Беседа о правдивости
Программное содержание: обобщить и закрепить представления детей о
правдивости, показать привлекательность правдивости как нормы поведения.
Воспитывать отрицательное отношение к обману.
Ход беседы: Дети, мы с вами уже много раз говорили о том, что такое
чуткость, доброта, скромность. Сегодня поговорим еще об одном важном
качестве, о правдивости. Но вначале послушайте рассказ Осеевой "Что
легче".
После чтения вопросы:
1.
Кто из мальчиков вам больше понравился и почему?
2.
Каким можно назвать мальчика, который сказал правду?
3.
Что такое правдивость?
4.
Обобщаю. Правдивость – это такое поведение, когда взрослые и дети
говорят правду даже тогда, когда сказать ее неприятно и трудно.
5.
Почему нужно быть правдивым? Почему нельзя обманывать
товарищей?
6.
Как мы относимся к людям, которые всегда говорят правду?
Спросить несколько детей, обобщить их ответы. Привести пословицу.
"Правда светлее солнца", "Правда чище ясного неба". Обман и ложь
могут привести к беде. Читаю рассказ Толстого "Корова".
7.
Как надо было поступить Мише?
Беда случилась потому, что у Миши не хватило смелости сказать
правду. Если бы он не испугался и не бросил стекло в лохань, корова
бы осталась жива. Надо всегда говорить правду, даже тогда, когда
сказать ее трудно и неприятно.
Беседа о чуткости и правдивости
Программное содержание: Обобщить и закрепить представление детей о
необходимости доброжелательного отношения к людям, показать
особенность таких нравственных понятий как чуткость, правдивость. Помочь
детям осознать опыт своего собственного поведения. Обобщить его.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, какие праздники отмечала наша страна и мы с вами?
Вспомните, как вы поздравляли родителей и друзей с этим праздником.
Какие подарки вы им сделали? Как преподнесли, что сказали? Приятно
ли это им было? Как вы думаете, что было самым хорошим, самым приятным
подарком мамам и папам?
Как же надо вести себя, чтобы доставить радость родителям, не огорчать
их. Спросить 3-4 детей, обобщить их ответы, как вести себя дома и
почему.
Что такое чуткость, правдивость, дети? Это одинаковое качество или
разное? Спросить 3-4 детей. Эти качества разные, но очень похожи друг на
друга. Когда люди помогают другим, говорят правду, то они поступают чутко,
не огорчают других детей и людей. Помните, мы с вами читали рассказ "Что
легче" Осеевой. Там мальчик сказал: "А я правду скажу, не хочу маму
обманывать". Его можно назвать и чутким и правдивым.
Только ли к родителям надо быть чутким и правдивым?
Вывод:
надо со всеми быть чутким и правдивым, с товарищами, с
маленькими, со взрослыми, даже с незнакомыми.
Расскажите, как вы относитесь к своим товарищам?
Во время рассказа
спрошу, не обманывали ли они, не хвастали ли.
А как вы относитесь к малышам?
Задание:
К вам зашла бабушка или женщина с ребенком. Что надо
сделать?
В дверях вы сталкиваетесь с кем либо. Что надо сделать?
В группе плачет товарищ. Что надо сделать?
Вывод:
К людям надо относиться так, чтобы всем было хорошо,
родителям, воспитателям, товарищам, малышам, незнакомым людям.
Использовать пословицу "Всякому уважение нужно".
Беседа о чуткости и доброжелательности
Программное содержание: Закрепить и обобщить представление детей о
необходимости чуткого, доброжелательного отношения к товарищам.
Напомнить правила поведения: "Другу всегда помогай", "Друга всегда
выручай".
Активизация словаря: "добрый", "чуткий".
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня я вам прочитаю еще раз рассказ Митта "Шарик в
окошке". Послушайте его внимательно.
После чтения задаю вопросы:
1.
Какими можно назвать детей, которые принесли шарик?
2.
Почему их можно так назвать? (обобщить ответы детей).
3.
Приятно ли было Коле?
4.
Как в книге об этом написано?
Если дети это не вспомнят, сказать об этом самой или зачитать.
Дать детям высказаться, обобщить: детям и взрослым всегда
приятно, когда к ним проявляют чуткость и добро помогают им, не
ждут, когда их попросят, а помогают сами.
Воспитатель:
Сейчас я прочитаю еще один рассказ "Навестила",
написала его В.Осеева. Послушайте, а потом скажите, чутко ли Муся
относится к Вале?
После чтения вопросы:
1.
Как относится Муся к Вале?
2.
Как ее можно назвать, какая она? Почему? Как надо поступить Мусе?
3.
Как бы вы поступили, если бы пришли на помощь к больному
товарищу, как бы вы помогли ему?
(спросить 3-4 детей и дать
оценку детским ответам)
Конец беседы:
Воспитатель:
Дети, вспомните правила поведения, которые нужно
выполнять, чтобы быть хорошим, чутким товарищем.
На прогулке можно провести игру – драматизацию сказки "Кот, петух
и лиса".
Беседа о дружбе
Программное содержание:
Уточнить и обобщить имеющиеся у детей
представления о дружбе. Учить понимать и оценивать героев литературных
произведений и своих товарищей.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, мы с вами уже читали и рассказывали о хороших
друзьях и товарищах. Взрослые говорят вам, что нужно дружить друг с
другом. Каких же детей мы называем хорошими друзьями? (3-4 ребенка. Если
будут по имени называть конкретных детей, то спросить, почему они
хорошие)
Воспитатель: Обобщаю. Хорошими друзьями называют тех, которые
дружно играют, занимаются, трудятся, помогают друг другу, всегда придут на
помощь в беде, заботятся друг о друге, умеют уступать.
Читаю рассказ Кошевой "Мой сын"
Вопросы:
1.
Каким можно назвать Олега и Гришу?
2.
Почему их можно назвать друзьями?
3.
Почему Олега можно назвать хорошим другом?
4.
Расскажите, с кем и как вы дружите дома и в детском саду.
В ходе беседы помочь правильно оценить факты, поступки, высказать
к ним свое отношение, оценить их.
Воспитатель:
Предлагаю послушать рассказ Осеевой "До первого
дождя".
Вопросы:
1.
Подумайте, дети, можно ли назвать девочек, о которых говориться в
рассказе, хорошими подружками?
2.
Почему воспитательница сказала: "Видите, ваша дружба до первого
дождя"?
3.
Можно ли Машу назвать хорошим другом? Почему нельзя? Как надо
было поступить Маше?
Одобрив правильные ответы детей, сказать о необходимости всегда
выполнять правила поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда выручай".