Напоминание

"Бабушки, дедушки и малыши: радость общих открытий"

Автор: Митричева Светлана Ивановна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МДО

Населённый пункт: город Новоульяновск, Ульяновская область

Наименование материала: педагогический проект

Тема: "Бабушки, дедушки и малыши: радость общих открытий"

Описание:

В наше время люди преклонного возраста чувствуют себя забывчивы-ми, невостребованными, а мизерные пенсии обрекают их на однообразную и безрадостную жизнь. Как изменить сложившееся поколение? Как способствовать формиро-ванию у детей уважения и любви к людям старшего поколения? Поиск ответов на эти вопросы способствовал возникновению идеи соз-дания проекта.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3816

Опубликовано 21.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» г.Новоульяновск ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Бабушки, дедушки и малыши: радость общих открытий» Выполнил: воспитатель Митричева Светлана Ивановна высшая квалификационная категория 2016 год

ТИП ПРОЕКТА:
творческий.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
формирование духовности, позитивного отношения до - школьников к старшему поколению, как к уважительным членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
 образовательные: расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями;  развивающие: развитие творческих способностей;  воспитательные: продолжать воспитывать уважительное отношение к людям приклонного возраста.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
сентябрь – октябрь (краткосрочный).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
воспитатель: Митричева С.И.; музыкальный руководитель: Жидкова Т.В.; дети старшей группы; родители, дедушки, бабушки.

АННОТАЦИЯ:
1 октября отмечается международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 года.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
отсутствие тесного контакта детей со старшим поколе - нием семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представле - ния о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышение их активности в вопросах воспитания. Мы живем в период, когда в обществе все более назревают проблемы, возникшие как следствие глубоких изменений в политико-экономической си - стеме нашего государства. Эти изменения в той, или иной степени затронули духовные, нравственные, морально-бытовые стороны общественного устрой - ства. Но, пожалуй, наиболее тяжело они отразились на людях пенсионного возраста. Пожилые люди, особенно одинокие, постоянно чувствуют свою оторванность от общества. В наше время люди преклонного возраста чувствуют себя забывчивы - ми, невостребованными, а мизерные пенсии обрекают их на однообразную и безрадостную жизнь. Как изменить сложившееся поколение? Как способствовать формирова- нию у детей уважения и любви к людям старшего поколения? Поиск ответов на эти вопросы способствовал возникновению идеи со - здания проекта.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 Каждый ребенок будет знать историю своей семьи, семейные тради - ции и праздники;  Сформировать у детей добрые чувства к людям преклонного возрас - та;  Повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнерские отношения.

