Вид проекта – познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта – среднесрочный.
Объект исследования - Язык
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта – 1 месяц (18.01.16г.- 15.02.16г.)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9
Проект
«Язык – друг или враг?»
Выполнил:
Воспитатель
Белякова А.П.
дети 5-6 лет
г.о.г. Выкса р.п. Бл – Песочное
2016г.
Вид проекта – познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта – среднесрочный.
Объект исследования - Язык
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта – 1 месяц (18.01.16г.- 15.02.16г.)
«Все органы тела устают когда – нибудь, но только не
язык.»
Конрад Аденауэр
Актуальность
Если представления большинства детей о роли организма в общем плане
соответствует действительности, то значение и роль организма в жизни
человека дети понимают односторонне, недооценивая всей важности
внутренних органов и не представляя себе всего многообразия их
функций. На занятии по теме «Какой орган самый главный?» речь зашла о
языке. Возник вопрос: «Можно прожить без языка, так ли он важен?».
Дети захотели узнать всё о языке человека и животных.
Гипотезы
Язык –это друг?
Язык – это враг?
Что мы знаем?
Язык есть у людей и животных.
По цвету языки бывают розовые и красные.
По форме языки овальные.
При помощи языка люди разговаривают, едят.
Животным язык нужен для того, чтобы есть, облизываться.
Что хотим узнать?
У всех ли одинаковые языки.
Какими языки бывают по форме и цвету.
Для чего ещё нужен язык человеку и животным.
Что можно определить с помощью языка.
Что для языка полезно, что вредно.
Если это важный орган, то как его беречь.
Как можно узнать?
По телевизору.
В интернете.
Спросить у воспитателя.
Прочитать в книге.
Спросить у родителей, у дедушки с бабушкой.
Могут рассказать друзья.
Цель проекта:
Создание условий для развития элементарных естественно-научных
представлений о человеке и животном мире.
Задачи проекта:
1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе
наблюдений, поиска и практического экспериментирования.
2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе
познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
3. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в
исследовательской деятельности.
4. Формировать умение объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты
доступными методами.
5. Подвести детей к выводу о том, что язык выполняем много всяких
функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи,
помогает перевариванию пищи; у животных служит приманкой, ловлей
добычи, предупреждением.
6. Познакомить с правилами ухода за языком, полостью рта.
7. Воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познавать,
раскрывать ее секреты.
Ожидаемый результат:
1. Дети получат первичные представления о языке, узнают его основные
функции.
2. У детей появятся простейшие представления о мероприятиях,
направленных на сохранение здоровья
3. Разовьется познавательный интерес и любознательность в процессе
наблюдений, поиска и практического экспериментирования.
4. Сформируются навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в
процессе познания природной картины мира, способствующих развитию
речи.
5. Разовьется самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в
исследовательской деятельности.
6. Сформируются умения объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты
доступными методами.
.
Формы и методы реализации проекта:
Беседы.
НОД
Чтение художественной литературы.
Отгадывание загадок.
Наблюдения.
Игровая деятельность.
Продуктивная деятельность детей.
Проведение опытов.
Домашние задания.
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный.
Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к
теме проекта.
Составление плана проекта.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Работа с детьми, родителями.
Пополнить уголок экспериментирования необходимыми материалами.
Составление сообщений на тему «Языки животных» и подготовка детей.
Просмотр картинок и фильмов через интернет «Все о языке»
Рассматривание иллюстраций
Изготовление макета языка
2 этап: Основной.
Беседы:
«Что такое язык? »
«Нос и язык»
Цель: дать детям первичные знания о языке.
«Зачем животным язык? »
«Мое любимое животное».
Цели: воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познавать,
раскрывать ее секреты.
«Язык — враг» («Язык-липучка»).
«Какой орган самый главный?»
Цель: сформировать простейшие представления о мероприятиях,
направленных на сохранение здоровья.
«Как надо беречь органы речевого аппарата».
Цель: познакомить с правилами ухода за языком, полостью рта.
«Что не любит и любит наш язычок?»
«Зачем собака высовывает язык? »
Цели: формировать умение объяснять наблюдаемое и фиксировать
результаты доступными методами.
Непосредственно – образовательная деятельность:
Речевое развитие: «Как мы говорим».
Цель: объяснить детям, как образуется речь у человека. Познакомить детей с
процессом речеобразования и со значением разных органов в образовании
звуков.
Речевое развитие: «Веселый язычок».
Цель: продолжить формировать способность к наблюдениям и
самонаблюдениям; развивать логическое мышление.
Познавательное развитие: «Что такое микробы?»
Цель: дать детям простейшие представления о микроорганизмах.
Познавательное развитие: «Для чего нужен Язык?»
Цель: дать детям первичные знания о языке.
«Художественно- эстетическое развитие» лепка «Животные с разными
видами языков.
