"Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Автор: Дубинина Таьтяна Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУДСКВ "Радуга" Структурное подразделение детский сад "Серебряное копытце"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Нижняя Салда
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Описание:
Для осуществления эффективного музыкального развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО становится актуальным и необходимым обновление целевых ориентиров учебной программы в образовательной области "Музыка", направленной на решение задач развивающего характера, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности детей в доступных формах. В соответствии с требованиями времени и спецификой развития детей дошкольного возраста образовательный процесс базируется на дифференцированном и личностно ориентированном подходах.
ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО
Дубинина Т.В.,
МДОУДСКВ «Радуга» г. Нижняя Салда
(структурное подразделение
детский сад «Серебряное копытце")
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в
свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (далее ФГОС ДО) требует пересмотра устоявшихся в теории и
практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.
Система условий реализации ФГОС ДО раскрывается в качестве
ключевой предпосылки формирования интеллектуальных, физических и
личностных качеств развития детей дошкольного возраста, а также
направленности организационно-методического сопровождения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми
в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности
воспитанников.
Зона ближайшего развития (понятие, введенное Л.С. Выготским)
характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за
обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок
может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта
совместной деятельности он становится способным к самостоятельному
решению аналогичных задач [2].
Суть образовательного стандарта – детоцентризм (
стиль воспитания, в
основе которого лежит культ ребёнка, приоритет его интересов и желаний по
отношению ко всему его окружению)
и как следствие учет зоны ближайшего
развития, работы с разумным опережением, но ни в коем случае не
искусственное ускорение [1].
Новые требования актуализировали пересмотр основных принципов и
подходов к организации образовательного процесса в ДО:
1) полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение
(амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится активным
субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
художественно-эстетического развития;
5) сотрудничество педагогов с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества
и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.[1].
Понятие
«amplification» в переводе с английского языка - «сильное
увеличение, мощное усиление». Основу
теории амплификации детского
развитиясоставляют выводы ученых о том, что самостоятельное и автономное
развитие взаимосвязаны и являются результатом получения общественного
опыта во время собственной деятельности каждого ребенка и его общения с
окружающим миром.
Амплификация детского развития - это обогащение
развития ребенка как личности, предполагающее ускоренное развитие малыша,
за счет развития у него тех психических качеств, которые характерны для более
позднего возраста [4].
В современных условиях концепция амплификации детского развития
предполагает умение взрослых (педагогов и родителей) максимально
использовать возможности каждого возраста ребенка для его полноценного
психического и нравственного развития, что
определяется необходимостью
наиболее широкого развертывания, а также обогащения содержания присущих
детям форм игровой и практической деятельности.
Таким образом, амплификация детского развития заключена в отдельных
психических функциях
при взаимодействии с играми и предметно-
развивающим сектором. Психические новообразования рождаются и
формируются на этапах дошкольного детства в ходе собственной деятельности
ребенка в играх, посредством его повседневного общения с окружающими
людьми [4].
Для осуществления эффективного музыкального развития дошкольников
в соответствии с ФГОС ДО становится актуальным и необходимым обновление
целевых ориентиров учебной программы в образовательной области «Музыка»,
направленной на решение задач развивающего характера, содействующих
успешному проявлению активной музыкальной деятельности детей в
доступных формах.
В соответствии с требованиями времени и спецификой развития детей
дошкольного возраста образовательный процесс базируется на
дифференцированном и личностно ориентированном подходах.
Педагогическая необходимость в реализации дифференцированного
подхода в процессе обучения обусловлена многими факторами:
- заинтересованностью общества в создании оптимальных условий для
выявления и реализации задатков и способностей каждого ребенка с
максимальным использованием его потенциальных возможностей;
- противоречием между традиционными коллективными формами образования
и индивидуальным характером условия программного материала;
- явно выраженными различиями в условиях сформированности
познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
(неравномерный характер развития)[3].
Дифференцированный подход в музыкальном воспитании дошкольников -
это создание оптимальных педагогических условий для развития музыкальных
способностей детей дошкольного возраста, приобретения ими определенных,
специфических знаний, умений и навыков, развитие их творческих
способностей, а так же
организационно состоит в сочетании индивидуальной,
групповой и фронтальной работы; и предполагает разделение детей на
подгруппы, в которых содержание образования, методы обучения, и
организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в
зависимости от поставленной учебной задачи [5].
В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных
биологических, психофизических, социальных и педагогических причин
недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные
трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным
условиям.
Дифференцированный подход в музыкальном воспитании позволяет
успешно решать следующие задачи:
формирование музыкально-сенсорных способностей;
выработка сосредоточенности, слухового внимания и анализа;
развитие музыкального слуха (умение сопоставлять, сравнивать,
различать звуки по высоте, силе, длительности);
оказание помощи в овладении вокально-слуховой координацией, в
восприятии и воспроизведении метроритма, ритмического рисунка/
Маркова Светлана Николаевна в своей работе раскрыла понятия
индивидуального и дифференцированного подходов в обучении, описала
теоретические основы этих подходов, дала их сравнение. Этой проблеме
уделяли внимание А.Я. Коменский, К.Д. Ушинский, Ю.К. Бабанский, Ш.Х.
Блонский, А. А. Кирсанов, Я.И. Ковальчук и др.
Таким образом,
дифференцированный и индивидуальный подходы при
организации образовательной деятельности с детьми в условиях дошкольной
организации позволяют педагогическому коллективу обеспечивать современное
качество образования в результате всестороннего изучения индивидуальных
особенностей своих воспитанников, их интересов, способностей.
Литература
1.
Будже Т. А., Докукина О. С., Никитина Т. А.
Методические рекомендации
по организации образовательной деятельности дошкольных
образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. – М.:
Московский центр качества образования, 2014. – 160 с.
2.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:
Просвещение, 2007.
3.
Жигалик М. А.
Журнал
Вестник Новгородского государственного
университета им. Ярослава Мудрого Выпуск№ 79 / 2014.
4.
Запорожец А. В.
Психология восприятия ребенком-дошкольником
литературного произведения: Тезисы докладов. - М., 1948. С. 73-76.
5.
Макаренко Н.А. Дифференцированный подход к обучению. НАУКОГРАД -
электронное периодическое издание 1/2013.