Напоминание

"ЗНАЕЧКА"

Автор: Васюк Светлана Назировна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: МДОАУ детский сад "Солнышко"

Населённый пункт: п. Светлый, Оренбургская обл.

Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Тема: "ЗНАЕЧКА"

Описание:

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3911

Опубликовано 06.06.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МДОАУ д/с «Солнышко» ____________/А.В. Кулаева « __ » _______20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЗНАЕЧКА»

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» П. СВЕТЛЫЙ Автор: Васюк Светлана Назировна, Педагог – психолог I квалификационной категории МДОАУ д/с «Солнышко» п. Светлый п. Светлый, 2014 1
Макет разработан А.А. Муратовой, к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ, тьютером стажировочной площадки Оренбургской области, 2014 г. 2

ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Солнышко» Контингент детей От 1,5 до 2 лет Наименование программы: «Знаечка» (адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада.). Основные разработчики программы: Педагог-психолог Васюк С.Н. Цель Программы Развитие у детей раннего возраста навыков, способствующих успешной адаптации, сохранению здоровья путем использования игровых технологий и методов. Основные задачи Программы 1. Учить ребенка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе со взрослыми и самостоятельно; 2. Развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки, формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 3. Стимулировать психическое развитие ребенка посредством игр с разными видами игрушек; 4. Обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей;
СОДЕРЖАНИЕ
3
I. Целевой раздел. Пояснительная записка………………………. 5
I.1.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы……………………………………………………………… 5 1.2. Цель и задачи программы.……...………………………………. 6 1.3. Возраст детей, участвующих в реализации программы……… 6 1.4. Ожидаемые результаты ………………………….……………... 7 II. Содержательный раздел парциальной программы……...……. 9
II.1.
Тематическое планирование образовательных отношений….. 9
II.2.
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников………………………………………………………….. 17 2.3. Содержание парциальной программы…………………………… 17 III. Организационный раздел парциальной программы…………...… 18 3.1. Кадровое обеспечение программы……………………………….. 18 3.2. Материально-техническое обеспечение программы……………. 18 3.3. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы…………………………………………………………….... 18 3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды……………………………………………………………………. 18 IV. Дополнительный раздел…………………………………………… 19 V. Список использованной литературы…………………………….... 20 VI. Приложения………………………………………………………… 22
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

программы

Новизна
данной образовательной программы заключается в игровой поддержке ребенка раннего возраста педагогом – психологом и воспитателями.
Актуальность
парциальной программы обусловлена формированием доверительных и продуктивных контактов ребенка с миром, в том числе с взрослыми. В современных условиях становятся все более заметными деформации института семейного воспитания. Нарушается преемственность воспитания как функции разных поколений. В связи с этим многие современные родители испытывают потребность в повышении своей педагогической и психологической поддержке. Нередко можно услышать от современных родителей, а иногда от педагогов и психологов, что кризис трех лет «помолодел»: его симптомы взрослые начинают замечать в возрасте около двух лет. Однако такой вывод является заблуждением. Для кризиса трех лет наступит свой психологический возраст. А вот негативизм, агрессивность, капризность, упрямство двухлеток, которые ставят родителей в педагогический тупик, выступают показателем того, что базовые потребности малышей не удовлетворяются, поскольку их жизнь в семье недостаточно целесообразно организована. Родители могут даже не подозревать о наличии таких специфических для раннего возраста потребностей, как потребность в сенсомоторных впечатлениях, самостоятельности, сотрудничестве со взрослым, познании предметного мира.
Педагогическая целесообразность
программы состоит в оптимизации отношений между детьми и взрослыми с помощью игр, которых следует рассматривать не только как особую деятельность ребенка, но и как особое содержание усвоения, социально-педагогическую форму организации 5
детской жизни (Г.П. Щедровицкий). В игровых ситуациях происходит реальный процесс развития и обучения ребенка. А взрослый получает возможность, с одной стороны, направлять данный процесс, а с другой – обеспечивать саморазвитие подрастающей личности.
1.2. Цель и задачи парциальной программы

