Напоминание

"Формирование основ экологической культуры у дошкольников"

Автор: Бондарева Татьяна Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58

Населённый пункт: Иркутск

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"

Описание:

Проблема формирования экологической культуры личности становится особенно важной в период дошкольного детства, когда закладываются первые существенные основы отношения к окружающему миру и к себе самому, так как дошкольный возраст сензитивен для целенаправленного формирования психологических новообразований, и происходящее изменения являются действительно решающими в процессе становления всех сфер личности

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4008

Опубликовано 30.06.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Формирование основ экологической

культуры у дошкольников.
Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица,-только тогда он (человек) поймёт, что деньги нельзя есть…. М. Булгаков В современных условиях всё актуальнее приобретают проблемы экологии. Экология трактуется как наука, способная решать не только биологические, но и социальные проблемы, как мировоззрение человека. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к жизни. Воспитание у людей с детских лет любви к природе – большая и благородная задача. В её решении важная роль принадлежит педагогам. Чтобы успешно нести эстетическую культуру в жизнь, прививать эстетические навыки и вкусы детей, будущие педагоги должны иметь отчетливое представление о глубоком воспитательном воздействии природы на формирующиеся личность. Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, ещё низок уровень воспитания экологических проблем, как личностно значимых. В условиях экологического кризиса необходимо сформировать у детей экологическую культуру, основанную на создании непрерывной связи человека с окружающий средой; сформировать общественное отношение к природе, понимание необходимости её сохранения для будущих поколений. Это нашло отражение в законе Российской Федерации “Об охране окружающей среды ” (2002 год), где сказано: “Организация и развитие системы экологического
образования, воспитания и формирования экологической культуры отнесены к основам окружающей среды”. Проблема формирования экологической культуры личности становится особенно важной в период дошкольного детства, когда закладываются первые существенные основы отношения к окружающему миру и к себе самому, так как дошкольный возраст сензитивен для целенаправленного формирования психологических новообразований, и происходящее изменения являются действительно решающими в процессе становления всех сфер личности. Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Именно поэтому задачи формирования мировоззрения и экологической культуры представляются первоочередными. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно- природным миром, который их окружает: растениями, животными , их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей. Основными задачами нашей работы является:  создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;  создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
 систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;  осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование; Выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя. В своей работе по экологическому образованию использую следующие методы и приёмы: метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов, позволяющих «открыть новое знание»; словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы, практическая работа и поисковая деятельность; метод проектов В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных понятий. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом. Я считаю, что выбранное мною направление работы дает положительные результаты. От того, как ребенок научится мыслить, чувствовать мир природы, какие чувства будут управлять им, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать в будущем.


Яндекс.Метрика