Напоминание

"Основы индивидуального здоровья и культуры здорового образа жизни"

Автор: Шангина Любовь Николаевна

Должность: инструктор по физической культуре

Учебное заведение: МБДОУ № 63 "Лесная полянка"

Населённый пункт: город Белово, Кемеровской области

Наименование материала: статья

Тема: "Основы индивидуального здоровья и культуры здорового образа жизни"

Описание:

Что такое индивидуальное здоровье? Как его сохранить и укрепить.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3903

Опубликовано 05.06.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

1.
Исходным термина «здоровье» является определение в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Здоровье характеризуется:
- биологическим потенциалом (наследственными возможностями), - физиологическими резервами жизнедеятельности, - нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).
Выделяют три типа здоровья:
1) «индивидуальное здоровье» (человек, личность), 2) «здоровье группы» (семья, профессиональная группа), 3) «здоровье населения» (популяционное, общественное).
Наша цель
– воспитание гармонично развитой личности. Поэтому важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье.
В индивидуальном здоровье человека выделяют:

Соматическое здоровье
– текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье
– состояние функциональных возможностей организма, уровень роста и развития органов и систем.
Психическое здоровье
– характеризует развитие и состояние психической сферы и общего душевного комфорта, обеспечивающие адекватную поведенческую реакцию.
Нравственное здоровье
– включает комплекс моральных ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
В единстве они образуют индивидуальное здоровье человека.

Все мы знаем, что здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных ученых , оно зависит от влияния различных факторов. 1. Генетический (наследственный) – 20% 2. Фактор окружающей среды – 20% 3. Медицинское обеспечение – 10% 4. Образ жизни – 50%. Человек получил от природы совершенный генофонд, прекрасную конструкцию организма, высокие резервные возможности организма для адаптации к воздействиям окружающей среды и самозащиты, а также разум и сознание для творческого развития личности. Все это в совокупности предполагает здоровое долголетие человека как вида. Но нужно помнить, что генетический фактор оказывает как положительное влияние на состояние здоровья (здоровая наследственность), так и отрицательное (наследственные заболевания и нарушения). Генотип ребенка является наследуемой предпосылкой здоровья и проявляется в типе морфофункциональной конституции. Различают астенический, нормостенический и гиперстенический морфотип . Им свойственна предрасположенность к разным видам болезней. Выделяют также функционально - метаболические типы: спринтеры, стайеры и смешанные. Эти типы людей различно адаптируются к новым условиям и отличаются энергообеспечением к разным видам нагрузок. Учет функционально – метаболической принадлежности человека важен в отношении определения образа жизни, двигательной активности и выбора профессии. В нашей работе также необходимо учитывать биоритмологическую классификацию (совы, жаворонки, голуби) и психофизиологическую, которая делит на типы ВНД (слабый – сильный, подвижный – инертный, урвановешенный – неуравновешенный и т.д.), на типы темперамента (сангвиник, холерик и т. д.), на типы личности (шизотомический, циклотимический и т.д.). Таким образом, учет генетических особенностей человека является условием построения здорового образа жизни и сохранением здоровья.
Пример: Задача педагогов - выявление способностей (генетически заложенных) на ранней стадии и их развитие. У ребенка появляется круг единомышленников (саратников), развиваются коммуникативные качества, появляется стремление к совершенствованию и саморазвитию.
2.
Здоровье человека на половину зависит от такого фактора, как образ жизни.
Здоровый образ жизни
–это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья».
Культура ЗОЖ включает в себя:
1). Отношение личности к себе. 2). Виды и факторы здоровья. То есть, культура ЗОЖ определяется не только внешними факторами (такими, как соблюдение режима дня и питания, полезные привычки и двигательная активность), но и внутренними факторами – это отношение личности к себе, к другим, к жизни в целом. Исходя из этого, культура ЗОЖ определяется как деятельность дошкольника, которая основывается на его устойчивых представлениях о здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках поведения как здорового человека, умениях и навыках осуществления здорового стиля жизни. При этом представление о здоровье и здоровом образе жизни всецело зависит от реального участия дошкольника в процессе сохранения и укрепления здоровья.
Основные составляющие ЗОЖ:
 умеренное и сбалансированное питание,  режим дня,  двигательная активность,  закаливание,  личная гигиена,  грамотное экологическое поведение,  психогигиена, умение управлять своими эмоциями,  отказ от вредных привычек,  безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.
ДОУ и семья призваны в детском возрасте заложить основы ЗОЖ, используя различные формы работы. Необходимо помочь ребенку понять
непреходящую ценность здоровья
, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и преумножать свое здоровье. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры ЗОЖ. Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование ЗОЖ у детей – дошкольников является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в ДОУ. Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит от состояния здоровья детей и полноценная реализация здоровьесберегающих программ в образовании – это, прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и родителей.
ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ НЕ ОБУЧЕН ЗАБОТИТЬСЯ О

СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ, ВРАЧ ПОМОЖЕТ ЛИШЬ НА ВРЕМЯ.

ПСИХОЛОГ – ОТЧАСТИ.

ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ – СФЕРА СОБСТВЕННОЙ

КАЖДОДНЕВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ВОСПИТАННОЙ

УЧИТЕЛЕМ!
Н.К. СМИРНОВ, к.м.н., доктор психологии, профессор


Яндекс.Метрика