Цель
программы: развитие у детей раннего возраста навыков, способствующих успешной адаптации, сохранению здоровья путем использования игровых технологий и методов.
Задачи программы:
 учить ребенка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе со взрослыми и самостоятельно;  развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки, формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  стимулировать психическое развитие ребенка посредством игр с разными видами игрушек;  обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей;  создать условия для развития детско-взрослых отношений на основе их содержательного игрового взаимодействия, посредством психолого- педагогического просвещения, социально-психологического обучения и консультирования родителей.
1.3. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на ранний дошкольный возраст, для детей от 1,5 до 2 лет. В этом возрасте ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды. Для освоения программного содержания в работе с детьми используются приемы показа, проговаривания, сопряженных и отраженных действий, создания сюрпризных моментов, проблемных предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово в 6
процессе как организованных педагогом-психологом (индивидуальных или подгрупповых), так и самостоятельных игр для детей.
1.4. Ожидаемые результаты
Социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации микросреды, детско-взрослых отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия воспитателя и педагога-психолога с детьми. В результате освоения программы воспитатели должны знать:  особенности и факторы риска психофизического развития детей раннего возраста;  эффективные способы и формы игрового взаимодействия с детьми;  виды игрушек и игр, их развивающий, обучающий потенциал. Воспитатели должны уметь:  создавать игровую игру в соответствии с возрастом и интересами ребенка;  эффективно организовывать игровое взаимодействие с ребенком;  руководить развитием самостоятельной игры и игр со сверстниками;  использовать игровые ситуации в целях развития, обучения и воспитания ребенка. Дети должны знать:  названия образных, музыкальных, дидактических и строительных игрушек;  особенности использования разных видов игрушек;  правила бережного отношения к игрушкам и правила организации игр;  названия некоторых любимых игр. Дети должны уметь:  эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;  готовить игрушки и место для игры;  соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);  использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением;  поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника; 7
 подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого;  играть рядом и вместе с другими детьми;  самостоятельно инициировать игру;  выражать свои игровые предпочтения;  создавать условия для игр;  использовать в игровых целях разнообразные предметы, природный и бросовый материал;  действовать, соблюдая игровые правила;  делиться игрушками, не мешать, ждать своей очереди. 8

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Тематическое планирование образовательных отношений



Тема

Объё

м ОД



мин.)

