Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей
группе « Народы Поволжья».
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважение к
своей Родине.
Задачи
Закрепить знание детей о Родине – России.
Формировать представление о реке Волге, как богатстве нашей природы,
нашей Родины.
Формировать представление о дружбе народов разной национальности, о
костюмах народов Поволжья .
Закреплять знания о народных играх.
Воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.
Предварительна работа
Разучивание стихов о Родине, хороводов, народных игр.
Прослушивание музыкальных произведений патриотического характера:
Гимн, Родина моя, С чего начинается Родина, Шире круг, Я, ты , он, она –
вместе дружная семья.
Рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, открыток, флагов, гербов
страны.
Чтение произведения В.Степанова «Моя родина - Россия».
Оборудование и материалы.
Герб, флаг, гимн – (картинки) Российской Федерации.
Костюмы народов Поволжья: русский , мордовский ,татарский, чувашский.
Куклы в народных костюмах, папка народов Поволжья, Альбомы: Самара,
Курумоч.
Мячи.
Аудиозапись с песнями о России и дружбе.
Ход занятия
Звучит отрывок песни « Родина моя»
Я, ты, он, она-
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы»- сто тысяч «я»!
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей
Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше
занятие?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о
дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим
родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого
нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как
можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край.
У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле,
везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна - потому
что она родина.
- Ребята, а что такое Родина?
Дети:
- это страна, в которой мы родились и живем;
- это поля, леса и реки;
-это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка,
сестренки и братишки.
-это место, где стоит наш детсад.
-это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю.
- это самое дорогое, что есть у человека.
Воспитатель:
Да, правильно.
А сейчас мы послушаем стихи о Родине.
Ребенок:
Старый двор, березки молодые
Хоровод кудрявых тополей.
Это все страна моя родная
Милый образ Родины моей.
Ребенок:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем.
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем.
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлем.
Воспитатель:
- Ребята, а какие пословицы вы знаете о Родине?
Дети:
«Жить – Родине служить».
«На родной стороне и ворона родная».
«В родном краю как в раю».
«На родной стороне и камушек знаком».
Воспитатель:
- А как называется наша страна?
-Да, правильно, Россия. Давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою
страну. Сколько морей, рек и озер, равнин и гор мы видим здесь.
- Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная
река России? Да, верно, это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой
реке:
«…Перед нею путь большой и долгий.
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей родной ».
- А как вы считаете, почему нас называют волжанами? Конечно, потому, что
мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами.
- Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?
Дети:
-русские, татары, башкиры, чуваши, мордва…
Воспитатель:
-Правильно, в нашей стране живут люди разных национальностей.
Русский, башкир и якут и чуваши и мордвин
и калмык и осетин. Все они
дружить хотят
и родина Россия у нас на всех одна .
Давайте дружить друг с другом, как птица с небом, как трава с лугом, как
поле с дождями, как дружит солнце со всеми нами.
И сейчас мы хотим вас познакомить с подвижными национальными играми:
1. Татарская народная игра «Продаем горшки».
Развивает скорость и реакцию.
Две команды. Дети – горшки, встав на колени, образуют круг. За каждым
горшком стоит сторож – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий
стоит за кругом.
- Эй дружок, продай горшок!
- Покупай!
- Сколько дать тебе рублей?
- Один (два, три) отдай.
Водящий касается рукой хозяина горшка один (два или три) раза и они
начинают бег по кругу навстречу друг к другу. Кто быстрее добежит до
свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится
водящим.
2. Мордовская народная игра. «Круговой». Развивает ловкость.
Играющие, делятся на две команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто
за кругом. Те, кто останется за кругом, стараются попасть мячом в детей,
находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он
старается попасть им в любого ребенка за кругом. Когда мяч запятнает всех
детей, играющие меняются местами.
3. Русская народная игра «Горелки».
Колонна парами. «Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо-
Птички летят
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
Ведущий догоняет последнюю пару.
ДЕТИ САДЯТЬСЯ НА СТУЛЬЧИКИ.
Дети выходят парами в национальных костюмах.
Воспитатель:
- Сейчас хотим вас познакомить с костюмами народов Поволжья
Ребенок:
Россия! Как из песни слов
Березок юная листва.
Кругом поля, леса и реки
Раздолье – русская душа.
Воспитатель:
На Руси мужчины носили косоворотки и штаны – порты. Ворот косоворотки,
рукава и низ украшали вышивкой. На голове мужчины носили картуз, а на
ногах лапти.
Женщины носили рубахи, а поверх рубах одевали сарафаны. Украшали его
вышивкой и лентами. На голове носили кокошник, тоже украшенный
лентами, бусами.
Проходят под музыку показывая костюм.
Ребенок:
Татарская земля – леса и пашни
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где так же почитали их.
Воспитатель:
Основными элементами татарской одежды была рубаха украшена
растительным орнаментом-вышивкой и носили штаны .
На голове носили тюбетейку.
Женщины носили платье с длинными рукавами и носили длинные шаровары.
Поверх платья носили жилет украшенный растительным орнаментом на
голове носили платок и калфар. На ноги одевали сапоги – ичиги.
Татарский народ славится своим гостеприимством, удалым весельем.
Сейчас я загадаю вам татарские загадки, а вы попробуйте их отгадать:
«Полна печь ватрушек, в середине – один калач». (Небо, звезды, месяц).
«Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет». (Мороз).
«Полна красная печь черненьких лепешек». (Арбуз).
Дети проходят под музыку показывая национальный костюм.
Ребенок:
Мордовия – мои леса и пашни
Цветов и птиц привольная страна.
Нет на земле стороны родимей нашей.
Чем сторона Мордовия моя.
Воспитатель:
Мордовский костюм состоит из платья сорочки оно украшается вышивкой на
платье одевается фартук он обшивается тесьмой , на ногах носили лапти .
А головной убор назывался сорока , потому что украшали тесьмой и
бисером.
Мужчины носили белые рубахи и штаны. Рубаха украшена
тесьмой: красным желтым и зеленым цветом. Подвязана поясом. На ногах
носили лапти или сапоги.
Ребенок:
Чувашская земля, родимый край.
Ты всех похвал и почестей достоин.
Здесь солнце словно пышный каравай.
Тут воздух, будто мед настоян.
Воспитатель:
Мужчины в качестве одежды носили халаты кафтаны. На голове носили
суконные шляпы или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги.
Женщины- чуваши носили головные уборы: покрывала или шапки,
украшенные бисером и серебряными монетами. Костюмы их обшиты
монетами, как воинские доспехи.
Мужчины в качестве одежды носили халаты кафтаны. На голове носили
суконные шляпы или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги.
Дети проходят по кругу показывая национальные костюмы.
Ребенок:
Родимые просторы!
У нас и реки и поля.
Холмы, леса и горы.
Народы как одна семья.
Хотя язык их разный,
Но дружбой мы своей сильны
И мы живем прекрасно.
Танец дружба:
Под песню дружат дети всей земли
Воспитатель:
Поезжай за моря – океаны,
Над всею землей пролети:
Есть на свете различные страны
Но такой как у нас не найти.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ .