Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Статистика
была такой: один из 10 тыс. новорождённых. В настоящее время по
оценкам экспертов особенности в развитии, называемые РАС, имеет
примерно один ребенок из 150.
Дети с расстройством аутистического спектра.
Скирда О.А., педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад №3 «Семицветик»
комбинированного вида, г. Минусинск
Аутизм (от латинского
cлова autos -
«сам») - крайняя форма нарушения
контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).
В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию
болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм».
Проявляется он в
возрасте до 3-х лет (реже в период между 3-5 годами).
Особенности детей с РАС:
Ребенок с РАС погружён в свой внутренний мир. Он
испытывает
значительные трудности в установлении зрительного контакта с собеседником,
в выражении собственных эмоций, чувств и желаний, у него нарушено
социальное взаимодействие. Ему свойственны стереотипные движения и
моторные действия, неестественные манипуляции предметами и игрушками с
игнорированием их социальной функции, что выражается в постукивании,
потряхивании, верчении, выстраиванием в ряд. Для ребенка-аутиста характерна
задержка в развитии речи и искажение ее коммуникативной стороны (даже если
у ребенка хорошо развита речь, в ней наблюдается эхолалия (повтор). Он может
воспроизводить различные фразы, высказывания, услышанные ранее и не
связанные с конкретной ситуацией. У детей с РАС наблюдаются различные
страхи. Дети могут бояться предметов определенного цвета, формы, свойства,
могут бояться прикосновения, шума. Для них свойственны страхи перед всем
новым, отражающим неожиданное развитие событий и нарушающим
сложившиеся жизненные привычки ребенка.
Триада симптомов РАС
Аутизация
- Явная
некоммуникабельность;
- «уход в себя»;
- отгороженность от
реального мира;
- крайняя
затрудненность или
невозможность
Стереотипность
Многократное
повторение
однообразных действий:
- раскачивание;
- кружение;
- верчение и
потряхивание кистями
рук;
Специфическое речевое
развитие
- Отсутствие речи;
- механическое
повторение слов, фраз,
сказанных другими
людьми (эхолалия);
- наличие в речи слов-
штампов, фраз-штампов,
установления
эмоционального
контакта.
- удары по своим ушам,
закрывание их ладонями;
- обнюхивание и
облизывание предметов;
- повторение одних и тех
же звуков, слов, фраз.
которые произносятся
без осмысления;
- отсутствие обращения,
личных местоимений
(«Петя пойдет»);
- нарушение темпа речи,
звукопроизношения;
- наличие в речи цитат из
радио или телепередач.
Специфика работы с аутистами.
Комплексная коррекционная работа с аутичными детьми включает в себя
психолого-педагогическую коррекцию, выявление и развитие творческих
способностей детей, развитие речи и коммуникативных навыков, общей и
мелкой моторики, а также систематическую работу с родителями.
В зависимости от уровня развития нервной системы, знаний и умений
аутичного ребенка, его индивидуальных особенностей создается специальная
индивидуальная программа развития. В случае положительной или
отрицательной динамики индивидуальные планы занятий пересматриваются
несколько раз в течение года при участии родителей.
Включение в группу детей должно происходить постепенно и очень
индивидуально. День организовать нужно таким образом, чтобы обеспечить им
наибольшую защищенность, пространство предельно структурировать. Для
таких детей крайне важна четкая последовательность событий и режимных
процессов. Это позволяет уменьшить их аутистический страх. В данном случае
ситуация становится для них предсказуемой, что существенно облегчает им
задачу функционирования в обществе.
В настоящее время популярна так называемая
поведенческая терапия, в
ходе которой детей с РАС
обучают вести себя в определенной манере с
использованием вознаграждения (поощрения, подкрепления) и подражания,
способствуя тому, чтобы ребенок развивал адаптивные реакции, наблюдая за
другими.
Обязательным условием использования данных методов является
поэтапное формирование поведения и поэтапное устранение помощи.
Педагогам важно определить и учитывать реальные детские
возможности, а не биологический возраст. Трудности ребенка с аутистическими
нарушениями заключаются не только в проблемном развитии, но и в быстром
пресыщением даже приятными впечатлениями, поэтому предъявление
взрослыми задач повышенной сложности, требования немедленного
выполнения действий без учета характерных для детей данной категории
задержанных реакций могут усилить сложности и трудности взаимодействия,
вызвать вспышки негативизма, агрессии, самоагрессии.
Рекомендации по работе с детьми-аутистами.
Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
Принимайте его таким, какой он есть.
Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему
выйти в деструктивную деятельность.
Придерживайтесь определенного режима дня.
Соблюдайте ежедневные ритуалы.
Не трогайте ребенка.
Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит
об этом.
Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать,
что всегда может подойти к вам.
Создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не
будет ему мешать.
Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для
ребенка.
Во что играть с ребенком-аутистом:
хороводные игры,
пускать мыльные пузыри,
игры с водой,
игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Как учить ребенка-аутиста:
доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
избегать переутомления;
четко организовывать пространство;
использовать подписанные системы хранения;
подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
обращаться к ребенку по имени;
обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением,
объятием, стимулом);
постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
Коррекция развития аутистов — это не работа с отдельными психическими
функциями и проблемными сферами, а осмысление вместе с ними состояния, в
котором им приходится находиться, и постепенное побуждение к более
активному взаимодействию с опорой на имеющиеся ресурсы. Работа с
аутичными детьми должна быть комплексной. Важно, чтобы ребенок получал
поддержку со стороны семьи, находился в среде квалифицированных педагогов,
способных помочь ему адаптироваться к его состоянию.
Литература:
1.
Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование
ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего
детского аутизма// Диагностика раннего детского аутизма. -М.:
Просвещение, 1991;
2.
Газета «Здоровые вопросы»: №6, 2012г.;
3.
Методический журнал для педагогов-психологов «Школьный психолог»:
сентябрь 2014;
4.
Справочник педагога-психолога. Детский сад. №4, 2016