ПРОБЛЕМА, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ
Не жалейте добрых слов привета Для больных усталых стариков Чтобы их душа была согрета, Им не надо слишком много слов. Пока мы молоды, мысль о старости кажется нам такой далекой и даже невозможной. Нам кажется, что мы всегда будем молоды, но … Жизнь быстротечна, годы проходят быстро, и в какой-то момент чело - век начинает понимать, что он пополняет ряды бабушек и дедушек. Участие бабушек и дедушек в воспитании внуков – в духе российских традиций. Издавна на Руси прародителям (родителям родителей) отводилась важная роль в воспитании младшего поколения. Сегодня, когда многие родители озабочены проблемами социально-эко - номического выживания, бабушки оказываются еще более востребованными, чем раньше. Большинство современных семей находятся в состоянии постоянного стресса, и часто именно бабушки и дедушки спасают их в этой ситуации. Современным родителям приходится быстро думать, быстро говорить, бы - стро делать. А ребенок, особенно дошкольник, живет в гораздо более медлен - ном темпе. В то время, как родители поглощены различными заботами – ра - ботой, учебой, карьерой – пожилые люди «передвигаются» во времени более размеренно, потому они более понятны и более предсказуемы для ребенка, чем папа и мама; они лучше ориентируются в эмоциональных переживаниях и впечатлениях внуков и все свое внимание могут отдать проблемам ребенка. Их готовность разделить интересы внуков, не считаясь со своим личным вре - менем, и является тем волшебным витамином, благодаря которому расцвета - ют творческие способности и нравственные качества малышей. Специалисты (педагоги, психологи, медики) пришли к единодушному мнению, что помощь бабушек и дедушек в воспитании внуков оказывает благоприятное воздействие на психологический климат любой семьи. Это эмоциональная поддержка матери во время беременности, и помощь советом в случае конфликтов в семье, и игры с внуками, и регуляция отношений меж - ду внуками и подготовка внука к школе и т.д. Общение ребенка с людьми разных поколений, где существуют различ - ные мнения, позволяет ему расти человеком широких взглядов, доброжела - тельным и терпимым. Если общение с родителями дает ребенку непосред - ственную радость существования, переживание ценности самой жизни, то контакт с бабушкой и дедушкой позволяет ему усмотреть в общечеловече - ских жизненных ценностях богатство собственной души. Считается, что в се - мье мать отвечает за эмоциональное состояние ребенка, отец – за интеллекту - альное и физическое, а бабушка и дедушка – за духовное. Бабушки и дедушки способствуют передаче семейных традиций, культурных норм и ценностей, которых порой так не хватает в современном обществе. Чаще всего именно благодаря прародителям ребенок знакомится с золотым фондом народной пе - дагогики – переработанными тысячами поколений сказками, пословицами,
поговорками, стихами. Общение с бабушкой и дедушкой позволяет ребенку удерживать связь с прошлым, иметь более четкое представление о жизни пре - дыдущих поколений. От прародителей ребенок может узнать об истории своих предков, о детстве бабушек и дедушек, родителей, об их печалях и ра - достях, успехах и поражениях. Все это способствует формированию чувства семейной идентичности и традиций. Конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а условием развития социально-педагогической системы детского сада. Современный детский сад призван нести просвети - тельскою миссию – он должен стать центром, где каждая семья (включая ее старших членов) найдет поддержку и помощь в столь важном вопросе, как воспитание детей. Решая задачу укрепления нравственного, психического здоровья до - школьников, через комплекс совместных мероприятий с участием детей, ро - дителей, бабушек и дедушек, детский сад создает единое поле комфортного взаимодействия, взаимотворчества, взаимопроникновения жизненных уста - новок, ценностных ориентаций представителей различных поколений. Восстановление утраченных преемственных связей между поколениями мож - но считать одним из универсальных инструментов формирования устойчи - вых нравственных моральных установок дошкольников. Поэтому одной из задач просветительской деятельности детского сада является формирование ценностного отношения дошкольников и их родителей к представителям старшего поколения, повышение их социальной активности в вопросах вос - питания. При этом очень важно формировать у детей представления о вкладе пожилых людей в общественную жизнь страны и личную жизнь каждого ре - бенка, на воспитание, уважение к старшему поколению семьи и овладение способами выражения любви, внимания и заботы о бабушках и дедушках. Формы работы детского сада в этом направлении могут быть разнооб - разными как по форме, так и по содержанию: различные выставки рисунков, фотовитрины на тему: «Мои любимые бабушка и дедушка», экспозиции «Ру - ками наших бабушек и дедушек», мини-музеи «В деревне», «Странички исто- рии: когда бабушка была молодой». При подготовке выставки рисунков на тему: «О чем мечтала бабушка, когда была как я» дети узнают от своих бабу - шек и дедушек об их детских мечтах, о том, что им помогло добиться своих целей. Наиболее эффективными являются мероприятия, организованные на основе деятельностного подхода, где каждый человек – полноправный и рав - ноценный участник значимой и эмоциональной привлекательной деятельно - сти. - Семейные досуги, посвященные Дню пожилого человека, дням воинской славы «Дедушкин альбом», «Обычные герои» - в непосредственном общении, играх, беседах малыши постигают такие сложные нравственные ка- тегории как мужество, выдержка, любовь к Родине, преодоление трудностей. Старшее поколение, которое еще застало годы Великой Отечественной вой - ны, может рассказать о том, что им помогало выжить, преодолевать трудно - сти в то непростое время.
