму причину сквернословия – проявлять к ребёнку больше внимания, заботы, при этом давая еще и некоторую свободу, снять ограничения, которые уже не соответствуют его возрасту. Очень важно созда - вать благоприятную атмосферу в доме, помочь добиться успеха в какой-либо сфере деятельности, показать, что быть сильным, храбрым и взрослым мож - но и без сквернословия.  Во-вторых, как очень строго наказывать, так и игнорировать брань нельзя. Это может привести к закреплению такой формы поведения. Самое правильное - до - биться понимания ребёнком, почему так нельзя говорить. Дело в том, что в представлении дошкольника понятия о хорошем и плохом часто смещаются, а в силу отсутствия достаточного жизненного опыта могут даже меняться ме - стами. И здесь задача взрослых – помочь ребёнку чётко сориентироваться, объяснив, что сквернословить это плохо. Если Вы наказываете ребёнка, помните о том, что он должен знать, за что его наказывают, штрафные санкции должны следовать сразу за проступ - 5
ком, и наказание ни в коем случае не должно унижать достоинство ребёнка. Ребёнок должен бояться не самого наказания, а возможности расстроить ро - дителей своим неправильным поведением.  В-третьих, это еще и собственный пример. Говоря: «Мне ругаться можно, а тебе нет», не ждите, что он с вами согласится, если вы сами служите моделью неподобаю - щего поведения. Подумайте об обстановке, царящей у вас дома: употребляете ли вы унизительные прозвища, обидные выражения в отношении членов сво - ей семьи, в том числе и детей. И самое главное: стараетесь ли вы избегать се - мейных конфликтов в присутствии ребенка? Очень часто дети прибегают к вызывающему поведению только потому, что они не знают других способов выражения своих эмоций. Научите ребенка нескольким словам, описываю - щим чувства (я злюсь, расстроен, сержусь, я в гневе). Таким образом, вы не только решаете проблему употребления бранных слов, но и приучаете ребенка распознавать свои чувства и говорить о них, что тоже очень важно. Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных выс - ших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной сте - пени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окру - жения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка, то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка. Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной рече - 6
вой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми ис - пользуются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное зна - чение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает воз - можность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Необходимым условием развития речи детей является образец для под - ражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется не- мым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребе - нок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя – один из приемов педагогического воздействия. Речь педагога служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском учре - ждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя дет - ского сада владение образцовой речью это показатель его профессионализма. Поэтому забота о совершенствовании своей речи это нравственный и обще - ственный долг каждого педагога. Он обязан развить в себе совершенное вла - дение теми речевыми навыками, которые передает детям. Хорошую речь педагога характеризуют такие признаки: 7
 правильность речи, то есть ее соответствие принятым языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: ор - фоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.  точность речи, то есть ее соответствие мыслям говорящего. Особое внимание педагогу сле - дует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способству - ет формированию у детей навыков точности словоупотребления.  выразительность речи, особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоцио - нального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средства - ми выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.  ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего.  логичность речи, то есть выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений меж - ду частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компо - нентах связного высказывания, формируются навыки использования различ - ных способов внутритекстовой связи. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления.  уместность, употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям обще - ния. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чув - ством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на 8
формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, уме - ния пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентиро - ваться на ситуацию общения, собеседника и др.).  богатство речи, то есть умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном воз - расте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности слово - употребления, выразительности и образности речи.  сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений.  чистота речи, то есть отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устране - ние нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей до - школьного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходи - мо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.  благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. Роль воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для развития этих естественных процессов и при необходимости корректировать их, разви- вать познавательную речевую активность детей. Отсюда вытекают задачи ра - боты по развитию речи с детьми:  обогащение активного и пассивного словаря,  развитие грамматического строя речи,  развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка,  развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи детей,  обучение звукослоговому анализу слов,  развитие мелкой моторики руки. 9
Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно бо - гатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пас - сивной лексики. У большинства детей завершается формирование граммати - ческого строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложени- ем). Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляют - ся существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование моноло- гической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятель - ности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлени - ях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планиро - вание), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ре- бенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развива - лась правильно и своевременно. 10

Список литературы
1. Введенская Л. А.   Культура   речи. – М.: АСТ 2008. 2. Граудина Л. К., Ширяев Е. Н. Культура  русской   речи: Учебник  для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. 3. Ожегов С. И.  Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М.,  1974. 4. Розенталь Д. Э.  Говорите и пишите по-русски  правильно. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2007. 11
12


Яндекс.Метрика