Напоминание

"Весна пришла - радость принесла"

Автор: Черемисина Алеся Михайловна

Должность: музыкальный руководитель

Учебное заведение: МБДОУ №36

Населённый пункт: г.Железногорск

Наименование материала: сценарий фольклорного развлечения для детей средней группы

Тема: "Весна пришла - радость принесла"

Описание:

Материал создан в соавторстве с воспитателем Петренко В.С., может представлять интерес для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов, разрабатывающих тему "Обряды и традиции русского народа".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3773

Опубликовано 14.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Ой, да матушка Весна,

что ты нам принесла?»
Сценарий фольклорного развлечения для дошкольников средней группы
Цель:
через приобщение к фольклорным традициям, обрядам способствовать формированию в детях русской ментальности, единения-общности и идентификации себя как носителя русской культуры.
Задачи:
 через практический опыт участия в весенних обрядах способствовать развитию интереса к русским традициям и формированию эмоционального вектора к познанию семантики обрядовых действ  провести корреляцию между знаниями, причинно-следственными связями между явлениями природы и представлениями славян о Солнце и его роли в жизни людей  обобщить знания о семантике обряда закликания весны, птиц  обобщить знания детей о весенних изменениях в природе  обобщить знания о перелётных птицах  обобщить знания о домашних животных  погрузив детей и родителей в единое пространство Культуры – времени, национальности, знаний, истории, чувств, - способствовать формированию интегрированных знаний у детей (культура, речь, мышление, социально- коммуникативные навыки)  создать практику «передачи знаний» от старшего поколения к младшему исконно традиционным славянским способом - участием в общем действе- празднике

Оборудование
: проектор с экраном, напольная ваза с распустившимися листочками, сито с житом, картонка на ленточках, замок, веточки вербы, золотые ленточки размером 10-12 см, дудки, карусель-солнце с разноцветными ленточками. Дети заходят в празднично украшенный зал (избушка, забор с горшками перевернутыми, прялка, петух возле забора, кошечка ,собачка, рядом колодец с коромыслом и вёдрами, солнце с лучами-радугой ,раскрывающимися в разные стороны)и исполняют «Веснянку» Ой, бежит ручьём вода, Нету снега, нету льда, Ой, вода, ой, вода, Нету снега, нету льда. Прилетели журавли, И соловушки малы, Журавли, журавли, И соловушки малы. Мы весняночку поём, Весну красную зовём, Ой, поём, ой, поём, Весну красную поём.
В1:
Сегодня у нас не обычный день, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.
В2
: Здравствуйте, гости дорогие! Добры молодцы и красны девицы заждались вас. Много гостей, много и новостей. А новость главная: весна к нам пришла с солнышком, с теплом, с первым дождём, с милостью и радостью.
В1
: Как-то Вы, …,необычно сегодня говорите. Дети, вы заметили? (дети говорят, что необычного в речи воспитателя)
В1
: Раньше не только говорили необычно и песни были необычные. И необычно встречали Весну- красну, знаете, уважаемые гости, как? (обращение к гостям)
В2
: А коли не знают наши гости как раньше- то было? Давайте, ребята, им покажем.

В
: Весну всегда ждали, встречали, гукали, закликали. Дети исполняют заклички и водят хоровод со свистульками, дудочками.
В1
: Кого еще звали закличками? Почему? (птиц, на своих крыльях весну «несли») И мы так можем? Дети исполняют заклички про птиц и водят хоровод со свистульками, дудочками.
В2
:Ребята, а кто первый весну несёт, на всю Русь поёт? Стоит ствол, На стволе – кол, На колу – дворец, Во дворе певец, А кто это? (скворец)
В1
: Верно. Знали все ребятушки на Руси птиц – верных помощников весенних. А вы- то знаете? (дети смотрят на изображение птиц и называют их)
В2
: А, ну, птицы, прошу всех в круг садиться. Раз весна уже пришла, поиграть пришла пора.
Игра «Птицы»
Дети сидят в кругу. - Села. Другой спрашивает. -Где? -На веточке -Полетела -Кто полетела? -Канарейка - Куда полетела?
-К Жаворонку(игра вновь повторяется)
В1
: А что с весной к людям приходит? (тепло, Солнце, вода – таяние снега, трава)
В2
: А кто же главный виновник» всех этих изменений, знаете? А чему больше всех весной покланялись люди? ( Солнцу)
В1
: Верно, так любили люди своё солнце, что даже называли его ласково, по-людски. Вот попробуйте назвать ласково Солнце (заря, зорюшка, зорька, солнышко). А в нашей группе есть даже две девочки с солнечным именем, догадываетесь кто?
В2
: Сонечка. Конечно, давайте повеличаем наших девочек, да в игру с ними поиграем.
Игра «Заря»
Дети садятся.
В1
: Так люди чтили Солнце, что даже по первому теплу помогали ему « ходить по небу». А чем? (хороводами)
В2
: Верно. А там, после зимы долгой, и присматривали парни себе невест - пригожих, да румяных под весенними лучами. А где присматривали-то?( в хороводах)
В1:
Вот как это было, посмотрите. Хоровод «В хороводе были мы»
В2
: А коли присмотрел барышню парубок, кому должен показать невесту свою? (Солнцу)
В1:
Верно. Все женихи с невестами забирались на самую высокую и красные лучи Солнца должны были их задеть-осветить. Так до самой осени, до свадьбы, и ездили жених к невесте, а невеста к жениху. По мосточку. Хоровод «Мостик»

В2
: Принесла Весна здоровье Первое - коровье Второе - овечье Третье - человечье Кто же еще, кроме людей, радовался приходу тепла? (животные домашние)
В1
: Почему? (трава зеленая, свобода)
В2
: Верно. Но верили в старину, что нужна защита после зимы, как людям, так и животным. (подзывает ребёнка).
В1
: Вот так, своей, силой защищала верба «Верба, верба, силу дай, от болезней защищай» (веточками вербы прикасается к спине, далее ребёнок по собственному выбору повторяет этот обряд с другим ребёнком и т.д.).
В2
: А какие домашние животные были на дворе? (читает загадки, а дети отгадывают загадки и видят «правильные ответы»-картинки на экране, дети, кто правильно назвал, встают в круг рядом с воспитателем).
В1
: А вот теперь представьте, что я не воспитатель, а пастух, а вы – не мои детки, а …? (домашние животные) Я должен защитить вас после долгой зимы. Вот как наступало 6 мая – Егорий день, то идет пастух по деревне с друзьями и кличет « Батюшка Егорий, спаси нашу скотинку, всю животинку. В поле и за полем, в лесе и за лесом, в лесу за горами, за широкими долами»(показывает, обходя круг детей) .
В2
: А чтобы животных защитить от напасти, обходил пастух вокруг стада с решетом, с зерном и замком «замыкал» круг. Чтобы не прошёл в него «ни змей ползучий, ни медведь могучий, ни волк бегучий» (показывает – в руках с ситом, сильно ударяет по картонке, надетой на грудь, посыпает зерном, идёт вокруг круга, а потом предлагает ребёнку поучаствовать в этом обряде).
В
: Вот так и встречали весну раньше – всем миром и с Солнцем. Вот и мы вам предлагаем поучаствовать в нашем Солнышке, помочь ему раскрутиться, да в лето превратиться.
Игра «Карусель»
В
: А чтобы наше солнышко давало земле урожай, а семьям доход и прибавление семейства, предлагаем завязать лучики на весенних веточках (дети и родители завязывают золотые ленточки на распустившихся веточках) Звучит запись композиции «Иван Купала».


Яндекс.Метрика