Напоминание

"Особенности развития внимания старших дошкольников"

Автор: Кобзева Ольга Владимировна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКДОУ ДС № 12

Населённый пункт: г. Анжеро - Судженск, Кемеровкая область

Наименование материала: статья

Тема: "Особенности развития внимания старших дошкольников"

Описание:

Экспериментальные исследования обнаруживают, что уровень основных свойств внимания в значительной степени определяется свойствами высшей нервной деятельности, которая в одних случаях способствует оптимальному развитию внимания, в других – ограничивает это развитие.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4041

Опубликовано 17.07.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Особенности развития внимания старших дошкольников
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком и вызывают у него различные реакции в зависимости от его возраста. Чтобы лучше понять внимание старших дошкольников, надо учесть то, что характерно для их высшей нервной деятельности. Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у старших дошкольников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте. Такая повышенная чувствительность нервной системы в этом возрасте обуславливает наличие у старшего дошкольника довольно сильного рефлекса на все новое. Слишком много этого нового в окружающем мире, чтобы ребенок не старался обратить внимание на те внешние раздражители, которые на него действуют. При этом нередко бывает так, что интересный предмет мешает воспринимать главное. Дошкольник, заметив, что мяч покатился поперек улицы, может броситься за ним, не обратив внимания на идущую машину. У старшего дошкольника непроизвольное внимание в большей степени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Произвольное внимание имеет большое значение в учебной работе старшего дошкольника, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у ребенка этого возраста, еще недостаточно развито.
Однако наличие многообразных обязанностей, требования педагога, влияние детского коллектива, вся обстановка образовательного учреждения жизни способствуют развитию этого вида внимания. Регуляция внимания тесно связана на только с волей, но и с развитием логического мышления. Для произвольного внимания необходим достаточно высокий его уровень. Чтобы заставить себя быть внимательным, человек должен прийти к выводу о необходимости сосредоточиться, взвесить "за" и "против" и отвергнуть те выводы, которые способствуют отвлечению от предмета, на котором надо сосредоточиться. Таким образом, мы видим здесь действие двух психических факторов: внимание является условием мыслительной деятельности; в свою очередь, мышление оказывает большое влияние на внимание. Одной из особенностей произвольного внимания старших дошкольников является отсутствие "узкой специализированности", нацеленности на необходимый для решения задачи аспект. Старательный ребенок, слушая педагога, стремится с равным успехом вобрать в себя все, что тот излагает – и главное и второстепенное. Совершенствование механизмов произвольной регуляции приводит к тому, что с возрастом повышается избирательность выполнения основного задания на фоне не относящейся к делу информации. Оказывается, что дети, как правило, преуспевают в выполнении основного задания, не выпускают из виду и случайные сведения, с равным успехом фиксируя и то и другое. У подростков продуктивность выполнения основного задания увеличивается, а побочного – уменьшается. Это свидетельствует о четкой возрастной тенденции, выражающейся в избирательности, специфичности внимания. Наблюдения показывают, что у старших дошкольников реже появляется произвольное внимание, связанное с чувством напряженности, чем внимание без особых усилий, возникающие благодаря поставленной перед учениками учебной задаче.
Интерес представляет собой особую психологическую потребность в определенных объектах и видах деятельности как источнике положительных эмоциональных переживаний. Интерес к знаниям – мощная преобразующая сила всей учебной работы дошкольника. Увлеченность делом приводит к тому, что произвольное внимание перерастает в послепроизвольное. Человек при актуализации послепроизвольного внимания не тратит специальных усилий на поддержание внимания, во-первых, и на анализ побочных раздражителей, во-вторых. Именно поэтому послепроизвольное внимание является оптимальным, наиболее экономичным для выполнения различных видов деятельности. Путь к пробуждению послепроизвольного внимания лежит через увлеченность процессом труда. В процессе обучения складываются и совершенствуются такие "свойства – навыки", как переключение и распределение внимания. В дошкольном возрасте детям трудно одновременно следить за ходом занятия, и за своим поведением. Именно из-за слабой развитой у старшего дошкольника способности к распределению внимания их трудно приучить правильно сидеть на занятиях за столом. Известно, что старшин дошкольники, как только заговорит педагог, или прекращают работу, или же не понимают ни одного слова из того, что он говорит, так как их внимание всецело направлено на выполняемое ими задание. Эксперименты, проводимые психологами, в частности Н.Ф. Добрыниным, показали, что распределение внимания оказывается чрезвычайно упражняемым и очень быстро развивается в процессе обучения; в результате уже в III классе дошкольники могут одновременно следить за содержанием того, что они пишут, и за его орфографической правильностью, и за чистотой письма, и за своей позой при работе, за положением рук, головы, и за тем, что говорит педагог, обращаясь ко всей группе.