Познавательные цели

Способы реализации

Примечание
1-2 «Зайчик» 15  развить желание познакомиться;  сплотить детей;  воспитать чувство коллективизма. 1. Приветствие «Давай поиграем вместе» 2. Упражнение «Знакомство» 3. Подвижная игра «Зайчата» 4. Прощание Приложение 1 3-4 «Солнышко » 10  создать в группе детей эмоционально- позитивную атмосферу;  развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику. 1. Приветствие «Веселая улыбка» 2. Упражнение «Пусть наши пальчики станут друзьями» 3. Подвижная хороводная игра «Мы идем к солнышку» 4. Прощание «Воздушные поцелуи» Приложение 1 5-6 «Веселые малыши» 10  приучить к коллективной деятельности;  развить координацию и скорость движений; развить внимание. 1. Приветствие «Веселая улыбка» 2. Упражнение «Цветные платочки» 3. Подвижная игра «Змейка» 4. Прощание «Воздушные поцелуи» Приложение 1 7-8 «Поиграем вместе» 12  закрепить навыки положительного социального поведения;  развить внимание, восприятие;  развить слуховое внимание и речь. 1. Приветствие «Веселая улыбка» 2. Упражнение «Угадай, кто тебя позвал» 3. Подвижная игра «Проверим осанку» 4. Прощание «Воздушные поцелуи» Приложение 1 9-10 «Сказочный мир» 15  развить навыки совместной игровой деятельности;  развить игровые и коммуникативные навыки;  развить слаженность и ритмичность движений, скорость реакций;  развить слуховой и зрительный анализаторы. 1. Приветствие «Веселая улыбка» 2. Игра-упражнение «День и ночь» 3. Подвижная игра «Цапля» 4. Упражнение «Искорка доброты» 5. Прощание «Воздушные поцелуи» Приложение 1 9
11-12 «Божья коровка» 10  дать детям элементарные знания о насекомых;  познакомить детей со счетом до пяти;  формировать устойчивые представления о понятии «вверху-внизу;  развивать мышление, глазомер, мелкую моторику, координацию движений;  воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. 1. Приветствие «Здравствуй, солнце!» 2. Сюрпризный момент «Кто в домике живет?» 3. Игра «Божья коровка» 4. Дидактическое упражнение «Сверху- снизу» 5. Дыхательное упражнение «Ветер уносит листья» 6. Прощание «Воздушные поцелуи» Приложение 1 13-14 «Гном» 10  ввести в словарь детей слова приветствия, прощания, приглашения;  развивать чувство ритма, темпа;  развивать мелкую и общую моторику;  воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание самостоятельно складывать на место игрушки и учебный материал. 1. Приветствие «Здравствуй, солнце!» 2. Сюрпризный момент «Позовите гостя» 3. Игра с прищепками «Зажги фонарик гномику» 4. Динамическая пауза «Гномик по лесу гулял» 5. Конструирование «Дом для гнома» 6. Прощание «Воздушные поцелуи» Приложение 1 15-16 «Дом» 10  закрепить умение считать до двух, сравнивать совокупности «один-много»;  формировать пространственное образное мышление;  упражнять в звукоподражании;  развивать у детей понимание и использования в речи предлогов на, под;  развивать речевое внимание, тонкие движения мелкой моторики. 1. Приветствие «Здравствуй, солнце!» 2. Дидактическая игра «Домик на горе» 3. Игра с прищепками «Красивый забор» 4. Динамическая пауза «На стройке» 5. Упражнение «Какие звуки вы слышите дома?» 6. Прощание «Воздушные поцелуи» Приложение 1 Приложение 2 17-18 «Ежик и грибы» 10  продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета;  учить детей находить и показывать картинку с заданным изображением;  упражнять в звукоподражании;  развивать мелкую и общую моторику, 1. Приветствие «Здравствуй, солнце!» 2. Сюрпризный момент 3. Игровой массаж «Катиться колючий ёжик» 4. Динамическая пауза «Пошел ёжик в лес гулять» 5. Игра «Собери большие и маленькие Приложение 1 10
тактильные ощущения. грибы» 6. Дидактическая игра «Найди ёжика на картинке» 7. Звукоподражание 8. Прощание «Воздушные поцелуи» 19-20 «Колобок» 10  развивать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения;  закрепить умение сравнивать совокупности «один-много»;  продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета; 1. Приветствие «Здравствуй, солнце!» 2. Показ настольного театра «Колобок» 3. Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили» 4. Игра «Накорми зайца и зайчонка морковками» 5. Упражнение «Сними колючки с волка» 6. Инсценировка «Мишка косолапый» 7. Дидактическая игра «Кто убежал?» 8. Прощание «Воздушные поцелуи» Приложение 1 21-22 «Кошка с котятами» 10  дать детям элементарные знания о домашних животных;  развивать мышление, глазомер, мелкую моторику;  воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. 1. Приветствие «Доброе утро» 2. Дидактическая игра «Покажи ручки» 3. Сюрпризный момент 4. Рассматривание игрушки 5. Дыхательное упражнение «Подуй на бантик» 6. Прощание «Погремушка» Приложение 1 23-24 «Кукла» 10  упражнять в различении и называние больших и маленьких предметов;  учить детей употреблять уменьшительные слова для обозначения маленького предмета (куколка), побуждать проговаривать новые слова вслух;  закрепить знания детей о частях тела, о красном цвете;  развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, координацию движений, память;  воспитывать бережное отношение к игрушкам. 1. Приветствие «Доброе утро» 2. Артикуляционная гимнастика «Жил- был язычок» 3. Игра с прищепками «Новое платье» 4. Упражнение «Соберем бусы для куклы на нитку» 5. Дидактическая игра «Кто спрятался?» 6. Прощание «Погремушка» Приложение 1 11