- Развлечения «А ну-ка, дедушки!», «Волшебный мир бабушек», «Как молоды мы были…» способствуют эмоциональному единению малышей и пожилых людей, приобретению радостных переживаний и положительного опыта общения. - Мастер-классы «Секреты бабушкиного клубка», «О чем рассказал де - душкин молоток» позволяют осуществлять взаимообмен опытом с учетом гендерного подхода. Бабушка покажет малышам, как много замечательных вещей можно изготовить из обычных ниток, а дети предложат креативные способы оформления работ. Дедушка познакомит с замечательным миром столярных инструментов, расскажет о «мужской работе». Мальчишки смогут с помощью уважаемого наставника починить игрушки в группе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества де - тей и взрослых является технология проектирования, на основе которой и разрабатываются практические мероприятия. Невозможно научить малыша уважать, заботиться о старших, интересоваться их прошлым, советоваться по поводу настоящего, вместе строить исключительно путем усвоения опреде - ленного объема знаний. Только в совместной деятельности возможно едине - ние целей и мотивов, появление чувства счастья и потребности быть вместе. В 2012 году под руководством Л.Г.Петерсон (д. п. н., директор Институ - та системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…») вышла в свет про - грамма нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Мир открытий». В Программе особое внимание уделено объединению педагогов и семьи в единое содружество. Цель, объединяющая педагогов, родителей, бабушек и дедушек единая – содействовать приобретению детьми многогранного жизненного опыта, по - мочь им научиться быть любящими, чуткими, ответственными людьми, уме - ющими преодолевать жизненные трудности и препятствия. Программа «Мир открытий» позволяет не только ребенку открывать огромный мир, себя и свое место в этом мире, но и взрослым (педагогам, ро - дителям, бабушкам и дедушка) открывать себя, свои воспитательные возмож - ности.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
Тема ООД Совместная деятель- ность Работа с роди- телями Моя семья «Право на имя, право на семью» Рисование «Моя семья» Рассматривание семей - ных фото. Беседа на тему: «Моя семья». Пальчиковая гимнасти - ка «Семья» Ф. Фребель. Чтение стихотворения Я. Акимова «Родня». Разучивание пословиц и поговорок о семье. Игра «Ты мне, я тебе», дид. игры «Составь се - мью», «А ты мне кто?»; лото «Моя семья»; с/р игра «Семья». Составление ге - неалогического древа «Моя се - мья» Куклы на - ших праба - бушек Мастер-класс для детей со - трудницы Улья - новского об - ластного крае - ведческого музея им. И.А.Гонча - рова «Куклы - обереги» «Матрешки - се - стрицы» (см. Приложение) Беседа «Куклы наших прабабушек». Рассматривание и изго - товление тряпичных ку- кол, игры с ними. Рассматривание альбо - ма «Народная игруш - ка». Рассматривание матре - шек (знакомство с их разнообразием), игры с ними. Игры: «Разрезные кар - тинки», «Составь узор». Чтение и разучивание стихов о матрешке. Разучивание песни «Кадриль» сл. Т. Васи - хиной, М.Н. Песковой. Создание им- провизирован- ного музея «Русская мат- решка»
Бабушкины сказки Ознакомление с творчеством ху - дожника - иллю - стратора Е.М. Рачева Лепка «Там сту - па с бабою Ягой идет – бредет сама собой» (см. Приложение) Чтение русских народ - ных сказок; Стихов с. Есенина «Ба - бушкины сказки», «Колдунья». Рассматривание иллю - страций Е. Рачева к рус- ским народным сказкам: «Заяц - хва - ста», «Колобок», «Маша и медведь» и др. Литературная виктори - на по русским народ - ным сказкам. Под. игра «Баба Яга». Чтение с детьми русских народ - ных сказок Оформление книжной вы - ставки: «Сказки наших бабу - шек» Рукоделие наших ба - бушек Рисование: «Маша варежку надела» Заключительное тематическое мероприятие ко Дню пожилого человека на тему: «Секреты бабушкиного сундука» (см. Приложение) Чтение стихотворений: «Без чего сосну не сру - бишь?» М. Пляцковско - го, «Правая и левая» О. Дриз, «Пятерня» С. Ми- халкова. Беседа о руках челове - ка. Рассматривание альбо - ма «Женские ремесла». Беседа «О чем расска - зал дедушкин моло - ток». Чтение В. Шипуновой «Бабушкин сундук»; А. Барто «Было у бабушки сорок внучат», «Бабуш - ка»; О. Чусовитиной «Моя бабуленька»; А. Чурбановой «Мой деду- ля»; Р. Рождественского «Моя бабушка». Под. игра «Во что игра - ли наши бабушки и де - душки». Сбор фотогра - фий, материала по теме. Выставка ри - сунков: «О чем мечтала бабуш - ка, когда была как я». Фоторепортаж: «Бабушке - пес - ню, дедушке – стих, много здо- ровья вам на двоих». Консультации: «Бабушки и де - душки, балуйте своих внуков», «Бабушка и де - душка». Оформление мини-выставки «Рукоделие на - ших бабушек».

