"Здоровье - богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим"
Автор: Каршкова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Малышка"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровье - богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим"
Описание:
Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни - одна из главных задач воспитания и обучения в ДОУ. Комплексный подход в решении задач воспитания здорового ребенка, взаимосвязь всех средств физического, психического и нравственного воспитания с профилактическими мероприятиями, хорошая двигательная активность детей в течение дня. связь с семьей может дать только положительные результаты и поможет сформировать привычку к здоровому образу жизни.
Из опыта работы
«Здоровье – богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим»
«Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы, бесполезно богатство
и бессилен разум.»
/Древнегреческий историк, «отец истории» Геродот/
Самое драгоценное, что есть у человека – здоровье. С этим трудно не
согласиться. Но последнее время состояние здоровья у детей дошкольного
возраста вызывает большую тревогу. Данные разных исследований
показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников
уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей,
поступающих в школу.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных
стратегических задач развития страны. Она регламентируется и
обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ
«Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии
населения», а также Указами Президента России», «О неотложных мерах по
обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении
основных направлений государственной социальной политики по улучшению
положения детей в Российской Федерации» и др.
Как же сохранить здоровье детей, каким образом способствовать
формированию физической культуры ребенка, как привить навыки ЗОЖ и
когда это начинать?
Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека.
Формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых
целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только
здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст
является решающим в формировании фундамента физического и
психического здоровья. До семи лет ребенок проходит огромный путь
развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в
этот период идет интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма, закладываются основные черты
личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Именно
поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребенка к заботе о своем
здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в
саморазвитии и самосохранении.
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области
«физическое развитие» является становление ценностей здорового образа
жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Считаю, что здоровье ребенка находится в прямой зависимости от
имеющихся знаний у него о своем организме, от сформированности
осознанного отношения к себе, своему телу. Поэтому работу по воспитанию
здорового ребенка построила на идеях педагогической валеологии.
Основной целью моей педагогической деятельности является : развитие
представлений детей о своем теле, воспитание бережного и осознанного
отношения к своему организму.
Провела первичную диагностику, с целью выявления знаний о своем
организме, о значении правильного питания и личной гигиены. Согласно
результатам исследований – 15% детей могут рассказать о том, что находится
у них внутри и 10% называют части тела и их функции.
Для осуществления поставленной цели выдвинула ряд задач:
- создать и обогатить развивающую среду в группе;
- разработать систему мероприятий, направленных на сохранение и
укрепление здоровья дошкольников;
- способствовать развитию у детей определенного круга знаний и
представлений о своем теле, развивать элементарные базовые знания по
валеологии;
- сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному
отношению к своему организму.
Для начала решила обустроить предметно – развивающую среду.
В группе оборудовала «Уголок здоровья», где есть фабричное оборудование,
но в основном – нестандартное , изготовленное руками воспитателей и
родителей. Это мешочки для метания, кольцебросс, косички, мягкие кольца,
разноцветные флажки, ленты и т.д. для укрепления дыхательной мускулатуры
и профилактики застойных явлений в легких изготовила игры и пособия для
надувания: это снежинки, бабочки, султанчики, вертушки и трубочки для
бульканья. Для проведения подвижных игр были сделаны маски животных.
Пополнила учебно – методическое обеспечение образовательного
процесса: изготовила демонстрационный материал для фронтальных
пособий, наглядно – дидактическое пособие «Изучая себя», пополнила
иллюстрационный материал. Изготовила дидактические игры: «Собери
человека», «Здоровая пища», «Витамины – полезные продукты», «Съедобное
– несъедобное», «Одень по погоде». Оформила на стене и на полу схемы –
шаблоны с «отпечатками стоп и рук» для удержания тела в правильном
положении и формировании осанки.
Для удобной работы были созданы картотеки утренней и дыхательной
гимнастики, физкультминуток и гимнастики после сна, упражнения для
профилактики плоскостопия, релаксационных упражнений.
В течение дня и после дневного сна, завершая «бодрящую гимнастику», я
использую «дорожку здоровья или массажную дорожку для стоп. Потому что
стопу можно сравнить с картой всего организма, так как на ней
располагаются многочисленные нервные окончания. Как утверждал
Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело».
Дорожка здоровья представляет собой набор нестандартного оборудования:
ребристая доска, доска с пробками, «змея» с пуговицами. Она выполняет
различный надавливающий и колющий эффект на стопу.
