-Как привить ребятам чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки?
-Не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык?
На эти и другие вопросы я попыталась ответить на основе тщательного изучения исследований психологов и принимая во внимание собственный опыт использования лучших образцов классической музыки в воспитании детей.
Классическая музыка и дети.
Беседа с родителями.
Музыкальный руководитель Карташева Ирина Алимовна.
Мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было
счастливым и продуктивным, а ведь именно в дошкольном
возрасте формируются эталоны красоты. И очень важно, чтобы
это формирование основывалось на лучших образцах мировой
культуры, в том числе и музыкальной.
Не сомневаюсь в том, что каждый из вас, дорогие мамы и
папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым,
эстетически образованным, позитивно настроенным на
окружающий его мир.
Давайте подумаем вместе:
-Как привить ребятам чувство возвышенного отношения к
музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой
подделки?
-Не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен
и интересен ли ему этот музыкальный язык?
Выводы ученых-психологов однозначны: классическая музыка
стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает
развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско,
поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют»
человека.
Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой!
Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для
себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие
слушатели, с их пока еще «незаштампованным» сознанием,
воспринимают классическую музыку легко и по-своему
уникально.
Во многих московских школах введены часы слушания
классической музыки с целью восстановления мыслительных
функций мозга ребенка и защиты его от агрессивной теле- и
радио- информационной сферы.
Вот и в детском саду на музыкальных занятиях мы слушаем
классическую музыку. Беседуем о том, как может музыка
рассказывать без слов. В старшей группе мы начали слушать
музыку П.И. Чайковского из «Детского альбома».
Познакомились с композитором, рассмотрели его портрет,
поговорили о том, для кого он написал свой «Детский альбом»
и что за картинки в этом альбоме? Уже слушали «Марш
деревянных солдатиков». Говорили о характере музыки. Дети
использовали слова « музыка четкая, бодрая, военная, под нее
хочется идти, как солдаты». На другом занятии поняли, что в
этой музыке три части. Отобразили в движении начало и
окончание каждой из этих частей. На первую часть
маршировали дети-деревянные солдатики, на вторую часть
маршировал «генерал»(один из детей), на третью частьснова
шагали солдатики. Детям очень понравилась эта игра, таким
образом, в игре мы не только научились познакомились с
понятием «жанр» ( марш, танец, песня), но и научились
понимать трехчастную форму музыкального произведения. Все
сложное становится таким простым в игре!
На другом занятии мы снова поговорили о композиторе и его
«Детском альбоме». На этот раз слушали «Польку»
Чайковского. Снова остановились на понятии жанра, говорили
о настроении, которое передает музыка, ее характере.
Пробовали придумать движения для «Польки». Снова всем
было весело и радостно.
Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой
классики – непростая, но крайне важная задача. Но можно
сделать это игрой и тогда польза и радость узнавания нового,
дадут свои плоды. И без вашей помощи, дорогие родители, с
этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет
имеет огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости
нашей педагогической работы, считаю, что авторитет
родителей выше нашего, педагогического авторитета. И если
мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на
музыкальных занятиях, то наши дети почувствуют
удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в
том, что они все делают правильно. Попробуйте очередное
выступление по телевидению какого-нибудь поп –
исполнителя, подытожить замечанием: «Наверное, это
неплохая песня, но та песня о маме, которую ты пел для меня,
мне понравилась гораздо больше», и ваш ребенок получит
огромную поддержку и уверенность в правильно выбранных
музыкальных приоритетах!
Я думаю, вы согласитесь со мной, что в наше непростое,
противоречивое время, когда теряются нравственные ценности
и ориентиры, музыка приобретает особое, великое значение.
Как говорят великие: «Все приходящее, а музыка вечна». Как
вечны ее идеалы, ее способность быть рядом и в горе, и в
радости. Музыка заставляет нашу душу и мысли трудиться,
задумываться над смыслом бытия. Но эта душевная работа
невозможна без высокой музыкальной культуры,
музыкального вкуса, воспитанного с детства.
Давайте слушать классическую музыку вместе! Со своей
стороны я обещаю всем вам поддержку. Для того, чтобы вам,
дорогие родители, не пришлось тратить ваше время на поиски
того, что можно послушать с детьми, я будудавать вам ссылки и
перечень на те произведения, которые подходят по возрасту
вашим детям.
Я хочу предложить вам послушать вместе с детьми серию
«Сказок с оркестром», которые вы можете найти в Youtube.
Это по-настоящему интересный и уникальный проект.
Хорошая музыка, талантливые артисты, читающие сказку! И,
что очень важно, отсутствие видеоряда самой сказки. Это
развивает фантазию, помогает сформировать свое видение
событий, развивает усидчивость и внимание. Начните с любой
сказки, слушайте ее частями - сегодня начните, а завтра
продолжите. После прослушивания поговорите о содержании
сказки, спросите ребенка, что ему особенно понравилось в
ней. Пусть такие тихие, наполненные музыкой и сказкой
вечера, станут вашей семейной традицией.
Тихо, тихо сядем рядом.
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.