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ
Для выявления уровня знаний о семье, о родственных отношениях, семейных традициях и т.д. была проведена диагностика путем устного опроса, наблюдений за детьми, познавательных бесед, которая была составлена по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Проводился опрос: - Что такое семья? - Какая бывает семья? - С кем ты живешь? - Как зовут твоих маму и папу? - Как зовут твоих бабушку и дедушку? - Кто самый старший в вашей семье? - Кто самый младший? - Кто кому мама? - Кто кому сын (дочь)? - Для мамы ты кто? - А для бабушки? - Для брата (сестры)? - Кто о тебе заботится? - Как ты заботишься о других? - Где работают твои родители? - Как называются их профессии? - Что такое «род», «родословная», «предки»? - Как вы отдыхаете? - Как вы проводите праздники? Также были использованы дидактические игры: «Составь семью», «Родство», «А ты мне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья».
РЕЗУЛЬТАТЫ:
На начало проекта: Общее количество детей – 18 человек; Из них высокий уровень – 2 человека; Из них средний уровень – 15 человек; Из них низкий уровень – 1 человек. По окончанию проекта: Общее количество детей – 18 человек; Из них высокий уровень – 13 человек; Из них средний – 5 человек; Их них низкий – 0 человек. Выявленный уровень знаний детей показал, что не все дети имели представление об истории семьи, ее традициях.
Результаты анкетирования показали, что и многие родители не знакомы со своей родословной. Проектная деятельность, проводимая с детьми, имеет огромное значение по формированию положительного образа родного дома у детей старшего дошкольного возраста. Результаты мониторинга это доказывают. Дети получили необходимую информацию о своей семье. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями. Повысилась компетентность родителей в вопросах семейного воспитания. И главный результат, на который очень хотелось бы обратить внимание, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
1. Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» Издательство «Аркти», Москва, 2007 год; 2. Журавлева Л.С. «Солнечная тропинка», Издательство «Мозаика – синтез», Москва, 2006 год; 3. Журнал «Дошкольное воспитание» // №9, 2008 год; 4. Журнал «Мурзилка» // 2005 год; 5. Журнал «Цветной мир» Институт художественного образования Российской академии образования. №2, 2012 год; 6. Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. «Ребенок и право» ИПКПРО, Ульяновск, 2005 год; 7. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции». Издательство «Учитель», Волгоград, 2012 год; 8. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Издательский дом «Карапуз». Творческий центр «Сфера». Москва. 2009 год; 9. Соломенникова О.А. «Радость творчества». Издательство Мозаика – Синтез. Москва. 2008 год; 10. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Творческий центр Сфера. Москва 2012 год.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ко- локольчик» КОНСПЕКТ совместной организованной деятельности педагога и детей старшей группы на тему: «Матрешки-сестрицы» (образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество») Воспитатель высшей квалификационной категории Митричева С.И. г.Новоульяновск 2016 год

