Напоминание

"Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Автор: Захарченко Татьяна Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ Д/С №15

Населённый пункт: г. Петровск

Наименование материала: статья

Тема: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Описание:

Воспринимая речь, ребёнок сталкивается с многообразием звучащей в её потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по постоянным различительным признакам.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3932

Опубликовано 10.06.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слова — речевые звуки — с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Воспринимая речь, ребёнок сталкивается с многообразием звучащей в её потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по постоянным различительным признакам. Если ребёнок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого. В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух формируется с шестимесячного возраста и проверяется на уровне слова. Уже к году ребёнок должен понимать, где игрушка «мишка», а где игрушка «мышка». Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой для овладения грамотой. Установлено, что дети с недоразвитием фонематического слуха впоследствии испытывают трудности при обучении чтению: читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Развитие фонематического слуха у детей осуществляется в несколько этапов. Учеными определено, что новорожденные не различают все тонкости речи взрослого, они угадывают общую интонацию, ее ритм. Но уже к двум годам ребенок должен воспринимать все тонкости речи взрослого. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях. На основе фонематического слуха формируется восприятие.
Фонематическое восприятие
предполагает развитие у детей аналитической деятельности в области их собственной речи: выделить в речи предложения, в предложениях слова и т.д. К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. У ребенка пятого года жизни отмечается значительные успехи в умственном и речевом развитии. Он начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становиться разнообразней, точнее
и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В старшей группе ( на шестом году) особенно важно выделение в речи предложения, в предложениях слова. Для выделения слова из общего речевого потока полезно добавлять одно слово к стихотворной строке или загадке, например: «Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось…» Использовать для этой цели можно словарные упражнения: подбор слов- действий, слов- эпитетов, однословных названий картинок и т.д. Чтение некоторых художественных произведений незаметно знакомит детей с термином «слово»: сказки «Горшок каши», «По щучьему веленью», рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», стихотворение А. Барто «Игра в слова». Детям сообщаются знания о том, что слова в нашей речи произносятся друг за другом, по порядку. Для этого можно провести упражнение: составление предложений из разрозненных слов. Детям предлагается фраза из хорошо знакомого стихотворения, песни. Например, попросит отгадать детей из какого стихотворения такие слова: «Плачет, наша, громко, Таня»- дети в ответ произносят их в виде строки: «Наша Таня громко плачет». Затем дается понятие звук. На примере разных слов нужно показать детям, что слова состоят из звуков, эти звуки располагаются по порядку, замена одного звука другим меняет все слово ( кит-кот, мышка-мишка). Детей обучают произнесению слова с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван изолированно. Этим приемом протяжного произнесения звука в слове пользуются и воспитатель, и дети. Ребенок овладевает новым действием со словом, отличающимся от слогового способа произнесения слов. «Развернутое проговаривание слова с подчеркнутым интонированным, протяженным произнесением отдельных зуков выполняет функцию ориентировки в звуковом составе слова. Этот прием сочетается со способом «материализации слов» при помощи фишек (фишки фиксируют отдельные выделяемые звуки и наглядно показывают временные отношения звуков в слове) и графической схемы звукового состава слова. Все эти приемы учат ребенка произнесение слова превращать в специальное исследующее действие, т.е. учат фонематическому восприятию. Для усвоения понятия «звук» проводятся словесные упражнения игрового характера (послушать загадку и назвать не отгадку- слово, а лишь его первый звук; назвать слова из стихотворения, в которых слышится заданный звук, например р), а также упражнения с картинками, с игрушками и подвижные игры. В подготовительной группе работа по формированию фонематического слуха в основном проводится на речевых занятиях. В системе работы по звуковому анализу слова можно предложить упражнения, требующие от детей концентрации внимания, смекалки,
творчества; они помогут развить фонематическое восприятие детей, которое необходимо при усвоении грамоты и правописания в школе: определение второго звука в слове, придумывание с ним слов; определение третьего звука в слове, придумывание с ним слов, в которых этот звук находился бы в начале, середине, конце; определение количества гласных и согласных звуков в слове. Часто такие упражнения носят игровой характер (перепрыгнуть через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове; найти игрушку с заданным звуком и опустить ее в «чудесный» мешочек. Так, в процессе обучения звуковому анализу речь впервые для ребенка становится предметом изучения, предметом осознания. Также важно для развития фонематического слуха ребенка использовать различные игры и обращать внимание на то, как ребенок слышит звуки, как он их произносит.


Яндекс.Метрика