Статья содержит материал для родителей медлительных детей. Им предлагаются игры и упражнения, позволяющие повысить скорость двигательных реакций у медлительных детей.
Медлительность у детей.
На примере медлительных детей мы можем воочию понять, сколь значимый
реальный смысл имеет тезис, с которым "вообще" все соглашаются, а на деле
пренебрегают: дети - разные. У подвижных детей ускорение темпа подачи сигналов
оказывает стимулирующее влияние на протекание нервных процессов. А у
медлительных детей при ускорении темпа подачи сигналов происходит снижение
количества усваиваемой информации! Медлительные реагируют на нагрузку не
увеличением, а дальнейшим уменьшением количества усваиваемой информации, -
значит, нагрузка ведет к углублению торможения. Можете вообразить себе те
трудности, которые испытывает медлительный ребенок, слушая быструю речь или
следя за быстрым показом учебного материала! Он не успевает уловить суть
рассказа или объяснения; естественно, большая или меньшая часть слышимого и
видимого не усваивается. А вот если повторить то же еще раз или говорить
медленнее, такие дети прекрасно справились бы с заданием! Но это, увы, не всегда
возможно в классе; поэтому помочь ребенку могут родители.
Индивидуальный темп деятельности ребенка определяется в основном
врожденными особенностями его нервной системы. Однако в него могут внести
свой вклад некоторые другие факторы и обстоятельства: воспитание , условия роста
и развития , состояние здоровья и пр. Особое значение имеет влияние
воспитательных воздействий в тех случаях, когда инертность (малая подвижность)
нервных процессов проявляется как природная черта. Такие дети "удобны", они не
вызывают беспокойства, предпочитают беготне спокойные сидячие игры. Из-за
медлительности они с детского сада могут сторониться сверстников; а если
родители поощряют такое поведение, не помогают ребенку - не учат двигаться,
бегать, прыгать и иногда, из-за боязни инфекций или по каким-либо другим
причинам, сами ограничивают контакты с детьми, - все это лишь усугубляет
медлительность.
Специальные исследования показали: систематические занятия способствуют
повышению скорости работы и у дошкольников, и у школьников. Наиболее успешна
такая тренировка в возрасте от 4 до 6 лет. Для того чтобы занятия были
эффективными, следует так организовать жизнь ребенка, чтобы все нагрузки были
тренирующими. Кроме того, необходима и специальная тренировка - ежедневные
10-15-минутные занятия. Создать такие условия совсем не сложно, но есть особая
тактика, которую вы должны соблюдать: не спешите, не торопите ребенка, не
нервничайте при этом сами, не дергайте и не подгоняйте его. Вы спешите? Это уже
ваши проблемы. Помните: любая спешка приведет к еще большему замедлению!
Спокойно, без раздражения ждите, когда ребенок встанет (кстати, медлительные
дети не вскакивают тут же с постели, они должны отойти от сна, минут 5-10 просто
полежать), умоется, позавтракает. Лучше разбудите его пораньше...
1
Существуют специальные упражнения, позволяющие повысить скорость
двигательных реакций у медлительных детей. Смысл их состоит не в том, чтобы
заставлять ребенка работать как можно быстрее - это только ухудшит ситуацию,
ребенок начнет нервничать, скорость деятельности снизится, а нервное напряжение,
наоборот, возрастет. Основная суть этих приемов - резкие переходы от медленного
темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени даются и
предельные скорости движений.
Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных,
последние быстрее овладевают требуемыми движениями и это обескураживает
медлительных, создает у них спешку и тревожное состояние.
Даются упражнения для больших мышечных групп и для мелких мышц (руки).
Игры со сменой темпа движений:
а) Ходьба - бег - ходьба медленная. Смена темпа происходит по словесному сигналу
взрослого, ведущего тренировку или при смене темпа музыкального сопровождения.
б) Хлопать в ладоши с разной скоростью, опять по сигналу взрослого или по смене
темпа музыкального сопровождения.
в) Сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым.
Игры с максимально быстрыми движениями:
а) Дети стоят в одном конце комнаты, а и другом ее конце поставлены стулья (по
числу играющих детей), на которых лежат флажки или другие игрушки. По сигналу
дети бегут к стульям, берут флажок и возвращаются на свои места. Тот, кто
пробежал первым, дает сигнал к следующему "забегу".