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
 Познакомить детей с историей рождения русской деревянной мат - решки; показать разнообразие видов данной игрушки.  Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревян - ной матрешки как символа русского народного искусства.  Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узо - рами.  Формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграци разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.  Содействовать патриотическому воспитанию дошколь- ников.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С

РОДИТЕЛЯМИ:
 Создание импровизированного музея «Русская матреш - ка».  Разучить стихи, песню «Кадриль» ел. Т. Васихиной, м. Н. Песковой.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Матрешки-игрушки и иллюстрации. 2. Фото с изображением процесса изготовления матрешек. 3. Портрет художника С.В.Малютина. 4. Записи русских народных мелодий. 5. Кисти; краски; заготовки матрешек, вырезанные из бумаги. 6. Импровизированный «зеленый луг».

ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Дети, давайте поздороваемся с гостями, которые пришли к нам на за - нятие. Серёжа Ф.: - Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: - «Доброе утро!» Доброе утро – Солнцу и птицам. Доброе утро – Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым Пусть доброе утро Длится до вечера! (Н. Красильникова «Дарите людям доброту») Рита С.: - Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день!» и «Добрый вечер!» И не зря ведь есть у нас Пожеланье «В добрый час!» Доброта – она от века Украшенье человека. (М. Давыдова) Все дети: - Доброе утро! Воспитатель: - Мы рады гостям как новым вестям. Мы всех приглашаем, душевно встречаем. Рассаживайтесь гости доро - гие поудобнее, а мы начнём наше занятие. - О чём сегодня на занятии пойдёт речь, вы узнаете, дети, отгадав мою загадку: Алый шёлковый платочек. Яркий сарафан в цветочек. Упирается рука В деревянные бока А внутри секреты есть: Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко. Это русская …? Дети: - Матрёшка. Воспитатель: - Правильно, разговор сегодня пойдёт о старинной рус - ской народной игрушке матрёшке. А что вы знаете о матрёшке? (Ответы детей) Воспитатель: - Матрёшка - одна из самых любимых игрушек детей в нашей стране. Сегодня я приглашаю вас в музей деревянной игрушки, где вы познакомитесь с историей появления матрёшки. (Дети вместе с воспитателем входят в импровизированный музей) - Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут, Всех матрёшками зовут Кукла первая толста, А внутри она пуста Разнимается она На две половинки В ней живёт ещё одна Кукла в серединке. Эту куколку открой – Будет третья во второй. Половинку отвинти, Плотную, притёртую – И сумеешь ты найти Куколку четвёртую. Вынь её да посмотри, Кто в ней прячется внутри Прячется в ней пятая Куколка пузатая. А внутри пустая, В ней живёт шестая. А в шестой - седьмая, А в седьмой - восьмая. Эта кукла меньше всех, Чуть побольше, чем орех. Вот поставленные в ряд Сёстры-куколки стоят. - «Сколько вас?» - у них мы спросим И ответят куклы: «Восемь!» (чтение стихотворения сопровождается показом матрёшек)
Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Придумал её художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел в Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума рас- крывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в дру- гую. Художник Малютин переодел её в русский сарафан с передничком, яр - кий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щёки яр - кий румянец. И назвал её старинным русским именем - Матрёшей. Именно так зва - ли добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Матрёшку сразу полюбили взрослые и дети. Каждый радовался игруш - ке. Уж больно она хороша! Проста, приветлива, да ещё внутри целое се - мейство прячется. Сегодня появились самые разнообразные матрёшки – персонажи из произведений известных писателей и народных сказок. Стали появляться матрёшки-мужчины. Это герои-богатыри из различных сказок и просто весёлые молодцы с балалайками, цветами и другими предметами. Матрёшки отличаются формой, размером, росписью, количеством вкладышей (мест). Наиболее распространёнными были 3, 8 и 12 местные матрёшки. В настоящее время бывают и 60-местные матрёшки. А недавно матрёшки заговорили: в них помещают специальное говорящее устройство. Сегодня производством матрёшек занимаются во многих городах и сёлах на- шей страны: в городе Семёнове, в селе Полхов-Майдан, в Сергиевом Посаде (Загорске), Твери и других городах. Все эти матрёшки отличаются друг от друга и имеют свои особенности. (Рассказ сопровождается показом иллю- страций и игрушек-матрёшек). Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране. Она стала традиционным русским сувениром. Для того, чтобы матрёшки получились красивыми, сначала их вытачи - вают на станке (показ нерасписанной матрёшки), затем грунтуют, расписыва- ют, и после этого покрывают несколько раз лаком (показ готовой иг - рушки). Каждая игрушка хороша по-своему: одна - весёлая, другая - задумчи - вая, третья - озорная. Всё зависит от художника, который старается выпол - нить неповторимый образ для своей любимицы. Но у них и много общего - все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия. Наступит время, и, может быть, кто-то из вас придумает своих, новых матрёшек, которые будут двигаться и разговаривать. А сейчас, дорогие ребята, На минутку закройте глаза. Позабудьте невзгоды, усталость, Ведь начнутся сейчас чудеса!
