Кольцова Татьяна Васильевна
Инструктор по физкультуре МБДОУ ЦРР «Детский сад № 139» г. Воронеж
Koltsova1960@mail.
ru
Роль физкультурных минуток в учебном процессе дошкольников.
Анотация. В статье описано для чего нужны физкультурные минутки и приведены их
примеры.
Ключевые слова: физкультурная минутка, активный отдых, имитация движений
животных, музыкальное сопровождение.
Физкультурная минутка, как форма активного отдыха широко применяется в
работе с детьми дошкольного возраста. Цель физкультминутки - повысить умственную
работоспособность детей, обеспечить кратковременный отдых детей во время занятий.
Для физкультурной минутки подбирают комплекс из 3 -4 простых, но интересных
упражнений, которые активизируют дыхание и кроветворение. Выполняют их в течении
1,5 – 2 минут. Это имитация животных : птички, кошки, собачки, насекомые.
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся
( туловище вправо – влево )
Больше спать не захотели
(туловище вперёд – назад)
Шевельнулся, потянулся
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел
(руки вверх - вправо – влево)
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся
(покружиться).
Также используют для физкультурных минуток образы природных явлений : дождь,
снежинка, радуга, ветер и т.д.
Ветер тихо клён качает.
Ветер тихо клён качает
Вправо – влево наклоняет
Раз наклон и два наклон
- 2 –
Зашумел листвою клён.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево).
Широко используют в физкультурных минутках виды транспорта: самолёт, поезд,
машина и т.д.
Едем, едем.
Едем, едем, долго едем
Очень длинен этот путь
Скоро до Москвы доедем
Там мы сможем отдохнуть
Вот поезд наш едет колёса стучат
А в поезде нашем ребята сидят
Чу – чу – чу - чу !
Бежит паровоз
Далеко, далеко ребят он повёз.
(ходьба на полусогнутых ногах).
Прежде всего каждый педагог должен помнить, что цель физкультурной минутки – это
активный отдых детей. Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не могут
правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание.
Стихотворные физкультминутки помогают решить эту проблему. Чтобы научить детей
правильно дышать при выполнении упражнений нужно предложить им при наклонах,
приседаниях, при опускании рук произносить звук ш – ш – ш: как шипит гусь, как
сдувается шарик, как шипит змея. Очень любят дети физкультурные минутки под
музыкальное сопровождение ( бубен, барабан, фортопиано и т.д.). Это будет
способствовать яркому восприятию движений.
Выполняя физкультурные минутки на занятиях, дети запоминаю движения и слова,
переносят их в свои свободные игры, показывают дома родителям, выполняют с
братьями и сёстрами. Физкультурные минутки снимают усталость и напряжение,
вызывают у детей приятные эмоции и очень полезны для всего организма.
Ссылка на источник: В.И. Коваль « Физкультминутки для дошкольников», 2003 г.