В условиях дошкольной жизни внимание старшего дошкольника во многом зависит от внимания других детей, и в этом отношении коллектив и учебный труд – могучие факторы развития внимания. Рассеянность старших дошкольников особенно часто возникает, если учебный материал кажется им неинтересным, скучным, не возбуждает у них эмоций. Это случается тогда, когда педагог не мобилизовал внимание учеников, не указал на необходимость понять и запомнить то, что он сообщает, не выделил в нем главное, существенное. Многие недостатки исчезают у дошкольника в процессе правильно организованной работы. При хорошо заполненном трудом занятии старшие дошкольники могут быть длительное время внимательными, не отвлекаясь от занятий, даже если эти занятия не представляют для них интереса. Концентрированность или интенсивность внимания, т.е. сила сосредоточенности на каком-либо особенно интересном предмете или занятии, у старшего дошкольника может быть достаточно большой. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у старшего дошкольника меньше, чем младших школьников, у подростков и старших дошкольников. Поэтому педагогу легче привлечь внимание дошкольников, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной работы утомляет внимание старших дошкольников. Степень сосредоточенности внимания старшего дошкольника на каком- либо объекте может быть достаточно высокой, главным в тех случаях, когда этот объект или предмет интересны для него. Однако продолжительность таких состояний у старших дошкольников сравнительно невелика. Способность к высокой степени сосредоточенности внимания в результате волевого усилия наиболее интенсивно развивается в младшем дошкольном и подростковом возрасте. Сосредоточенность старшего дошкольника становится устойчивой, если ему ясна задача, цель работы, которую он выполняет.
Особенностью внимания старших дошкольников является то, что оно очень поддается внешним воздействиям, в большей степени зависит от условий, в которых идет работа дошкольников. Невнимательность - это опасная болезнь, грозящая серьезно навредить самому талантливому человеку. "Учить невнимательного – все равно, что наполнять бочку без дна". Наблюдения многих учителей по организации внимания показывают, что в ряде случаев невозможно "погасить" отвлечение внимания слабых детей на занятии. Есть основание полагать, что они им необходимы, как вдох и выдох. Опытные педагоги чувствуют, что слабому ребенку иногда надо дать передышку: он не может быть все время быть внимательным. Часто педагога и родители объясняют все неудачи старших дошкольников элементарно – ленью. В свое время К.Д. Ушинский писал, что: "Причина ленности большей частью скрывается в невнимательности, и, приучая ребенка к вниманию, мы большей частью направляем ленность". Одной из причин невнимательности ребенка является общее слабое состояние здоровья. Наблюдения показывают, что невнимательностью отличаются нервные, болезненные дети, страдающие малокровием и общим истощением нервной системы. Дети бывают рассеянными на занятиях также вследствие того, что они недосыпают, не регулярно питаются, вообще не соблюдают правильного режима дня. Но нередко вполне здоровые дети, живущие в нормальных условиях, проявляют невнимательность из-за недисциплинированности или из-за отсутствия заинтересованности в учебной деятельности. Причиной невнимательности могут быть также и бедность, неразвитость или неустойчивость "летучесть" интересов, отсутствие волевых качеств у ребенка. В каждом из этих случаев необходима, прежде всего
борьба с "основным заболеванием". Удается победить его – будет легче справиться и с невнимательностью. Невнимание дошкольника очень часто возникает из-за того, что он чего-то не понял, или, как говорят "потерял нить" в объяснении педагога. Но бывает и так, что ребенок стал рассеянным потому, что учебный материал для него слишком прост. Здесь уже невнимательность – результат отсутствия умственной активности в работе. У старших дошкольников также выделяют три причины возникновения внимания. Непроизвольное внимание привлекает какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель. Неожиданный сильный крик, влетевшая в открытое окно бабочка, смех за стеной – все подобные раздражители захватывают место главного очага возбуждения у старших дошкольников, становятся доминантными. Реакция на все новое, яркое, необычное очень сильна в этом возрасте. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Даже при сосредоточении внимания дети не замечают главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления. Наглядный образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дошкольники все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающее в сознании старших дошкольников образы, представления, вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозное влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то дети на первых порах и не замечают ее. С развитием и совершенствованием мышления дети все в большей степени становятся способными сосредотачивать свое внимание на главном, основном, существенном. Внимание старшего дошкольника тесно связано с мыслительной деятельностью – дошкольники не могут сосредотачивать свое
внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься своим делом. Необходимо трудное, непонятное сделать для старших дошкольников простым и доступным. Развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание. Сосредоточенность на чем-то может быть достигнута желанием самого ребенка усилием его воли. Поэтому произвольное внимание возникает у старших дошкольников тогда, когда им приходится преодолевать какие-то трудности, чтобы быть внимательными к чему-либо нужному. Произвольное внимание формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Как было показано Л.С. Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми – взрослым и ребенком. Первый выделяет объект среды, указывая на него и называя слова, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слова. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. В следствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Большое значение развитию произвольного внимания школьников придавал К.Д Ушинский. Он выступал против того, чтобы весь учебный был на интересе и занимательности: "Конечно, сделав занимательным свой занятие вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только, что занимает, но и то, что не занимает, делать ради удовольствия исполнять свои обязанности". В другом высказывании К.Д Ушинский подчеркивал, что "одного пассивного внимания еще не достаточно, и даже развитое преждевременно, чрезмерно и без содействия активного внимания…оно может превратиться в болезненное состояние души, делается какой-то бессильной, ленивой требует беспрестанно раздражения интересными рассказами или интересным чтением".Как показывают исследования советских психологов (Л.И Божович,
А.Н. Леонов и др.), развитие произвольного внимания в первые годы обучения происходит довольно интенсивно, если руководить этим процессом. Большое значение имеет развитие у старших дошкольников умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед учеником ставят взрослые, и, если необходимо взрослые оказывают помощь детям младшего школьного возраста. Высшей ступенью произвольного внимания является способность старшего дошкольника руководствоваться самостоятельно поставленными целями. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников идет в направлении от выполнения целей, которые ставят взрослые, к целям, которые ставит сам ребенок, контролирующий сам их выполнение. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у старших дошкольников за усвоение знаний. Старшие дошкольники а с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Ребенок без чувства ответственности внимательно работает только с интересным материалом. На протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возраста развивается и послепроизвольное внимание. Огромную роль начинает играть доминирующий очаг возбуждения. Ребенок быстро реагирует на то, что его интересует, что связано с его потребностями. Если ребенок увлекается чтением книги, послепроизвольное его внимание будет очень устойчивым, что связано с возникновением стойкого доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга. Послепроизвольное внимание детей основано на интересе, т.е. на том отношении к какому-то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче, которое выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явление более глубоко и разносторонне.
Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него. Внимание у разных людей и у одного и того же человека, но в различное время и в разных условиях отличается некоторыми особенностями или свойствами, от которых зависит протекание психических процессов, а также и сама деятельность человека. К числу этих особенностей внимания относится его объем, т.е. то количество объектов, которые человек может одновременно "схватить" с одинаковой ясностью. У старших дошкольников объем внимания значительно уже, чем у взрослых. Поэтому, если ему приходится сразу ознакомиться с двумя новыми буквами или цифровыми знаками и т.