Вот тут у меня целая семья матрёшек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга. Матрёшки очень яркие, красивые, но чего-то им не хватает... Ах, да ведь у них совершенно чистые, белые фартуки! Да и наряд скуч - ный, слишком однотонный для русской игрушки. Давайте мы их сейчас укра - сим. А чтобы лучше отличать сестричек друг от друга, мы сейчас их распи - шем, каждый на свой вкус. Нарисуем на платочках Очень яркие цветочки, Завитки, листочки. Маленькие точки. Постараемся немножко – Станет радостной матрёшка. (Дети проходят к столам и занимают свои рабочие места. Каждый ребёнок получает заготовку матрёшки, вырезанную из бумаги) - Дети, давайте ещё раз повторим, какие элементы декоративной рос - писи лучше использовать для украшения наших матрёшек. Дети: - Цветы, листочки, точки, кружочки, волнистые линии, завитки, целые букеты. Воспитатель: - А какие цвета лучше использовать? Дети: - Жёлтый, красный, синий, зелёный. Воспитатель: - Правильно. Подбирайте цвета так, чтобы матрёшка получилась яр - кой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисти, лепестки цветов короткими толстыми штрихами. Дети расписывают матрёшек. Звучат русские народные мелодии в запи - си. В процессе работы оказывают необходимую помощь. Закончив работу, дети располагают расписанных матрёшек в хоровод на импровизированном зелёном лугу. Предложить детям: • выбрать самую весёлую матрёшку; • выбрать самую нарядную матрёшку; • выбрать похожих матрёшек; • дать матрёшкам имена. Воспитатель: - Нам, конечно, интересно
Про матрёшек всё узнать, Но неплохо бы напомнить: Когда мы будем танцевать? Танцев русских много знаем, Их мы любим танцевать, Но сегодня в этом зале «Кадриль» хотели бы сплясать. Дети исполняют «Кадриль» слова Т. Васихинной, музыка Н. Песковой. 1. Два притопа, три прихлопа, С каблучка и на носок «Сказки русские» танцуют! Выше нос и руки в бок! Разгадайте-ка загадку: Что за танец, что за стиль? Развесёлый как трёхрядка – Называется Кадриль! 2. Заиграй - играй, гармошка, Из-под ног взметая пыль, В сарафанах и сапожках Пляшут «Русскую кадриль!» Может сказки есть иные – Веселей кадрили нет! И матрёшки расписные Расплясались на весь свет! Воспитатель: - Молодцы, ребятки! Весело пели и плясали. А теперь, скажите мне, что нового и интересного вы сегодня узнали о матрёшках. (Ответы детей) Воспитатель: - Теперь давайте поиграем в такую игру - кто больше хороших слов о матрёшке скажет, какая она? (Ответы детей) Воспитатель: - Какие вы молодцы! Сколько слов о матрёшке подобрали! И вот за это матрёшка прислала вам угощение. (Угощение для детей) Занятие окончено, всем спасибо!

ЛИТЕРАТУРА:
1. Бердникова Н.В. Праздники, развлечения и развивающие занятия для детей. - Я., 2008г. 2. Дорофеева А. Цветочные узоры Полхов-Майдана. - М., 2007г. 3. Журнал «Дошкольное воспитание». // №9, 2008г. 4. Журнал «Мурзилка» // 2005г. 5. Солменникова О.А. Радость творчества. - М., 2008г. 6. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно- нравственному воспитанию. - М., 2008г. 7. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративно - го рисования. - М., 1979г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» КОНСПЕКТ тематического мероприятия ко Дню пожилого человека в старшей группе на тему: «Секреты бабушкиного сундука» (образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество») Воспитатель высшей квалификационной категории Митричева С.И. г.Новоульяновск 2016 год

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
 Продолжать знакомить детей с историей, культурой и бытом русского народа.  Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие семейных традиций, традиций русского народа.  Развивать умение создавать необычные цветы из бумаги и конфет под руководством бабушек.  Формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.  Воспитывать любовь и уважение к представителям старшего поколения.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С

РОДИТЕЛЯМИ:
 Организованная образовательная деятельность педагога и детей «Откуда сундук пришел? Или Вещь с большой буквы».  Чтение стихов В.Шипуновой «Сундук пирата», «Сундук Бабки Ежки».  Выставка детских рисунков «О чем мечтала бабушка, когда была как я».  Попросить бабушек принести предметы рукоделия для оформления выставки (вязание, вышивки и др.).  Разучить стихи, танец с куклами, песню «Ах, бабуля!».  Приготовить подарки для бабушек: фоторамочки.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Сундук; ларец с куклами; мешочек с бигудями, шпильками, расческой; калоши; букеты цветов из бумаги и конфет; пяльцы, веретено, спицы; скалка, сито. Записи русских народных мелодий. Клей, ножницы, бумага, шпажки, конфеты.

