Напоминание

"МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА"

Автор: Бакирова Гузяль Гайсовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ № 4 "Алёнушка"

Населённый пункт: город Димитровград

Наименование материала: Конспект НООД

Тема: "МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА"

Описание:

Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов. Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте. Развивать внимание, мышление.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3755

Опубликовано 11.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Тема: «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»
Цель: Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов. Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте. Развивать внимание, мышление. Оборудование: предметные картинки (елка, еж, иголка, колокольчик-цветок, авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, мальчик без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш); щетка-ершик, колокольчик, разрезные картинки (чайник, чемодан, зонт, девочка, кувшин, чашка).
Ход занятия
I. Орг. момент - Ребята, в русском языке есть слова, которые имеют много значений, они называются многозначными словами . Сегодня мы с вами познакомимся с такими словами. – Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом. 1. Отгадайте загадки: Что же это за девица, Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет А в иголках круглый год. (елка) Ползун ползет, Иголки везет. (еж) Железная рыбка ныряет, А хвост на волне оставляет. (иголка) Выставляются картинки: елка, еж, иголка. – Что общего у этих предметов? (иголки) – Эти иголки одинаковые или разные? (разные) – Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.
Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья. 2. Показ двух предметов: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок. – А сейчас послушайте еще загадку и отгадайте, про какой колокольчик идет речь? Эх, звоночек, синий цвет, С языком, а звону нет. (колокольчик-цветок) 3. Есть и другие слова-братья.
ключ.
Много разных есть ключей. Ключ – родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной. – О чем говорится в этом стихотворении? – Что нарисовано на этих картинках? 4. – Что это? (ручка) -Что делают этой ручкой? (пишут) – Подумайте и назовите предметы, у которых тоже есть ручка. (ответы детей) – А теперь сложите картинки, посмотрите на них и скажите, у каких еще предметов есть ручка. 5. Физкультминутка. 6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, мальчик без ножки, гриб без ножки, стол без ножки). – Чем похожи все эти ножки? Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы. 7. Чтение стихотворения: Вот шофер какой чудак, Он поесть не мог никак, Потому что спозаранку Он крутил – вертел баранку. А зачем крутил – вертел? Лучше взял бы да и съел. – Почему шофер не мог съесть баранку?
– Что общего между баранкой автомобиля и баранкой, испеченной из теста? 8. Упражнение «Закончи предложение». – Крестьянин косил траву, у него острая … коса. – У девочки заплетена длинная … коса. – У меня в ушах золотые … сережки. – На ветке березы висят зеленые … сережки. – Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок. – Бабушка купила для волос красивый … гребешок. – О какие словах – братьях вы еще узнали? 9. Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик). – Я купила ершик – сказала мама. – Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка. Мама достала из сумки ершик. – Это не ершик, а какая-то щетка, – огорченно сказал Егорка. – Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик. – Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик – щетка для мытья бутылок, – объяснила мама Егорке. Вопросы: – Что купила мама в магазине? – Что сказал Егорка, когда увидел покупку? – Что объяснила мама Егорке? III. Итог занятия. – С какими словами вы сегодня познакомились? (со словами-братьями) – Какие слова-братья вы запомнили? – Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.


Яндекс.Метрика