25-26 «Матрешка» 15  упражнять в различении и называние больших и маленьких предметов;  закрепить знания детей о частях тела, о красном цвете;  развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, координацию движений, память;  воспитывать бережное отношение к игрушкам. 1. Приветствие «Доброе утро» 2. Сюрпризный момент 3. Игра-забава «Спрячься за платочком» 4. Дидактическая игра на обучение величине предмета «Большая - маленькая» 5. Строительно-конструктивная игра «Домик для матрешки» 6. Сенсорная игра «Подбери чашку к блюдцу» 7. Дыхательное упражнение «Дуем на горячий чай» 8. Речевое упражнение «Прощание» Приложение 1 27-28 «Машины» 15  совершенствовать умения ориентироваться в пространстве: верх, низ;  формировать умение выполнять словесную инструкцию, сопровождающуюся образцом;  развивать память, слуховое восприятие, чувство ритма, равновесия, общую и мелкую моторику;  воспитывать доброжелательное отношение к другим детям. 1. Приветствие «Доброе утро» 2. Дидактическое упражнение «Чей звук?» 3. Игра «Собери орехи» 4. Дидактическая игра «Где спряталась машинка?» 5. Дидактическое упражнение «Найди машинку на картинке» 6. Массаж: «Вот какие колеса» 7. Речевое упражнение «Прощание» Приложение 1 29-30 «Мышка и мышонок» 15  закрепить знания о количестве (один - много) и величине (большой - маленький);  продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (верх-низ, вокруг), понимать и выполнять словесную инструкцию;  формировать умение наклеивать детали изображения в нужное место;  развивать мелкую моторику кистей рук;  воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. 1. Приветствие 2. Сравнение по величине мышки и мышонка 3. Дидактическая игра «Кто в домике живет?» 4. Дидактическое упражнение «Проведи мышонка к норке» 5. Рисование карандашами «Спрячь мышку» 6. Речевое упражнение «Прощание» Приложение 1 Приложение 2 31-32 «Мяч» 15  формировать устойчивые представления о величине (большой - маленький), количестве 1. Приветствие «Это я» 2. Сюрпризный момент «Чудесный Приложение 1 12
(один-много), расположении в пространстве (верх-низ), цветах (красный, синий);  развивать память, чувство ритма, мелкую и общую моторику, глазомер, координацию движений. мешочек» 3. Дидактическая игра «Где спрятался мячик» 4. Динамическая пауза «Мой веселый мяч» 5. Массаж ладоней «Я мячом круги катаю» 6. Прощание «Воздушные поцелуи» 33-34 «Одежда» 15  расширить знания детей об одежде;  обогатить словарь детей по теме;  закрепить понятия о цвете, величине, форме, количестве;  развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику;  развивать дифференциацию слухового и зрительного восприятия. 1. Приветствие «Руки вверх мы поднимаем» 2. Сюрпризный момент «Едут куклы» 3. Дидактическая игра «Подбери заплатку» 4. Дидактическое упражнение «Найди половинку одежды» 5. Игра с прищепками «Платье» 6. Прощание «Воздушные поцелуи» Приложение 1 Приложение 2 35-36 «Овощи» 15  познакомить детей с овощами.  развивать пассивный и активный словарь по теме «Овощи».  продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, зеленый), понятия «один- много», «большой-маленький».  развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений.  учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.  воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам. 1. Приветствие «Это я» 2. Сюрпризный момент «Чудесный мешочек» 3. Игра «Покорми зайчат» 4. Дидактическая игра «Что съел зайка?» 5. Дидактическое упражнение «Сложи овощи в банку» 6. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» 7. Прощание «Воздушные поцелуи» Приложение 1 37-38 «Собака» 15  закрепить знания о собаке и ее детеныше — щенке;  формировать устойчивые представления о 1. Приветствие «Здравствуй, солнце золотое!» 2. Сюрпризный момент «Узнай по голосу» Приложение 1 Приложение 2 13