СОДЕРЖАНИЕ:
Воспитатель: - Здравствуйте, наши дорогие бабушки! Поздравляем вас с праздником, Днем пожилого человека. И нашу встречу посвящаем это - му празднику.  Ребята, сегодня, как я вам и обещала, мы продолжим знакомство с сундуками. И поговорим мы с вами о бабушкином сундуке. Ребенок: «Бабушкин сундук» На высоком чердаке, В пыльном, темном уголке Верно стережет паук Старый бабушкин сундук. Попрошу я паука: - Погуляй пойди пока! Затаив дыханье, Открываю тайну … Деревянный сундучок прячет: Марлевый сачок, Одно бархатное платье, Ворох желтых фотографий. Бусы из рябины И перо павлина, Лаковые лодочки, Ключик на веревочке … А еще смычок от скрипки И замок от той калитки, У которой утром ранним Бабушка ждала свиданья. (В.Шипунова)
Воспитатель: - Сундук — это Вещь с большой буквы, хранилище памя - ти и семейных традиций. Сохраненные в сундуках предметы и секреты так и завораживают… Погрузимся же в тайны, настоянные временем. Готовы познакомиться с секретами бабушкиного сундука? Дети: - Да, готовы. Воспитатель: (достает из сундука ларец с тряпичными куклами, пока - зывает детям).  Как вы думаете, что это? Ответы детей. Воспитатель:  Это куклы наших прабабушек. Сейчас у вас, дети, есть много разных игрушек. А раньше таких игрушек и кукол не было, их мастерили своими руками. В старину девочки начинали учиться изготавливать куклы уже в трехлетнем возрасте. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», - гласит народная пого - ворка. Издавна игры с куклами поощрялись взрослыми, поскольку играя в них ребенок познавал мир и самого себя, учился вести хозяйство, обретал об - раз семьи. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, символом семейного счастья и благополучия. Вот кукла «Неразлучники», еще ее иногда называли «Парочка». Это свадебная обрядовая кукла. Ее дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце, и подвешивали впереди повозки молодоженов. Общая рука, как и само название куклы, говорили о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни «рука об руку», быть вместе и в радости, и в беде. А это «Мартенички» (нитяные куколки). Мартеничек символизировал ребенка. Куклы — неразлучники раздвигались в стороны, и на общее плечо усаживались «детки» - столько, сколько их рождалось в семье. «Кувадка» (колыбельная) — одна из самых простых обережных куко - лок. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы от - влекать внимание злых духов. Кувадки защищали новорожденных и служили первыми игрушками младенцев. «Красота» (девица с косой) — делали ее на свадьбу и ставили в свадеб - ный пирог. Она была оберегом красоты невесты. Эти тряпичные куклы — простые, милые и отчего-то очень-очень род - ные. Если они и вам понравились, я научу вас их делать позже. Наши девочки тоже любят играть в куклы и сейчас они покажут танец с куклами.
«Танец с куклами». Воспитатель: - Спасибо, девочки. А мы с вами продолжим знакомство с содержимым бабушкиного сундука (достает из сундука «волшебный» мешо - чек, а в нем бигуди, шпильки, гребень, расческа). - Дети, что это? Ответы детей. Воспитатель: - С помощью предметов наши бабушки наводили красоту, делали красивые прически. Редко кто ходил в парикмахерскую. А вы знаете, как раньше называли парикмахера? Цирюльник, а парикмахерскую — ци - рюльня. Сейчас же их называют «салон красоты», а парикмахера — стилист. У нашей Кристины бабушка тоже работает в салоне красоты и делает красивые прически. Давайте попросим ее показать нам как это она делает. (Лаврентьева Л.П. делает прическу одной из девочек группы) Воспитатель: - Пока Любовь Петровна демонстрирует свое мастерство, мы с вами вновь обратимся к бабушкиному сундуку. (достает калоши). - Что это за обувь? Когда и где ее носили? Ответы детей. Воспитатель: - Во времена наших прабабушек калоши — была очень модная обувь. Они были и мужские, и женские, и на каблучке, и с замочками. Где же сейчас можно увидеть калоши? Ответы детей. Воспитатель: - Да, многие наши бабушки очень любят заниматься садо - водством. И вот на даче в этой обуви они и ходят. Чего только не выращивают наши бабули на своих дачах. Сейчас мы послушаем рассказ Ирины Репиной о своей бабушке. Рассказ Ирины Репиной о своей бабушке — Вере Валентиновне. Мою бабушку зовут Вера Валентиновна. Она очень любит заниматься садоводством. Уже зимой она начинает выращивать рассаду. Затем высаживает ее на даче. Много всего растет у бабули в саду: и ово- щи (помидоры, огуречки, кабачки, капуста), и фрукты (яблоки, груши, сливы, виктория). Большой урожай собирает бабуля. А затем много всего вкуснень -
кого делает на зиму: и варенье, и компоты, и салаты и солёные огурчики с по - мидорчиками. Вот — посмотрите! (показывает консервированные заготовки бабушки Веры). А еще бабушка очень любит цветы. Их тоже много у нее на даче: тюль - паны, пионы, ромашки, ирисы, розы, георгины. Знаете какая красота? Я тоже помогаю бабуле на даче, потому что я ее очень люблю! Воспитатель: - Спасибо тебе, Ирина, и Вам Вера Валентиновна за Ваш труд, за воспитание внучки. Цветы, я думаю, любят все женщины во все времена. А что по этому поводу «думает» бабушкин сундук? (достает из сундука букеты из бумажных цветов с конфетами) - Посмотрите, какая красота. Эти замечательные цветы делает бабушка Арины Агафоновой — Елена Александровна. Давайте попросим ее научить нас делать такие же красивые цветы. Мастер-класс Агафоновой Е.А. Елена Александровна учит детей делать тюльпаны из крепированной бумаги и конфет. Воспитатель:  Ну вот, замечательные цветы готовы. А также, посмотрите, и Любовь Петровна закончила свою работу. Спасибо большое, Вам Елена Александровна и Вам Любовь Петровна за красоту, которую Вы дарите людям. Арина А.: - Ты не похожа на старушек Что под подъездами сидят, Ты привлекательна снаружи, Всё – и костюм, и макияж! Бабулей – так язык не повернется, Вторая мама просто ты, Тебе пусть солнце улыбнется, Оно поклонник красоты! Кристина П.: - С бабушкой моей вдвоем Очень дружно мы живем. Вместе ходим мы гулять, Вместе мы ложимся спать, Вместе моем мы посуду - Правда, правда! Врать не буду! Мы не любим унывать,
Можем спеть и станцевать - Будет бабушка мне хлопать, Ну, а я - кружиться, топать! Не капризничать стараюсь, Слез не лью, а улыбаюсь - С ней большие мы друзья, Потому что мы - СЕМЬЯ! Воспитатель: - И вновь мы обращаемся к нашему сундуку. Что еще он нам покажет? (достает веретено, спицы, пяльцы)  Что это за инструменты и для чего они нужны? Ответы детей. Воспитатель: - Наши бабушки замечательные мастерицы, рукодельни- цы. Они и шьют, и вяжут, и вышивают. Посмотрите какие замечательные вещи сотворили они своими руками. (Обращает Внимание на выставку работ «Рукоделие наших бабушек») Диана Ф.: - Бабушка наша всегда уникальна – Море энергии, воли и сил! Пусть никогда ты не будешь печальна, Пусть бы здоровьем Господь наделил. Любит тебя вся семья, уважает Дед от тебя без ума много лет! Я же скажу только то, что я знаю – В мире прекраснее бабушки нет. Воспитатель: - Есть ли у нас еще что-нибудь в бабушкином сундуке? (достает сито, скалку)  Что это? И для чего? Ответы детей. Воспитатель:  Любите ли вы, дети, бабушкины блинчики? А пирожки? Конечно же, самые вкусные и замечательные пирожки у наших бабу - шек. И сегодня они нас тоже порадовали: напекли на наш праздник и пироги, и печенье. Спасибо вам большое!
Карина Ш.: - Бабушка наша родная, любимая! Бабушка славная, незаменимая, С праздником все мы тебя поздравляем, Всяких благ в твоей жизни желаем. Чтобы ты никогда не болела, Чтобы ты никогда не старела, Чтобы вечно была молодой, Веселой, доброй и нежной такой! Целуем мы добрые, славные руки — С любовью к тебе, твои дети и внуки! Дети исполняют песню «Про бабулю». Воспитатель: - Милые наши бабушки! Мы еще раз поздравляем вас с праздником! И хоть праздник называется «День пожилого человека», мы зна - ем, что в душе вы все молодые, ведь с вами ваши дети и внуки, и вы их люби- те. И ваши дети и внуки вас тоже очень любят. Дети любите? Дети: - Да. Воспитатель: - Дети приготовили вам подарки. А после вручения по - дарков мы приглашаем вас на чаепитие. Вручение подарков. Чаепитие.