Воспитание культурно – гигиенических навыков предусматривает
формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за
полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при
кашле, чихании. Режимные моменты использую для формирования и
закрепления у детей санитарно – гигиенических навыков. Каждый режимный
момент для меня это временный ориентир к постепенной смене деятельности
Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и
образовательных занятий с детьми. Для детей это просто необходимая и
увлекательная деятельность, в результате которой мои воспитанники
начинают осознавать: почему именно так надо умываться, чистить зубы,
мыть руки, зачем нужен сон и зарядка, проветривание помещения, прогулки,
почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой,
полоскать рот.
Прекрасная возможность для развития двигательной активности имеется на
прогулке. В холодное время года мы гуляем 2 раза в день, а в теплое – 4 раза.
На прогулке я провожу подвижные игры на разные виды движений (бег,
прыжки, равновесие, метание и т. д.), игры малой подвижности и
индивидуальные упражнения со спортивным оборудованием. Например, в
играх «Выпрями ноги», «Лиса и куры», «Перепрыгни через ручей»,
«Лягушки на болоте» мы учимся с детьми выполнять разнообразные прыжки
и подскоки, развиваем мышцы ног. В таких упражнениях, как «Аист»,
«Перетягивание», «Пастухи и овцы», «Не урони мешочек» мы учимся
сохранять правильное положение осанки, держать корпус. Ежедневно я
планирую на прогулке подвижные игры на развитие ловкости, быстроты
движений, выносливости, находчивости, такие как «Не урони мяч», «Кто
быстрее добежит», «Ловишка с мячом», «Займи свой домик», различные
игры – эстафеты.
А также труд в природе обеспечивает двигательную активность.
Специально организованное обучение – это занятия познавательного
характера, они включались в раздел «Познавательное развитие» 1 раз в
месяц. На занятиях формировала представления детей о человеке, его
организме и здоровье, об образе жизни, о безопасном поведении в быту и
природе. Знакомила детей с элементарными научными знаниями о внешнем
строении человека, внутренних органах, с основой первой помощи. При
знакомстве с частями тела человека, старалась подвести детей к пониманию
того, что люди должны заботиться о своем теле. Беседы: «Если хочешь быть
здоров», «Я и дорога», «Как избежать неприятностей» планировала в первую
или во вторую половину дня.
В уголок природы старалась подобрать растения со специфической
экологической значимостью:
- амаралис, бегония – уничтожают микробы;
- аспидистра, алоэ – нейтрализует действие газов;
- папоротник – увлажняет воздух;
- хлорофитум – очищает химический состав воздуха.
В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени,
поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду
имеет большое значение для правильного развития дошкольника. Основа
здоровой среды – это прежде всего создание благоприятных гигиенических,
педагогических и эстетических условий и комфортной обстановки в группе.
Здоровьесберегающая и развивающая среда способствует укреплению
здоровья детей, закреплению знаний, умений и навыков.
Как подтверждает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная
программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не
решаются совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано
сообщество «дети – родители – педагоги». Именно детский сад является
местом педагогического просвещения родителей. Для этого я использовала
разнообразные формы работы:
- родительские собрания на темы «Задачи воспитания и обучения по
возрастам», «Приобщение детей к здоровому образу жизни» и другие;
- проводила консультации индивидуальные и групповые по поводу питания и
закаливания детей;
- анкетирование родителей на темы здоровьесбережения детей;
- в ширмах, папках передвижках выставляла статьи «Если у ребенка ОРВИ»,
«Если ребенок отравился», «Предупреждение нарушений и утомления
зрения», «Как выработать правильную осанку», «Дыхательная гимнастика и
здоровье ребенка»;
- создание валеологической газеты «Игры с острова здоровья», «Зарядка,
которую хочется делать» и другие;
- привлечение родителей к изготовлению атрибутов.
Комплексный подход в решении задач воспитания здорового ребенка,
взаимосвязь всех средств физического воспитания с профилактическими
мероприятиями, хорошая двигательная активность детей в течение дня, связь
с семьёй дает положительные результаты.
И хотя я в своей работе столкнулась с такими трудностями, как:
недостаточная материальная база, недостаточное методическое обеспечение
работы по воспитанию здорового ребенка, в целом я довольна своей
деятельностью и полученными результатами.
Таким образом, погружая детей в мир познания самого себя и других,
обеспечивая радостное совместное проживание ребенком и педагогом
изучаемого эмоционально – образного материала и способствует в конечном
счете открытию ребенком самого себя, своего множественного «Я».
Подводя итог, можно сказать, что внедрение в обучение
здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей
заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских
коллективах, активно приобщает родителей дошкольников к работе по
укреплению их здоровья.
Хочется закончить словами Г.Доман: «Высокоразвитый человеческий
интеллект берет свое начало в человеческих движениях».