понятиях «большой - маленький», «один - много»;  учить различать цвета (красный, желтый, зеленый, синий);  расширять словарный запас по теме;  продолжать учить наклеивать детали изображения в нужное место;  развивать концентрацию, устойчивость и умение переключать внимание;  продолжать работу над выработкой правильного речевого дыхания, силой голоса. 3. Дидактическая игра «Что есть у собаки» 4. Аппликация «Наклей солнышко и мячик» 5. Дидактическая игра «Дострой будки для собак» 6. Дыхательная гимнастика «Собачки» 7. Игра с прищепками «Кости для собаки» 8. Прощание «Воздушные поцелуи» 39-40 «Солнышко и дождик» 15  развивать пассивный и активный словарь по теме;  продолжать учить детей различать и называть понятия «один - много», «большой - маленький»;  развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений;  учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;  воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам. 1. Приветствие «Доброе утро» 2. Дидактическое упражнение «Вот как солнышко встает» 3. Дидактическое упражнение «Туча закрыла солнце» 4. Пальчиковая гимнастика «Капельки- дождинки» 5. Упражнение «Соберем капельки» 6. Подвижная игра «Перепрыгни через лужу» 7. Прощание «Воздушные поцелуи» Приложение 1 41-42 «Чебурашка » 15  обогатить активный словарь детей словами- названиями игрушек;  формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве;  совершенствовать умение наклеивать детали изображения в нужное место;  развивать мышление, мелкую и общую моторику;  упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, 1. Приветствие «Руки вверх мы поднимаем» 2. Сюрпризный момент «Чебурашка» 3. Аппликация «Чебурашка» 4. Игра с прищепками «Погремушки» 5. Речевое упражнение «Прощание» Приложение 1 Приложение 2 14
согласовывать движения со словами;  совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания. 43-44 «Прогулка по лесу» 15  расширить знания детей об обитателях леса.  закрепить знания о количестве, величине.  учить детей находить картинку с изображением заданного животного.  продолжать учить наклеивать.  развивать мышление, мелкую и общую моторику. 1. Приветствие «Руки вверх мы поднимаем» 2. Упражнение «Найди орехи» 3. Игра с прищепками «Колючий еж» 4. Дидактическая игра «Накорми зайцев морковкой» 5. Дидактическая игра «Чей хвост?» 6. Ручной труд «Орехи для белки» 7. Прощание «Погремушка» Приложение 1 Приложение 2 45-46 «Дикие животные» 15  расширить знания детей об обитателях леса, особенностях их жизни.  закрепить знания о количестве, величине.  учить детей находить картинку с изображением заданного животного.  упражнять в звукоподражании, умении согласовывать слова и движения.  развивать мышление, мелкую и общую моторику. 1. Приветствие «Руки вверх мы поднимаем» 2. Дидактическая игра «Уложи медведей спать в берлоги» 3. Динамическая пауза «Зайка беленький» 4. Пальчиковая игра «Дикие животные» 5. Речевое упражнение «Прощание» 6. Упражнение «Зима в лесу» 7. Ручной труд «Сено для оленя» Приложение 1 Приложение 2 47-48 «Насекомые » 15  дать детям элементарные знания о насекомых;  познакомить детей со счетом до пяти;  формировать устойчивые представления о понятии «вверху-внизу;  развивать мышление, глазомер, мелкую моторику, координацию движений;  воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. 1. Речевое упражнение «Прощание» 2. Динамическая пауза «Кузнечики» 3. Дидактическая игра «Найди цветок для жука» 4. Игра «Отыщи жука» 5. Дидактическая игра «Сапожки для сороконожки» 6. Дидактическая игра «Кто большой, а кто маленький?» 7. Приветствие «Здравствуй, солнце!» 8. Сюрпризный момент «Кто в домике живет?» Приложение 1 49-50 «Зоопарк» 15  расширить знания детей о диких животных, 1. Приветствие «Здравствуй, солнце!» Приложение 1 15
зоопарке;  обогатить активный и пассивный словарь по данной теме;  формировать устойчивые представления о цвете, величине, форме, количестве;  развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений. 2. Сюрпризный момент «А что в сундуке?» 3. Дидактическая игра «Чей домик?» 4. Динамическая пауза «В зоопарк мы ехали» 5. Дидактическое игра «Накорми обезьяну бананами» 6. Речевое упражнение «Прощание» 7. Игра с пуговицами «Змея» Приложение 2 51-52 «Игрушки» 15  обогатить активный словарь детей словами- названиями игрушек;  формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве;  учить детей составлять целое из частей;  совершенствовать умение рисовать прямые линии карандашом;  развивать мышление, мелкую и общую моторику;  упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словами;  совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания. 1. Приветствие «Здравствуй» 2. Игра с прищепками «Погремушки» 3. Пальчиковая игра «Игрушки» 4. Дидактическое упражнение «Подбери машине прицеп такого же цвета» 5. Динамическая пауза «Везет меня машина» 6. Дидактическая игра «Разложи игрушки на полки» 7. Рисование карандашами «Палочки для флажков» 8. Речевое упражнение «Прощание» 9. Дидактическое упражнение «Разрезные картинки» Приложение 1 Приложение 2 16