ЛИТЕРАТУРА:
Журнал «Цветной мир», Институт художественного образования Рос - сийской академии образования, г. Москва, №2/2012.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» КОНСПЕКТ совместной организованной деятельности педагога и детей старшей группы на тему: «Там ступа с бабою Ягой идет – бредет сама собой» (образовательные области: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура») Воспитатель высшей квалификационной категории Митричева С.И. г.Новоульяновск 2016 год

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
 Учить детей лепить характерных героев по мотивам русских народных сказок: самостоятельно определять способы и приемы лепки, придавать сказочные черты (внешне узнаваемые черты, элементы костюма).  Развивать способности к формообразованию и композиции.  Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, инициативность.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:
 Литературная викторина по русским народным сказкам.  Чтение отрывков из сказок для уточнения представлений о внешнем виде Бабы – Яги.  Рассматривание сказочных иллюстраций в детских книжках.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Пластилин, стеки, дощечки для лепки, салфетки, бусины, бисер, лоскутки, трубочки для коктейля, стаканчики от йогурта.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение С. Есенина «Колдунья»: Косы растрепаны, страшная, белая, Бегает, бегает, резвая, смелая. Темная ночь молчаливо пугается, Шалями тучек луна закрывается. Ветер-певун с завываньем кликуш Мчится в лесную дремучую глушь. Роща грозится еловыми пиками, Прячутся совы с пугливыми криками. Машет колдунья руками костлявыми. Звезды моргают из туч над дубравами. Серьгами змеи под космы привешены, Кружится с вьюгою страшно и бешено. Пляшет колдунья под звон сосняка. С черною дрожью плывут облака. - Как вы думаете, о ком сегодня на занятии пойдет речь? (Ответы детей). - Ребята, существует множество источников и точек зрения, указываю - щих на происхождение Бабы Яги. Вот послушайте: - Славянская точка зрения. Баба Яга – это женщина. «Я» - на санскрите означает творческое начало в человеке, а частичка «га» - путь или движение (но-га, доро-га, тем-га), та - ким образом, имя Бабы Яги можно расшифровать как «Я двигаю, я направ - ляю», что во времена правления женщин было присуще ведуньям. -Индийская точка зрения. Баба Яга – на самом деле – это Баба Йога, учитель йоги, наставник и мудрец. В Индии наиболее разработанным философским учением была йога, а наставников йогов уважительно называли «баба». -Африканская точка зрения. Версию о том, что Баба Яга – это женщина – людоед, привезли из Цен - тральной Африки. До наших дней сохранились исторические сведения о ко - ролеве африканского племени людоедов ягга, которая в качестве счастливого амулета, дающего власть, носила с собой в сумке кости своего брата. Может быть, эта информация стала пищей для русских сказок, в которых укрепилось выражение «Баба Яга – костяная нога». - Земная точка зрения.
Баба Яга – пришелец из космоса. Инопланетяне, посетившие землян, запомнились им своим космическим аппаратом. Именно он стал прототипом сказочной ступы, представляющим собой тело цилиндрической формы и уди - вительно похожим на контуры современной ракеты. - Дети, а что вы думаете по поводу возникновения Бабы Яги? (Ответы детей). - А какая Баба Яга по внешнему виду, характеру и поведению? (Ответы детей). -Давайте вспомним, в каких сказках встречается Баба Яга, что делает? (Ответы детей). - Я предлагаю вам посмотреть, как художники изображали Бабу Ягу. Просмотр слайдов – иллюстраций И. Билибина и других художников с вариантами изображения Бабы Яги. - А сейчас давайте поиграем в подвижную игру «Баба Яга». Выбирается Баба-Яга. Она встает в круг (обруч). Остальные играющие дразнятся за кругом: - Бабка - Ежка, Костяная ножка, С печки упала, Ножку сломала, А потом и говорит: - У меня нога болит. Дети продолжают дразнилку, забегая в круг, а Баба-Яга пытается их осалить. Выходить за круг ей нельзя. Пошла она на улицу, Раздавила курицу. Пошла на базар. Раздавила самовар. Пошла на лужайку Испугала зайку. Воспитатель: - Поиграли, теперь продолжим. Сегодня мы с вами будем лепить Бабу Ягу. Как мы это будем делать? Обсуждение способов создания образа Бабы Яги: - Как показать, что Баба Яга старая и сгорбленная (раскатать для туло - вища валик и согнуть дугой или прилепить горб).
- Как путешествует Баба-Яга? (В ступе или на метле). Как слепить сред- ства ее перемещения? Чем Баба-Яга, сидящая на метле, отличается от Бабы- Яги, сидящей в ступе? Как это передать в лепке? (Когда Баба Яга сидит в сту - пе, видна только верхняя часть туловища. А если Баба-Яга летит на метле, она похожа на всадницу, едущую на коне.) - Как выглядит прическа Бабы-Яги, и какими способами можно слепить ее космы – длинные, лохматые, непричесанные волосы? (Из жгутиков разной длины или пластины, свернутой в виде капюшона и оформленной стекой.) - Ступу можно слепить или сделать из стаканчика из-под йогурта, а метлу – из трубочки для коктейля и жгутиков пластилина. Дети выбирают материалы и лепят Бабу Ягу по замыслу. По окончанию работы дети рассматривают получившихся Бабок - Ежек. Воспитатель предлагает организовать выставку «Конкурс страхоты».


Яндекс.Метрика