Цель: Воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познавать,
раскрывать ее секреты. Совершенствовать умение рассматривать рисунки,
выбирать лучшие.
Чтение художественной литературы:
С. Михалков «Сашина каша»
Н. Носов «Фантазеры».
В. Драгунский «Тайное становится явным».
Цели: познакомить детей с новыми произведениями, формировать умение
внимательно слушать, развернуто отвечать на вопросы по содержанию.
«Интересное о языке». Немного истории.
Загадывание загадок о языке.
Пословицы и поговорки о языке.
Знакомство с энциклопедическим материалом.
Цели: подвести детей к выводу о том, что язык выполняем много всяких
функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи,
помогает перевариванию пищи; у животных служит приманкой, ловлей
добычи, предупреждением.
Отгадывание загадок о языке:
Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим.
За стеной костяной
соловейко живет.
Всегда во рту, а не проглотишь
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Лежит доска на болоте.
Лежит в море пластинка,
Не сохнет, не мокнет.
Мокрый теленок
В огороде живет.
Скок да скок –
За решеткой зверек.
Что бы ты ни знал-
Обо всем рассказал.
Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Вредные и полезные продукты».
Дидактическая игра «Язык и нос заменяют друг друга».
Дидактическая игра «Угадай на вкус».
Дидактическая игра «Помоги Хворайке»
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Дидактическая игра «Научим Незнайку ухаживать за языком».
Элемент сюжетно –ролевой игры «На приеме у врача».
Настольно – печатная игра «Кислое, соленое, горькое, сладкое».
Словесная игра «Угадай, кого опишем».
Словесная игра «Что было бы, если….»
Цели:
развитие познавательного интереса, образного, творческого,
логического мышления, слухового восприятия, памяти, речи.
Продуктивная деятельность:
Рисование по пословицам о языке.
Зарисовка значков «Что вредно, что полезно для речевого аппарата».
Рисование символов «Чем служит язык для животных».
Опыты:
«Язык — друг»
Опыт №1 «Разное по вкусу».
Цель: Дать представление о том, что разные участки поверхности языка
воспринимают продукты по- разному.
Вывод: Большинство вкусовых рецепторов находится на кончике языка;
чтобы меньше ощутить вкус продукта, его нужно положить как можно
дальше на язык.
Опыт №2 «Отличие языка человека от языка кошки».
Цель: показать детям, как работают языки человека и кошки.
Вывод:
Язык кошки и человека отличается, поэтому кошка может лакать молоко а
человеку лучше пить его из чашки.
Опыт№3 «Язычок — трудовичок».
Цель: показать детям, как иногда мы не понимаем людей, у которых
проблемы с речью.
Вывод: Когда дети плохо произносят слова, мы их не понимаем, надо делать
зарядку для языка.
«Язык — враг»
Опыт №1«Как микроб попадает в рот».
Цель: дать представление о том, как микробы и бактерии влияют на язык,
познакомить с болезнями языка.
Вывод:
Не облизывать игрушки
Не брать в рот ничего
Не совать пальцы в рот
Вымыть руки после туалета, улицы, прогулки
Чистить язык
Опыт №2 «Липучка»
Цель: показать детям, что происходит с языком на морозе при
соприкосновении языка с железом.
Вывод:
зимой нельзя лизать забор, железо, потому что язык влажный, во рту
находиться слюна;
надо быть внимательным;
в рот могут попасть микробы;
Взаимодействие с родителями
Создание альбомов детей совместно с родителями:
«Язык дятла»,
«Зачем муравьеду язык?»,
«Зачем змее язык?»,
«Зачем хамелеону язык?»,
«Каймановая черепаха»,
«Для чего кошке язык
?».
Предложить подобрать пословицу или поговорку про язык и
нарисовать к ней рисунок.
Домашние задания для родителей и детей (наблюдение за домашними
животными, разучивание пословиц и поговорок о языке, нарисовать к
ним рисунок).
Результат:
1. Дети получили первичные представления о языке, узнали его основные
функции.
2. У детей появились простейшие представления о мероприятиях,
направленных на сохранение здоровья
3. Развился познавательный интерес и любознательность в процессе
наблюдений, поиска и практического экспериментирования.
4. Сформировались навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в
процессе познания природной картины мира, способствующих развитию
речи.
5. Сформировалась самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в
исследовательской деятельности.
6. Сформировались умения объяснять наблюдаемое и фиксировать
результаты доступными методами.
.
3этап-Заключительный:
1.Выставка детских рисунков.
2.Оформление папки передвижки «Артикуляционная гимнастика»
3. Оформление папки передвижки «Немного из истории языка»
Список литературы:
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений, - М,:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2.Проектный метод в организации познавательно-исследовательской
деятельности в детском саду/ сост. Н.В.Нищева. – СПб, : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», - 2013.
3.Проектная деятельность старших дошкольников/сост.В.Н. Журавлёва.
– Волгоград : Учитель, 2011.