2.2 Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников



Тема

Дата

Примечания
1 Психолог в детском саду Сентябрь Прил. 3. 2 Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал впервые посещать детский сад Октябрь Прил. 4. 3 Вы привели ребенка из детского сада домой. Вечер. Скоро спать. Но… Ноябрь Прил. 5. 4 Показатели окончания адаптационного периода Декабрь Прил. 6. 5 Советы специалистов по развитию личности ребенка Январь Прил. 7. 6 Маленькие советы большим родителям Февраль Прил. 8. 7 Какие игрушки нужны детям Март Прил. 9. 8 Эмоциональное развитие детей от 1 до 3 лет Апрель Прил. 10. 9 Отдельные сюжеты повседневной жизни Май Прил.11. 10 Ложечка за маму, ложечка за папу. Я боюсь. Июнь Прил.12. 11 Мама, почему он дерется? Июль Прил.13. 12 Как преодолеть капризы? Советы родителям, чьи дети страдают истериками. Август Прил.14.
II.3.

Содержание парциальной программы
Содержание дополнительной образовательной программы «Знаечка» является приоритет развивающих задач в работе с детьми раннего возраста, реализуемых в процессе интегративной, комплексной деятельности педагога-психолога.
III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

III.1.

Кадровое обеспечение программы
17
Данная программа предназначена педагогам – психологам, воспитателям, логопедам, специалистам дошкольной педагогики.
III.2.

Материально-техническое обеспечение Программы «Знаечка»
Для освоения программного содержания в работе с детьми используются приемы показа, проговаривания, сопряженных и отраженных действий, создания сюрпризных моментов, проблемных предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово в процессе как организованных взрослым (индивидуальных и подгрупповых), так и самостоятельных игр детей.
III.3.

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы
Занятия рассчитаны на один год обучения, проводятся с сентября по май месяц включительно, с детьми II группы раннего развития. Предлагается 52 занятия в год (по одному занятию 2 раза в неделю), занятия проводятся на стимулирование активности каждого ребенка и привлечению его к действию, общению, игре, с продолжительностью 10 - 15 минут, что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данного возраста.
III.4.

Организация развивающей предметно-пространственной среды
1. Поддерживаются все проявления активности ребенка. 2. Создаются коммуникативные паузы для стимулирования самостоятельной речевой продукции ребенка. 3. Организуется эмоционально насыщенные игровые ситуации. 4. Обеспечивается неоднократное повторение знакомых игр как в течении игрового дня, так и течение более длительного периода работы с ребенком. 5. Учитываются состояние ребенка на момент игрового взаимодействия, его игровые интересы и предпочтения. 6. В игры включаются предметы и игрушки. 7. Предусматриваются профилактика и торможение у детей отрицательных эмоций, снятие нервно-психического напряжения.
IV.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка, который Е.О. Смирнова называет «возрастом нераскрытых резервов». Как подчеркивал Л.С. Выгодский, ранний возраст «сензитивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка исключительно зависимо от социальных условий его жизни. 18
В то же время значительное количество современных детей раннего возраста находится в зоне риска по неблагополучию психического, социального, нервно- психического развития. Находясь вне системы дошкольного образования, они не попадают во время в поле зрения специалистов и не получают необходимой ранней помощи, которая позволила бы оптимизировать их развитие. Данная программа раскрывает организационные и методические аспекты деятельности центра игровой поддержки ребенка раннего возраста, который в современном дошкольном образовании рассматривается как инновационная форма предоставления образовательных услуг ребенку до 2 лет.
V.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афонькина, Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка детей второго года жизни в период адаптации к ДОУ / Ю.А. Афонькина. – Мурманск, 2008. 2. Афонькина, Ю.А. Социальное развитие детей 2-3 лет средствами фольклора / Ю.А. Афонькина, О.М. Соколовская, З.Ф. Себрукович. – Мурманск, 2009. 19
3. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: сб. статей и документов / сост. Р.А. Горб, И.М. Исаченкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. 4. Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет) \ А.С Галанов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 5. Григорьева, Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей / Г.Г Григорьева, Н.П. Кочеткова, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2003. 6. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: метод. пособие / О.И Давыдова, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 7. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В Жердева. – Ростов н/Д., 2006. 8. Зворыгина, Е.В. первые сюжетные игры малышей / Е.В Зворыгина. - М.: Просвещение, 1988. 9. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: кн. для педагогов / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Полиграфсервис, 2004. 10. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: метод. пособие / Г.М Лямина. – М.: Айрис-Пресс, 2005. 11. Микляева, Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ / Ю.В Микляева, В.Н. Сидоренко. - М.: Айрис-Пресс, 2005. 12. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие / Л.Н. Павлова. - М.: Айрис-Пресс, 2007. 13. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие: метод. пособие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. 14. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. 1 - 3 года: метод. пособие для дошкольных образовательных учреждений / Л.Н. Павлова. – М.: Мозайка-Синтез, 2004. 15. Педагогика раннего возраста / под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. – М.: Академия, 1998. 16. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет / Э.Г. Пилюгина - М.: ТЦ Сфера, 2003. 20
17. Развивающие игры для детей от года до трех лет / авт.-сост. Е.А. Бондаренко. – М.: АСТ, 2003. 18. Развитие и обучение детей раннего возраста / сост. Е.С. Демина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 19. Теплюк, С.Н. Дети раннего возраста в детском саду: программа и методические рекомендации / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – М.: Мозайка-Синтез, 2004. 21


Яндекс.Метрика