Консультация для родителей будущих выпускников дошкольного
учреждения.
В новом учебном году вы станете родителями первоклашки. Уже сегодня перед вами стоит
масса вопросов:
- как подготовить ребенка к школе;
- когда начинать готовить ребенка к школе;
- что, должен знать ребенок перед школой;
- психологическая готовность ребенка к школе.
Подготовка к школе – это не только стремление научить ребенка складывать буквы в слова
и уметь считать птичек на заборе. Это комплексный процесс, в результате которого малыш
должен научиться думать, иметь воображение, развить память, уметь правильно общаться
с окружающими его людьми и быть готовым решить проблему и ориентироваться в
разных ситуациях. Безусловно, стоит заниматься с ребенком и дома, но для более
успешной подготовки можно выбрать проверенные курсы, где с будущим
первоклассником будут работать настоящие профессионалы.
Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и
познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если
что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в
обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Физиологическая готовность ребенка к школе.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То
есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную
программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики
(пальчиков, координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно
держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать
и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за
столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность,
личностная и социальная, эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает:
-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет
ниже);
- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и
обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть
любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и
взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком
должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен
понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на
конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая,
уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою
работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого
требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать
взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным
комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
•ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну;
•Самые распространенные растения, животные;
•Дни недели, времена года (и их последовательности), количество месяцев в году;
•Цвета, виды спорта и популярные профессии;
•Имена известных писателей, поэтов;
•Основные правила дорожного движения;
•Праздники.
Он должен понимать разницу между:
• «право» и «лево»;
•улицей, городом и страной;
•фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
•зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;
•буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).
Он должен уметь:
•Решать простые задачки (в том числе на логику), отгадывать загадки;
•Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть
отличия;
•Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой
отрывок из 5-6 предложений;
•Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
•Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
•Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
•Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
•Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать,
закрашивать, не выходя за контур.
То есть на данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления,
памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться
– с учителем и другими ребятами, быть вежливым и признавать авторитет взрослых, уметь
выполнять задания, в каких-то вопросах уже быть самостоятельным, учиться
организованности. Всему этому можно научиться как дома, так и на специальных
подготовительных курсах.