В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Кем мне стать?
Этот вопрос волнует многих детей и родителей.
Вспомним, как мы выбирали профессию и мы ли ее выбирали? Многие из нас пошли по
стопам родителей. Некоторые сами выбрали специальность, которая будет подходить
именно вам.
Для этого существует целое направление психологии, которое называется
профориентация.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде
взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного
развития.
С какого возраста нужно задумываться о профессии? Психологи утверждают: чем раньше,
тем лучше. Поэтому сейчас актуальна ранняя профориентация.
Дошкольный период является благоприятным для формирования любознательности. Это
позволяет воспитывать у детей активный интерес к профессиям. Этапом выявления
профориентации и является выявление наклонностей и способностей детей.
Девочка Полина любит играть в машинки, строить из «лего» дома, рисовать и лепить. Она
хочет стать врачом. В этом возрасте сложно сказать станет ли Полина врачом. Ей всего 4
года.
Профессиональное определение происходит в старшем возрасте. В этом возрасте мы
можем увидеть: к чему у нее есть задатки, какие есть природные способности и
попытаться их развивать.
Для этого важно наблюдать за ребенком и проводить с ним беседы, чтобы подробно
узнать, что ему нравится. Значит необходимо проводить диагностику.
Ознакомление ребенка с профессией происходит в развивающей среде. У меня в группе
имеются сюжетно-ролевые уголки: больница, магазин, парикмахерская, конструирования
и другие. Подбираю художественную литературу; настольно-печатные игры («Найди два
одинаковых инструмента», «Что нужно доктору», «Что есть в магазине») , игры с
предметами («Собери набор повара», «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на
работу», «Соберем ящик с инструментами», словесные игры («Четвертый лишний»,
«Отгадай профессию по описанию», «Варим компот»), дидактические игры, пишу
интересные конспекты нод.
Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда; поговорки и
пословицы о труде, мастерстве, скороговорки, считалки, стихи для пальчиковой и
артикуляционной гимнастики, физкультминутки помогают в непринужденной форме дать
детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.
Для систематизации детских представлений о мире профессий, формирования
ценностного отношения к результатам труда человека использую образовательно-игровые
ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку» (сервировать стол, вытирать пыль),
«Веселые поварята».
На утренниках, посвященных празднованию Дня защитника Отечества, Международного
женского Дня уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости
их профессиональной деятельности.
Спортивные праздники, Дни здоровья – повод обратить внимание на профессии. Летчику,
водолазу надо иметь крепкое здоровье и хорошую физическую подготовку.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых-наблюдения и
экскурсии. Можно организовать экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на
кухню, в магазин, в библиотеку, в школу, на приусадебный участок, к перекрестку и т.д.
Проводимая работа позволяет ненавязчиво позволяет подвести детей к выводу, что труд,
профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни
С Полиной создала презентацию про растения, цель которой создавать условия для
обогащения представлений об окружающем мире, развивать любознательность, интерес.
Сделали с ней вывод, что с растениями связаны современные профессии: агроном,
садовник, флорист, лесник, дворник, повар.
Советую родителям не навязывать профессию. Лучше беседовать со своими детьми и
узнавать, сколько профессий ребенок знает и что он знает о них.
Чем больше информации о профессиях, тем легче сделать выбор.
Ребенок может разочароваться, а потраченные годы не вернуть.