Напоминание

"Народы Поволжья"

Автор: Ежова Елена Владимировна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад" № 33

Населённый пункт: г. Самара

Наименование материала: Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе

Тема: "Народы Поволжья"

Описание:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе " Народы Поволжья".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3726

Опубликовано 05.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей

группе « Народы Поволжья».

Цель:
воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважение к своей Родине.
Задачи
Закрепить знание детей о Родине – России. Формировать представление о реке Волге, как богатстве нашей природы, нашей Родины. Формировать представление о дружбе народов разной национальности, о костюмах народов Поволжья . Закреплять знания о народных играх. Воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.
Предварительна работа
Разучивание стихов о Родине, хороводов, народных игр. Прослушивание музыкальных произведений патриотического характера: Гимн, Родина моя, С чего начинается Родина, Шире круг, Я, ты , он, она – вместе дружная семья. Рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, открыток, флагов, гербов страны. Чтение произведения В.Степанова «Моя родина - Россия».
Оборудование и материалы.
Герб, флаг, гимн – (картинки) Российской Федерации. Костюмы народов Поволжья: русский , мордовский ,татарский, чувашский. Куклы в народных костюмах, папка народов Поволжья, Альбомы: Самара, Курумоч. Мячи. Аудиозапись с песнями о России и дружбе.
Ход занятия


Звучит отрывок песни « Родина моя»
Я, ты, он, она- Вместе целая страна, Вместе дружная семья, В слове «мы»- сто тысяч «я»! Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых В городах и селах.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Ответы детей.

Воспитатель:
Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край. У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна - потому что она родина. - Ребята, а что такое Родина?
Дети:
- это страна, в которой мы родились и живем; - это поля, леса и реки; -это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка, сестренки и братишки. -это место, где стоит наш детсад. -это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю. - это самое дорогое, что есть у человека.

Воспитатель:
Да, правильно. А сейчас мы послушаем стихи о Родине.
Ребенок:
Старый двор, березки молодые Хоровод кудрявых тополей. Это все страна моя родная Милый образ Родины моей.
Ребенок:
Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем. И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем. Что мы Родиной зовем? Все, что в сердце бережем. И под небом синим – синим Флаг России над Кремлем.
Воспитатель:
- Ребята, а какие пословицы вы знаете о Родине?
Дети:
«Жить – Родине служить». «На родной стороне и ворона родная». «В родном краю как в раю». «На родной стороне и камушек знаком».
Воспитатель:
- А как называется наша страна?
-Да, правильно, Россия. Давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. Сколько морей, рек и озер, равнин и гор мы видим здесь. - Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река России? Да, верно, это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке: «…Перед нею путь большой и долгий. Из лесного края в край степной. И зовут ее рекою Волгой, Матушкой, кормилицей родной ». - А как вы считаете, почему нас называют волжанами? Конечно, потому, что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами. - Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?
Дети:
-русские, татары, башкиры, чуваши, мордва…
Воспитатель:
-Правильно, в нашей стране живут люди разных национальностей. Русский, башкир и якут и чуваши и мордвин и калмык и осетин. Все они дружить хотят и родина Россия у нас на всех одна . Давайте дружить друг с другом, как птица с небом, как трава с лугом, как поле с дождями, как дружит солнце со всеми нами. И сейчас мы хотим вас познакомить с подвижными национальными играми:
1. Татарская народная игра «Продаем горшки».
Развивает скорость и реакцию. Две команды. Дети – горшки, встав на колени, образуют круг. За каждым горшком стоит сторож – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. - Эй дружок, продай горшок!
- Покупай! - Сколько дать тебе рублей? - Один (два, три) отдай. Водящий касается рукой хозяина горшка один (два или три) раза и они начинают бег по кругу навстречу друг к другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
2. Мордовская народная игра. «Круговой». Развивает ловкость.
Играющие, делятся на две команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто останется за кругом, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
3. Русская народная игра «Горелки».
Колонна парами. «Гори, гори ясно Чтобы не погасло Глянь на небо- Птички летят Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги! Ведущий догоняет последнюю пару.
ДЕТИ САДЯТЬСЯ НА СТУЛЬЧИКИ.

Дети выходят парами в национальных костюмах.

Воспитатель:
- Сейчас хотим вас познакомить с костюмами народов Поволжья
Ребенок:
Россия! Как из песни слов Березок юная листва. Кругом поля, леса и реки Раздолье – русская душа.

Воспитатель:
На Руси мужчины носили косоворотки и штаны – порты. Ворот косоворотки, рукава и низ украшали вышивкой. На голове мужчины носили картуз, а на ногах лапти. Женщины носили рубахи, а поверх рубах одевали сарафаны. Украшали его вышивкой и лентами. На голове носили кокошник, тоже украшенный лентами, бусами.
Проходят под музыку показывая костюм.

Ребенок:
Татарская земля – леса и пашни Традиций нам не счесть твоих. Другого мы не знаем края Где так же почитали их.
Воспитатель:
Основными элементами татарской одежды была рубаха украшена растительным орнаментом-вышивкой и носили штаны . На голове носили тюбетейку. Женщины носили платье с длинными рукавами и носили длинные шаровары. Поверх платья носили жилет украшенный растительным орнаментом на голове носили платок и калфар. На ноги одевали сапоги – ичиги. Татарский народ славится своим гостеприимством, удалым весельем. Сейчас я загадаю вам татарские загадки, а вы попробуйте их отгадать: «Полна печь ватрушек, в середине – один калач». (Небо, звезды, месяц). «Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет». (Мороз). «Полна красная печь черненьких лепешек». (Арбуз).
Дети проходят под музыку показывая национальный костюм.

Ребенок:
Мордовия – мои леса и пашни
Цветов и птиц привольная страна. Нет на земле стороны родимей нашей. Чем сторона Мордовия моя.
Воспитатель:
Мордовский костюм состоит из платья сорочки оно украшается вышивкой на платье одевается фартук он обшивается тесьмой , на ногах носили лапти . А головной убор назывался сорока , потому что украшали тесьмой и бисером. Мужчины носили белые рубахи и штаны. Рубаха украшена тесьмой: красным желтым и зеленым цветом. Подвязана поясом. На ногах носили лапти или сапоги.
Ребенок:
Чувашская земля, родимый край. Ты всех похвал и почестей достоин. Здесь солнце словно пышный каравай. Тут воздух, будто мед настоян.
Воспитатель:
Мужчины в качестве одежды носили халаты кафтаны. На голове носили суконные шляпы или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги. Женщины- чуваши носили головные уборы: покрывала или шапки, украшенные бисером и серебряными монетами. Костюмы их обшиты монетами, как воинские доспехи. Мужчины в качестве одежды носили халаты кафтаны. На голове носили суконные шляпы или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги.
Дети проходят по кругу показывая национальные костюмы.

Ребенок:
Родимые просторы! У нас и реки и поля. Холмы, леса и горы. Народы как одна семья. Хотя язык их разный,
Но дружбой мы своей сильны И мы живем прекрасно.
Танец дружба:
Под песню дружат дети всей земли
Воспитатель:
Поезжай за моря – океаны, Над всею землей пролети: Есть на свете различные страны Но такой как у нас не найти.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ
.


Яндекс.Метрика