Наименование материала: сценарий фольклорного развлечения для детей средней группы
Тема: "Весна пришла - радость принесла"
Описание:
Материал создан в соавторстве с воспитателем Петренко В.С., может представлять интерес для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов, разрабатывающих тему "Обряды и традиции русского народа".
что ты нам принесла?»
Сценарий фольклорного развлечения для дошкольников средней группы
Цель: через приобщение к фольклорным традициям, обрядам способствовать
формированию в детях русской ментальности, единения-общности и идентификации
себя как носителя русской культуры.
Задачи:
через практический опыт участия в весенних обрядах способствовать развитию
интереса к русским традициям и формированию эмоционального вектора к
познанию семантики обрядовых действ
провести корреляцию между знаниями, причинно-следственными связями
между явлениями природы и представлениями славян о Солнце и его роли в
жизни людей
обобщить знания о семантике обряда закликания весны, птиц
обобщить знания детей о весенних изменениях в природе
обобщить знания о перелётных птицах
обобщить знания о домашних животных
погрузив детей и родителей в единое пространство Культуры – времени,
национальности, знаний, истории, чувств, - способствовать формированию
интегрированных знаний у детей (культура, речь, мышление, социально-
коммуникативные навыки)
создать практику «передачи знаний» от старшего поколения к младшему
исконно традиционным славянским способом - участием в общем действе-
празднике
Оборудование : проектор с экраном, напольная ваза с распустившимися листочками,
сито с житом, картонка на ленточках, замок, веточки вербы, золотые ленточки
размером 10-12 см, дудки, карусель-солнце с разноцветными ленточками.
Дети заходят в празднично украшенный зал (избушка, забор с горшками
перевернутыми, прялка, петух возле забора, кошечка ,собачка, рядом колодец с
коромыслом и вёдрами, солнце с лучами-радугой ,раскрывающимися в разные
стороны)и исполняют «Веснянку»
Ой, бежит ручьём вода,
Нету снега, нету льда,
Ой, вода, ой, вода,
Нету снега, нету льда.
Прилетели журавли,
И соловушки малы,
Журавли, журавли,
И соловушки малы.
Мы весняночку поём,
Весну красную зовём,
Ой, поём, ой, поём,
Весну красную поём.
В1: Сегодня у нас не обычный день, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с
гостями.
В2 : Здравствуйте, гости дорогие! Добры молодцы и красны девицы заждались вас.
Много гостей, много и новостей. А новость главная: весна к нам пришла с солнышком,
с теплом, с первым дождём, с милостью и радостью.
В1 : Как-то Вы, …,необычно сегодня говорите. Дети, вы заметили? (дети говорят, что
необычного в речи воспитателя)
В1 : Раньше не только говорили необычно и песни были необычные. И необычно
встречали Весну- красну, знаете, уважаемые гости, как? (обращение к гостям)
В2 : А коли не знают наши гости как раньше- то было? Давайте, ребята, им покажем.
В : Весну всегда ждали, встречали, гукали, закликали.
Дети исполняют заклички и водят хоровод со свистульками, дудочками.
В1 : Кого еще звали закличками? Почему? (птиц, на своих крыльях весну «несли») И
мы так можем?
Дети исполняют заклички про птиц и водят хоровод со свистульками, дудочками.
В2 :Ребята, а кто первый весну несёт, на всю Русь поёт?
Стоит ствол,
На стволе – кол,
На колу – дворец,
Во дворе певец,
А кто это? (скворец)
В1 : Верно. Знали все ребятушки на Руси птиц – верных помощников весенних. А вы-
то знаете? (дети смотрят на изображение птиц и называют их)
В2 : А, ну, птицы, прошу всех в круг садиться. Раз весна уже пришла, поиграть пришла
пора.
Игра «Птицы»
Дети сидят в кругу.
- Села.
Другой спрашивает.
-Где?
-На веточке
-Полетела
-Кто полетела?
-Канарейка
- Куда полетела?
-К Жаворонку(игра вновь повторяется)
В1 : А что с весной к людям приходит? (тепло, Солнце, вода – таяние снега, трава)
В2 : А кто же главный виновник» всех этих изменений, знаете? А чему больше всех
весной покланялись люди? ( Солнцу)
В1 : Верно, так любили люди своё солнце, что даже называли его ласково, по-людски.
Вот попробуйте назвать ласково Солнце (заря, зорюшка, зорька, солнышко). А в
нашей группе есть даже две девочки с солнечным именем, догадываетесь кто?
В2 : Сонечка. Конечно, давайте повеличаем наших девочек, да в игру с ними поиграем.
Игра «Заря»
Дети садятся.
В1 : Так люди чтили Солнце, что даже по первому теплу помогали ему « ходить по
небу». А чем? (хороводами)
В2 : Верно. А там, после зимы долгой, и присматривали парни себе невест - пригожих,
да румяных под весенними лучами. А где присматривали-то?( в хороводах)
В1: Вот как это было, посмотрите.
Хоровод «В хороводе были мы»
В2 : А коли присмотрел барышню парубок, кому должен показать невесту свою?
(Солнцу)
В1: Верно. Все женихи с невестами забирались на самую высокую и красные лучи
Солнца должны были их задеть-осветить. Так до самой осени, до свадьбы, и ездили
жених к невесте, а невеста к жениху. По мосточку.
Хоровод «Мостик»
В2 : Принесла Весна здоровье
Первое - коровье
Второе - овечье
Третье - человечье
Кто же еще, кроме людей, радовался приходу тепла? (животные домашние)
В1 : Почему? (трава зеленая, свобода)
В2 : Верно. Но верили в старину, что нужна защита после зимы, как людям, так и
животным.
(подзывает ребёнка).
В1 : Вот так, своей, силой защищала верба «Верба, верба, силу дай, от болезней
защищай» (веточками вербы прикасается к спине, далее ребёнок по собственному
выбору повторяет этот обряд с другим ребёнком и т.д.).
В2 : А какие домашние животные были на дворе? (читает загадки, а дети отгадывают
загадки и видят «правильные ответы»-картинки на экране, дети, кто правильно назвал,
встают в круг рядом с воспитателем).
В1 : А вот теперь представьте, что я не воспитатель, а пастух, а вы – не мои детки, а …?
(домашние животные) Я должен защитить вас после долгой зимы. Вот как наступало 6
мая – Егорий день, то идет пастух по деревне с друзьями и кличет « Батюшка Егорий,
спаси нашу скотинку, всю животинку. В поле и за полем, в лесе и за лесом, в лесу за
горами, за широкими долами»(показывает, обходя круг детей) .
В2 : А чтобы животных защитить от напасти, обходил пастух вокруг стада с решетом, с
зерном и замком «замыкал» круг. Чтобы не прошёл в него «ни змей ползучий, ни
медведь могучий, ни волк бегучий» (показывает – в руках с ситом, сильно ударяет по
картонке, надетой на грудь, посыпает зерном, идёт вокруг круга, а потом предлагает
ребёнку поучаствовать в этом обряде).
В : Вот так и встречали весну раньше – всем миром и с Солнцем. Вот и мы вам
предлагаем поучаствовать в нашем Солнышке, помочь ему раскрутиться, да в лето
превратиться.
Игра «Карусель»
В : А чтобы наше солнышко давало земле урожай, а семьям доход и прибавление
семейства, предлагаем завязать лучики на весенних веточках (дети и родители
завязывают золотые ленточки на распустившихся веточках)
Звучит запись композиции «Иван Купала».