д., происходит "спутывание" воспринимаемых объектов. Широта охвата объектов в значительной степени зависит от знания объектов и от связи их друг с другом. Объем внимания зависит и от связей, которые образовались в мозгу в прошлом опыте человека, в особенности, если они возникли в результате восприятия материала, близкого в каком-либо отношении к тому, что воспринимается в данный момент. Благодаря этому старые и новые связи легко объединяются в единую систему, обеспечивающую большой объем внимания. Так, ученик, имеющий некоторое представление о принесенном на занятие предмете, скорее обратит внимание на все его детали, чем тот, кто видит этот предмет первый раз. Таким образом, чем шире у старшего дошкольника объем внимания, тем он больше схватывает из того, что ему объясняется и показывается на занятии, тем больше проявляет он наблюдательность. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что в педагогической практике необходимо учитывать ограниченность объема внимания дошкольников, не создавать для них непосильной нагрузки за счет избыточной информации. Нужно вести работу по расширению объема внимания дошкольников.
Одно из важных свойств внимания – концентрированность. Это свойство характеризует силу сосредоточения человека и определяется той силой нового раздражителя, которая необходима для погашения прежней доминанты и создания новой. У старших дошкольников внимание, обладающее большой силой концентрации, редкое явление. Чаще всего сила сосредоточения у них невелика. С физиологической точки зрения устойчивость внимания зависит от способности нервных клеток длительно находиться в деятельном состоянии. Как сосредоточенность, так и устойчивость зависят от особенностей объектов, на которые они направлены, от характера деятельности и от индивидуальных особенностей человека. Неустойчивость внимания часто возникает при действии посторонних высших раздражителей, отличающихся интенсивностью, вызывающих интерес, эмоции. Поэтому для большей концентрации и устойчивости внимания важным моментом является активность в трудовой или учебной деятельности. Плохо концентрируемое неустойчивое внимание проявляется в рассеянности. Быть рассеянным – значит не уметь надолго сосредоточиться легко на чем-то одном, значит легко и часто отвлекаться от того дела, которым занят. Неустойчивость внимания не следует смешивать с его переключаемостью, которая состоит в сознательном преднамеренном перемещении внимания с одного объекта на другой. Переключение внимания обеспечивает старшему дошкольнику быстрый переход от отдыха (на перемене) к напряженному труду (на занятии), от одного вида учебных занятий к другому, не тратя много усилий и времени на "вхождение в работу", на преодоление последствий предыдущей деятельности.
К свойствам внимания относится также отвлекаемость и колебания. Эти свойства проявляются непроизвольно, вопреки нашему желанию. Отвлечение во время работы необходимо преодолевать. Одновременное выполнение различных действий требует особого свойства, так называемого распределения внимания, позволяющего направлять его на разные объекты деятельности. Если мгновенные колебания внимания неизбежны, а переключения его необходимы, то продолжительные отвлечения от объекта представляют собой особое, как правило, отрицательное свойство внимания, называемое рассеянностью. Чтобы бороться с рассеянностью, необходимо знать причины ее вызывающие. Одна из наиболее часто встречающихся причин рассеянности у старших дошкольников – их легкое и быстро проявляющиеся утомление. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно- мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппарата. В.А. Сухомлинский считал, что приблизительно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учении – плохое состояние здоровья, которое ведет к тому, что у ребенка понижается способность к сосредоточенному умственному труду. В зависимости от причин, обуславливающих рассеянное состояние, можно различать два вида рассеянности. Первый вид рассеянности вызывается недостатком интенсивности внимания вообще, отсутствием его достаточной устойчивости к чему бы то ни было. Второй вид рассеянности обусловлен отвлечением от предметов и явлений вследствие очень сильной концентрированности внимания на каком-нибудь другом предмете. У старших дошкольников рассеянность первого вида бывает связана с общей слабостью организма или с недостатком дисциплинированности. Эта рассеянность вредно отражается на учебной работе.
Второй вид рассеянности мешает успешному обучению в тех случаях, когда доминирующие интересы старшего дошкольника лежат вне учебной работы. Имеются еще некоторые индивидуальные различия. Есть дети, у которых наиболее устойчивое внимание независимо от возраста проявляется в ранние часы. Это "жаворонки". У других пик активности внимания приходится на более позднее время. Это "совы". Экспериментальные исследования обнаруживают, что уровень основных свойств внимания в значительной степени определяется свойствами высшей нервной деятельности, которая в одних случаях способствует оптимальному развитию внимания, в других – ограничивает это развитие.


Яндекс.Метрика