б) Детям раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10X10 см и
карандаши. По сигналу дети возможно быстрее ставят в квадрате точки.
Поставивший большее количество точек получает фантик.
в) Обмоталочки (народная игра). Берется длинная веревка, более 5м, середина ее
помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на
поясе. По сигналу дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы
веревки, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.
г) Обмоталочки (второй вариант). Середина веревки так же помечена узлом, каждый
конец привязан к палке толщиной немного больше карандаша. Двое играющих
расходятся, растягивая веревку. По сигналу каждый начинает наматывать веревку на
палку. Побеждает тот, кто намотал больше веревки.
д) Горячий мячик. Дети встают кружком, ведущий за кругом, спиной к детям. По
первому хлопку дети начинают передавать друг другу мяч, от соседа к соседу, из рук
в руки, по второму хлопку - останавливаются. Тот, в чьих руках оказался мяч,
2
выходит из игры. Если мяч роняют - из игры выходят оба играющих, между
которыми упал мяч. Побеждает оставшийся.
е) Цветочный волчок. Каждый ребенок выбирает для себя название какого-то цветка
(колокольчик, ромашка, роза..).
Ведущий запускает волчок, затем выкрикивает название цветка:
- Ромашка!
- Я! - отзывается "Ромашка" и быстро подкручивает волчок.
Подкрутив, выкрикивает название следующего цветка.
Кто не успел отозваться или у кого упал волчок - выходит из игры.
Игры для развития внутреннего торможения:
а) Игровая гимнастика.
Дети повторяют вслед за ведущим его движения: хлопки перед грудью, над головой,
за спиной; прыжки; прыжки на одной ножке, приседания и т.д. Затем вводятся
разные условия:
1."Запретное движение". Одно движение, например, хлопки за спиной, объявляется
запретным, остальные повторяются, как и раньше.
2."Замена". Если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть, если подпрыгивает
- присесть. Остальные движения копируются. Каждый раз замене подлежат новые
движения.
3."Все наоборот". Взрослый, показывая движения, дает и словесные команды:
Быстрей! Медленней! Тише! Громче! Вначале дети должны четко выполнять
указания.
Затем задания меняются. Услышав "Быстрей!" - дети должны замедлить темп,
"Медленней!" - напротив, убыстрить его, "Тише!" - хлопать и топать как можно
громче, "Громче!" - хлопать и топать как можно тише.
б) Ведущий говорит детям: "Если я назову кого-нибудь, кто может летать, например,
бабочку, то поднимите руки вверх и скажите хором: "Летает!" Если назову
нелетающее животное, например, льва, - молчите и не поднимайте руки".
- Орел!
- Воробей!
- Стрекоза!
3
- Змея!
- Собака! и т. д.
в) Дети стоят по кругу. В заданном темпе они хлопают в ладоши, но не вместе, а
один за другим, по ходу часовой стрелки.
- "Хоп!" По этой команде ведущего хлопки должны отбиваться в обратном
направлении, против часовой стрелки. Следить за темпом, который можно менять.
В этих играх тренируется дифференцировочное торможение: дети должны
различить запрещаемое движение и затормозить его или изменить направление.
В последней игре тренируется и запаздывательное торможение - нужно ждать своей
очереди хлопнуть в ладоши.
Прямо на тренировку запаздывательного торможения направлены такие игры, как
эстафета: дети делятся на две группы, первые от обеих групп бегут первую
дистанцию, где их сменяют вторые, бегущие вторую дистанцию и т. д. Здесь
возможны самые различные варианты: проскакать какую-то дистанцию, проползти и
т. д. - для нас важно, что каждый следующий ожидает своей очереди на конце
дистанции, т. е. тренирует запаздывательное торможение.
Вот некоторые варианты забавных заданий для эстафет :
1.Бежать со стаканом воды, так, чтобы она не расплескалась (сначала стакан
наливают лишь на треть, позже - почти доверху);
2. Бежать, отбивая рукой или головой воздушный шарик;
3. Бежать со спичечными коробками, положенными на плечи;
4. Бежать с башенкой из трех кубиков на ладони (потом число кубиков можно
увеличить).
