Напоминание

"Дети с расстройством аутистического спектра"

Автор: Скирда Олеся Алексеевна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: МАДОУ "Д/с №3 "Семецветик"

Населённый пункт: г. Минусинск

Наименование материала: Статья

Тема: "Дети с расстройством аутистического спектра"

Описание:

Симптомы с РАС. Особенности детей с РАС. Специфика работы с детьми с РАС. Во что играть с детьми-аутистами. Как обучать детей-аутистов.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=3963

Опубликовано 15.06.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Статистика

была такой: один из 10 тыс. новорождённых. В настоящее время по

оценкам экспертов особенности в развитии, называемые РАС, имеет

примерно один ребенок из 150.

Дети с расстройством аутистического спектра.

Скирда О.А.,
педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №3 «Семицветик» комбинированного вида, г. Минусинск Аутизм (от латинского cлова autos - «сам») - крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер). В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Проявляется он в возрасте до 3-х лет (реже в период между 3-5 годами).
Особенности детей с РАС:
Ребенок с РАС погружён в свой внутренний мир. Он испытывает значительные трудности в установлении зрительного контакта с собеседником, в выражении собственных эмоций, чувств и желаний, у него нарушено социальное взаимодействие. Ему свойственны стереотипные движения и моторные действия, неестественные манипуляции предметами и игрушками с игнорированием их социальной функции, что выражается в постукивании, потряхивании, верчении, выстраиванием в ряд. Для ребенка-аутиста характерна задержка в развитии речи и искажение ее коммуникативной стороны (даже если у ребенка хорошо развита речь, в ней наблюдается эхолалия (повтор). Он может воспроизводить различные фразы, высказывания, услышанные ранее и не связанные с конкретной ситуацией. У детей с РАС наблюдаются различные страхи. Дети могут бояться предметов определенного цвета, формы, свойства, могут бояться прикосновения, шума. Для них свойственны страхи перед всем новым, отражающим неожиданное развитие событий и нарушающим сложившиеся жизненные привычки ребенка.
Триада симптомов РАС

_________________________________________________________

Аутизация
- Явная некоммуникабельность; - «уход в себя»; - отгороженность от реального мира; - крайняя затрудненность или невозможность
Стереотипность
Многократное повторение однообразных действий: - раскачивание; - кружение; - верчение и потряхивание кистями рук;
Специфическое речевое

развитие
- Отсутствие речи; - механическое повторение слов, фраз, сказанных другими людьми (эхолалия); - наличие в речи слов- штампов, фраз-штампов,
установления эмоционального контакта. - удары по своим ушам, закрывание их ладонями; - обнюхивание и облизывание предметов; - повторение одних и тех же звуков, слов, фраз. которые произносятся без осмысления; - отсутствие обращения, личных местоимений («Петя пойдет»); - нарушение темпа речи, звукопроизношения; - наличие в речи цитат из радио или телепередач.
Специфика работы с аутистами.
Комплексная коррекционная работа с аутичными детьми включает в себя психолого-педагогическую коррекцию, выявление и развитие творческих способностей детей, развитие речи и коммуникативных навыков, общей и мелкой моторики, а также систематическую работу с родителями. В зависимости от уровня развития нервной системы, знаний и умений аутичного ребенка, его индивидуальных особенностей создается специальная индивидуальная программа развития. В случае положительной или отрицательной динамики индивидуальные планы занятий пересматриваются несколько раз в течение года при участии родителей. Включение в группу детей должно происходить постепенно и очень индивидуально. День организовать нужно таким образом, чтобы обеспечить им наибольшую защищенность, пространство предельно структурировать. Для таких детей крайне важна четкая последовательность событий и режимных процессов. Это позволяет уменьшить их аутистический страх. В данном случае ситуация становится для них предсказуемой, что существенно облегчает им задачу функционирования в обществе. В настоящее время популярна так называемая поведенческая терапия, в ходе которой детей с РАС обучают вести себя в определенной манере с использованием вознаграждения (поощрения, подкрепления) и подражания, способствуя тому, чтобы ребенок развивал адаптивные реакции, наблюдая за другими. Обязательным условием использования данных методов является поэтапное формирование поведения и поэтапное устранение помощи. Педагогам важно определить и учитывать реальные детские возможности, а не биологический возраст. Трудности ребенка с аутистическими нарушениями заключаются не только в проблемном развитии, но и в быстром пресыщением даже приятными впечатлениями, поэтому предъявление взрослыми задач повышенной сложности, требования немедленного выполнения действий без учета характерных для детей данной категории задержанных реакций могут усилить сложности и трудности взаимодействия, вызвать вспышки негативизма, агрессии, самоагрессии.
Рекомендации по работе с детьми-аутистами.

Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
 Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.  Принимайте его таким, какой он есть.  Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.  Придерживайтесь определенного режима дня.  Соблюдайте ежедневные ритуалы.
 Не трогайте ребенка.  Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.  Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.  Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.  Создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.  Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Во что играть с ребенком-аутистом:
 хороводные игры,  пускать мыльные пузыри,  игры с водой,  игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Как учить ребенка-аутиста:
 доносить информацию через схемы, наглядные картинки;  избегать переутомления;  четко организовывать пространство;  использовать подписанные системы хранения;  подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;  обращаться к ребенку по имени;  обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;  осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;  использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);  постоянно развивать крупную и мелкую моторику. Коррекция развития аутистов — это не работа с отдельными психическими функциями и проблемными сферами, а осмысление вместе с ними состояния, в котором им приходится находиться, и постепенное побуждение к более активному взаимодействию с опорой на имеющиеся ресурсы. Работа с аутичными детьми должна быть комплексной. Важно, чтобы ребенок получал поддержку со стороны семьи, находился в среде квалифицированных педагогов, способных помочь ему адаптироваться к его состоянию. Литература: 1. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма// Диагностика раннего детского аутизма. -М.: Просвещение, 1991; 2. Газета «Здоровые вопросы»: №6, 2012г.; 3. Методический журнал для педагогов-психологов «Школьный психолог»: сентябрь 2014; 4. Справочник педагога-психолога. Детский сад. №4, 2016


Яндекс.Метрика