1. Исходным термина «здоровье» является определение в Уставе
Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием
полного физического, душевного и социального благополучия, а не только
отсутствием болезней и физических дефектов».
Здоровье характеризуется:
- биологическим потенциалом (наследственными возможностями),
- физиологическими резервами жизнедеятельности,
- нормальным психическим состоянием и социальными возможностями
реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).
Выделяют три типа здоровья:
1) «индивидуальное здоровье» (человек, личность),
2) «здоровье группы» (семья, профессиональная группа),
3) «здоровье населения» (популяционное, общественное).
Наша цель – воспитание гармонично развитой личности. Поэтому
важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое,
психическое, физическое и нравственное здоровье.
В индивидуальном здоровье человека выделяют:
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем
организма, основу которого составляет биологическая программа
индивидуального развития.
Физическое здоровье – состояние функциональных возможностей
организма, уровень роста и развития органов и систем.
Психическое здоровье – характеризует развитие и состояние психической
сферы и общего душевного комфорта, обеспечивающие адекватную
поведенческую реакцию.
Нравственное здоровье – включает комплекс моральных ценностей,
установок и мотивов поведения человека в обществе.
В единстве они образуют индивидуальное здоровье человека.
Все мы знаем, что здоровье человека закладывается в детстве и, согласно
данных ученых , оно зависит от влияния различных факторов.
1. Генетический (наследственный) – 20%
2. Фактор окружающей среды – 20%
3. Медицинское обеспечение – 10%
4. Образ жизни – 50%.
Человек получил от природы совершенный генофонд, прекрасную
конструкцию организма, высокие резервные возможности организма для
адаптации к воздействиям окружающей среды и самозащиты, а также
разум и сознание для творческого развития личности. Все это в
совокупности предполагает здоровое долголетие человека как вида.
Но нужно помнить, что генетический фактор оказывает как
положительное влияние на состояние здоровья (здоровая
наследственность), так и отрицательное (наследственные заболевания и
нарушения). Генотип ребенка является наследуемой предпосылкой
здоровья и проявляется в типе морфофункциональной конституции.
Различают астенический, нормостенический и гиперстенический
морфотип . Им свойственна предрасположенность к разным видам
болезней. Выделяют также функционально - метаболические типы:
спринтеры, стайеры и смешанные. Эти типы людей различно
адаптируются к новым условиям и отличаются энергообеспечением к
разным видам нагрузок. Учет функционально – метаболической
принадлежности человека важен в отношении определения образа жизни,
двигательной активности и выбора профессии.
В нашей работе также необходимо учитывать биоритмологическую
классификацию (совы, жаворонки, голуби) и психофизиологическую,
которая делит на типы ВНД (слабый – сильный, подвижный – инертный,
урвановешенный – неуравновешенный и т.д.), на типы темперамента
(сангвиник, холерик и т. д.), на типы личности (шизотомический,
циклотимический и т.д.).
Таким образом, учет генетических особенностей человека является
условием построения здорового образа жизни и сохранением здоровья.
Пример: Задача педагогов - выявление способностей (генетически
заложенных) на ранней стадии и их развитие. У ребенка появляется круг
единомышленников (саратников), развиваются коммуникативные
качества, появляется стремление к совершенствованию и саморазвитию.
2. Здоровье человека на половину зависит от такого фактора, как образ
жизни. Здоровый образ жизни –это «результирующая действий многих
внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий,
благоприятно влияющих на состояние здоровья».
Культура ЗОЖ включает в себя:
1). Отношение личности к себе. 2). Виды и факторы здоровья.
То есть, культура ЗОЖ определяется не только внешними факторами
(такими, как соблюдение режима дня и питания, полезные привычки и
двигательная активность), но и внутренними факторами – это отношение
личности к себе, к другим, к жизни в целом.
Исходя из этого, культура ЗОЖ определяется как деятельность
дошкольника, которая основывается на его устойчивых представлениях о
здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках
поведения как здорового человека, умениях и навыках осуществления
здорового стиля жизни. При этом представление о здоровье и здоровом
образе жизни всецело зависит от реального участия дошкольника в
процессе сохранения и укрепления здоровья.
Основные составляющие ЗОЖ:
умеренное и сбалансированное питание,
режим дня,
двигательная активность,
закаливание,
личная гигиена,
грамотное экологическое поведение,
психогигиена, умение управлять своими эмоциями,
отказ от вредных привычек,
безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и
отравлений.
ДОУ и семья призваны в детском возрасте заложить основы ЗОЖ,
используя различные формы работы. Необходимо помочь ребенку
понять непреходящую ценность здоровья , осознать цель его
жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать,
сохранять и преумножать свое здоровье.
На образование, как социальный способ обеспечения наследования
культуры, социализации и развития личности, возложена надежда
государственной политики по формированию индивидуальной
культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как
одной из основных составляющих национальной культуры ЗОЖ.
Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится
национальной проблемой, а формирование ЗОЖ у детей –
дошкольников является государственной задачей, решение которой
во многом зависит от организации работы по данному направлению
в ДОУ.
Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит
от состояния здоровья детей и полноценная реализация
здоровьесберегающих программ в образовании – это, прежде всего,
совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и
родителей.
ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ НЕ ОБУЧЕН ЗАБОТИТЬСЯ О
СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ, ВРАЧ ПОМОЖЕТ ЛИШЬ НА ВРЕМЯ.
ПСИХОЛОГ – ОТЧАСТИ.
ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ – СФЕРА СОБСТВЕННОЙ
КАЖДОДНЕВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ВОСПИТАННОЙ
УЧИТЕЛЕМ!
Н.К. СМИРНОВ, к.м.н., доктор психологии,
профессор