Очень хорошей является следующая игра: воспитательница готовит заранее на
столике новую игрушку, накрытую салфеткой, затем усаживает детей вокруг стола и
говорит: "Закройте глаза и не открывайте, пока я не сосчитаю до пяти!" Когда вы
откроете глаза, то увидите мой сюрприз!" Дети закрывают глаза, но сначала не
выдерживают до счета "пять", постепенно этот промежуток времени удается довести
до счета "десять".
Игры для будущих школьников.
4
Эти три игры сконструированы на основе традиционных игр и выполняют
конкретную задачу: помощь инертным детям, собирающимся в школу. Дети играют
в них с определенным увлечением.
а) Дом-улица-детсад-школа.
Ведущий по очереди кидает детям мяч, одновременно с броском произнося одно из
четырех слов, вынесенных в название.
Ребенок, поймав мяч, тотчас отправляет его назад, сопровождая словом, впрямую
относящимся к только что произнесенному.
-Дом: мама, завтрак, кровать;
- Улица: машины, светофор, асфальт, прохожий;
- Детсад: воспитатель, игрушки, группа;
- Школа: учитель, доска, звонок;
Кто сбился или замешкался - выходит из игры.
Для пятилетних детей: каждую новую игру можно предварять коротким рассказом о
школе, постепенно расширяя список предметов и понятий, связанных с ней.
Для шестилетних детей: перед каждой новой игрой можно устраивать маленький
"мозговой штурм", предлагая детям добавить в каждый раздел по два-три новых
слова.
Второй вариант той же игры.
Ведущий становится в центр круга, образованного участниками и, как будто ведя
считалку, по очереди указывая на каждого, перечисляет: "Дом, улица, садик, школа,
дом...). Внезапно ведущий замолкает.
Тот участник, на которого указали последним, должен тотчас назвать понятие,
соответствующее последнему названному слову.
(В основе - традиционная игра многих народов "Небо-земля-вода-огонь". По ее
схеме построено множество современных тренинговых игр.)
б) Рассеянный Ваня.
Дети усаживаются по кругу, между собой делят названия предметов, наполняющих
портфель первоклассника:
5
-ручка,
-карандаши (два),
-линейка,
-тетрадки (две),
-учебники (два),
-дневник.
Водящий произносит:
- Ваня ищет карандаш!
- Здесь! - откликается "карандаш", вскакивая. Затем опять садится.
- Ваня ищет тетрадки!
- Здесь! - откликаются обе "тетрадки" и быстро меняются местами.
В случае, когда названы парные предметы, водящий во время перемены мест
пытается занять освободившийся стул. Если ему это не удается, он продолжает игру,
по очереди выкликивая названия предметов. Выкликнув всех, можно не по одному
разу, он произносит:
- Ваня ищет весь портфель! Все играющие вскакивают и быстро меняются местами.
Ведущий занимает место зазевавшегося, и игра начинается заново.
в) Без света.
Если лампа в комнате перегорела или электричество отключили, портфель придется
собирать на ощупь. Получится ли? По одну сторону стола ставят портфель, по
другую - корзину для игрушек. На столе раскладывают школьные принадлежности:
тетради и папку к ним, карандаши, ручку, линейку, учебники, а кроме этого - мелкие
игрушки, машинки, куклы. Ребенку завязывают глаза. Взрослый начинает
равномерно считать вслух или включает секундомер. Ребенок собирает портфель,
причем сначала тетрадки вкладывает в папку, карандаши и ручку - в пенал.
Попадающие под руку игрушки отправляются в корзину.
В этой игре ребенок соревнуется сам с собой, запоминая, на каком числе он закончил
сборы в первый раз, а затем, постепенно, это число уменьшая. Возможно
соревнование двоих детей, если они сопоставимы по темпу деятельности.
Здесь приведены лишь примеры, родители и педагоги по образцу этих игр могут
подобрать подходящие. Можно придумывать игры самим, но с учетом того, что они
6
будут направлены на тренировку подвижности нервных процессов или какого-то
вида внутреннего торможения.
Игры нужно проводить ежедневно (при невозможности не реже, чем через
день). Каждое занятие не должно превышать 10 минут, можно проводить его в
два и три приема в разное время дня. Очень важно фиксировать получаемые
результаты для того, чтобы видеть эффективность занятий.
7