Напоминание

"Здоровье - богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим"

Автор: Каршкова Надежда Васильевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №19 "Малышка"

Населённый пункт: г.Брянск

Наименование материала: статья

Тема: "Здоровье - богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим"

Описание:

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни - одна из главных задач воспитания и обучения в ДОУ. Комплексный подход в решении задач воспитания здорового ребенка, взаимосвязь всех средств физического, психического и нравственного воспитания с профилактическими мероприятиями, хорошая двигательная активность детей в течение дня. связь с семьей может дать только положительные результаты и поможет сформировать привычку к здоровому образу жизни.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4048

Опубликовано 20.07.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Из опыта работы «Здоровье – богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум.» /Древнегреческий историк, «отец истории» Геродот/ Самое драгоценное, что есть у человека – здоровье. С этим трудно не согласиться. Но последнее время состояние здоровья у детей дошкольного возраста вызывает большую тревогу. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России», «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Как же сохранить здоровье детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки ЗОЖ и когда это начинать? Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребенок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребенка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «физическое развитие» является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Считаю, что здоровье ребенка находится в прямой зависимости от имеющихся знаний у него о своем организме, от сформированности
осознанного отношения к себе, своему телу. Поэтому работу по воспитанию здорового ребенка построила на идеях педагогической валеологии.
Основной целью моей педагогической деятельности является
: развитие представлений детей о своем теле, воспитание бережного и осознанного отношения к своему организму. Провела первичную диагностику, с целью выявления знаний о своем организме, о значении правильного питания и личной гигиены. Согласно результатам исследований – 15% детей могут рассказать о том, что находится у них внутри и 10% называют части тела и их функции.
Для осуществления поставленной цели выдвинула ряд задач:
- создать и обогатить развивающую среду в группе; - разработать систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников; - способствовать развитию у детей определенного круга знаний и представлений о своем теле, развивать элементарные базовые знания по валеологии; - сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму. Для начала решила обустроить предметно – развивающую среду. В группе оборудовала «Уголок здоровья», где есть фабричное оборудование, но в основном – нестандартное , изготовленное руками воспитателей и родителей. Это мешочки для метания, кольцебросс, косички, мягкие кольца, разноцветные флажки, ленты и т.д. для укрепления дыхательной мускулатуры и профилактики застойных явлений в легких изготовила игры и пособия для надувания: это снежинки, бабочки, султанчики, вертушки и трубочки для бульканья. Для проведения подвижных игр были сделаны маски животных. Пополнила учебно – методическое обеспечение образовательного процесса: изготовила демонстрационный материал для фронтальных пособий, наглядно – дидактическое пособие «Изучая себя», пополнила иллюстрационный материал. Изготовила дидактические игры: «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины – полезные продукты», «Съедобное – несъедобное», «Одень по погоде». Оформила на стене и на полу схемы – шаблоны с «отпечатками стоп и рук» для удержания тела в правильном положении и формировании осанки. Для удобной работы были созданы картотеки утренней и дыхательной гимнастики, физкультминуток и гимнастики после сна, упражнения для профилактики плоскостопия, релаксационных упражнений.
В течение дня и после дневного сна, завершая «бодрящую гимнастику», я использую «дорожку здоровья или массажную дорожку для стоп. Потому что стопу можно сравнить с картой всего организма, так как на ней располагаются многочисленные нервные окончания. Как утверждал Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело». Дорожка здоровья представляет собой набор нестандартного оборудования: ребристая доска, доска с пробками, «змея» с пуговицами. Она выполняет различный надавливающий и колющий эффект на стопу.
Воспитание культурно – гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле, чихании. Режимные моменты использую для формирования и закрепления у детей санитарно – гигиенических навыков. Каждый режимный момент для меня это временный ориентир к постепенной смене деятельности Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми. Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой мои воспитанники начинают осознавать: почему именно так надо умываться, чистить зубы, мыть руки, зачем нужен сон и зарядка, проветривание помещения, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот.
Прекрасная возможность для развития двигательной активности имеется на прогулке. В холодное время года мы гуляем 2 раза в день, а в теплое – 4 раза. На прогулке я провожу подвижные игры на разные виды движений (бег, прыжки, равновесие, метание и т. д.), игры малой подвижности и индивидуальные упражнения со спортивным оборудованием. Например, в играх «Выпрями ноги», «Лиса и куры», «Перепрыгни через ручей», «Лягушки на болоте» мы учимся с детьми выполнять разнообразные прыжки и подскоки, развиваем мышцы ног. В таких упражнениях, как «Аист», «Перетягивание», «Пастухи и овцы», «Не урони мешочек» мы учимся сохранять правильное положение осанки, держать корпус. Ежедневно я планирую на прогулке подвижные игры на развитие ловкости, быстроты движений, выносливости, находчивости, такие как «Не урони мяч», «Кто быстрее добежит», «Ловишка с мячом», «Займи свой домик», различные игры – эстафеты. А также труд в природе обеспечивает двигательную активность.
Специально организованное обучение – это занятия познавательного характера, они включались в раздел «Познавательное развитие» 1 раз в месяц. На занятиях формировала представления детей о человеке, его организме и здоровье, об образе жизни, о безопасном поведении в быту и природе. Знакомила детей с элементарными научными знаниями о внешнем строении человека, внутренних органах, с основой первой помощи. При знакомстве с частями тела человека, старалась подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. Беседы: «Если хочешь быть здоров», «Я и дорога», «Как избежать неприятностей» планировала в первую или во вторую половину дня. В уголок природы старалась подобрать растения со специфической экологической значимостью: - амаралис, бегония – уничтожают микробы; - аспидистра, алоэ – нейтрализует действие газов; - папоротник – увлажняет воздух; - хлорофитум – очищает химический состав воздуха. В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени, поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду имеет большое значение для правильного развития дошкольника. Основа здоровой среды – это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной обстановки в группе.
Здоровьесберегающая и развивающая среда способствует укреплению здоровья детей, закреплению знаний, умений и навыков. Как подтверждает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети – родители – педагоги». Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Для этого я использовала разнообразные формы работы: - родительские собрания на темы «Задачи воспитания и обучения по возрастам», «Приобщение детей к здоровому образу жизни» и другие; - проводила консультации индивидуальные и групповые по поводу питания и закаливания детей; - анкетирование родителей на темы здоровьесбережения детей; - в ширмах, папках передвижках выставляла статьи «Если у ребенка ОРВИ», «Если ребенок отравился», «Предупреждение нарушений и утомления зрения», «Как выработать правильную осанку», «Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка»; - создание валеологической газеты «Игры с острова здоровья», «Зарядка, которую хочется делать» и другие; - привлечение родителей к изготовлению атрибутов. Комплексный подход в решении задач воспитания здорового ребенка, взаимосвязь всех средств физического воспитания с профилактическими мероприятиями, хорошая двигательная активность детей в течение дня, связь с семьёй дает положительные результаты. И хотя я в своей работе столкнулась с такими трудностями, как: недостаточная материальная база, недостаточное методическое обеспечение работы по воспитанию здорового ребенка, в целом я довольна своей деятельностью и полученными результатами. Таким образом, погружая детей в мир познания самого себя и других, обеспечивая радостное совместное проживание ребенком и педагогом изучаемого эмоционально – образного материала и способствует в конечном счете открытию ребенком самого себя, своего множественного «Я». Подводя итог, можно сказать, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских коллективах, активно приобщает родителей дошкольников к работе по укреплению их здоровья. Хочется закончить словами Г.Доман: «Высокоразвитый человеческий интеллект берет свое начало в человеческих движениях».


Яндекс.Метрика