Напоминание

"Витаминный огород"

Автор: Рожина Татьяна Викторовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКДОУ "Маминский детский сад"

Населённый пункт: с.Маминское, Каменский район, Свердловская область

Наименование материала: познавательно- исследовательский проект

Тема: "Витаминный огород"

Описание:

Создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности по выращиванию огородных растений.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4049

Опубликовано 21.07.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Познавательно-исследовательский проект

"Витаминный огород"
Срок реализации: февраль, март, апрель 2016 г. Участники проекта: дети 2-4 лет ; педагоги; родители.
Тип, вид проекта:
По методу: познавательно- исследовательский По содержанию: сохранение и укрепление здоровья детей По количеству участников: коллективный (участвуют дети 2- 4 лет, педагоги, родители) ; По продолжительности: средний.
Актуальность
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы. Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана! Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания «Витаминного огорода».
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
 формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;  расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;  привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
 развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;  воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;  активизировать речь и обогащать словарь детей;  развивать эмоциональную отзывчивость;  формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Предполагаемые результаты:
1. У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними. 2. Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. 3. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. 4. Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей. 5. Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде. 6. Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.
Взаимодействие с родителями.
Цель: Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.
Ход

проекта

I

этап



Подготовительный

1) Выбор темы
Во время работы в природном уголке дети замечают стаканчик с семенами, и тут же у них возникает вопрос: «Что это за семечки?». Мой ответ, что это семена, с помощью которых можно вырастить целый огород, например на нашем окне, очень удивил детей. Возникло обсуждение между детьми по вопросу: «Как посадить эти семечки?» «Как можно вырастить урожай на нашем окне?» Отсюда и возникла тема «Огород на окне». Были заданы вопросы:
Что знаем?

Что хотим узнать?

Как можем найти ответы?
1. Урожай растет на 1. Где растут растения? 1. Спросить у родителей,
земле; 2. Урожай бывает разными: овощи, фрукты 3. У растений есть листья. 4. Растения растут на улице только летом. 5. В огороде выращиваем овощи. 6. Из овощей варят суп. 7. Овощи полезные. 2. Откуда берутся растения? 3. Как посадить семечко? 4. Как правильно ухаживать за растениями? 5. Как появляются корешки? 6. Из чего состоят растения? бабушек, дедушек. 2. Прочитать книжки. 3. Рассмотреть иллюстрации с изображением растений. На основе детских высказываний спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.
Возможные проекты
 Создание коллекции семян.  Посев семян.  Опыты, эксперименты «Лаборатория огородных наук».  Выращивание растений.  Создание альбома при участии родителей «Родом с огорода» Изучив интересы детей, был проведен ряд мероприятий.
2) Мероприятия
 Изготовить алгоритмы ухода за растениями,  дневник наблюдения за растениями.  Оформление уголка с дидактическими играми,
 Коллекцией семян  Сделать подборку стихов и загадок об овощах.  Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование)  Разбивка огорода на подоконнике.  Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
Работа с родителями
 Родительское собрание «Участвуем в проекте «Витаминный огород».  Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»  С помощью родителей собрать коллекцию семян.  С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек
.
 Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.  Наполнение уголка природы комнатными растениями.
II этап – Исследовательский
 Проведение мероприятий плана проекта (элементарные научные сведения) НОД по изучению культурных растений в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей (чтение художественной литературы, беседы, игровые обучающие ситуации, ситуативные разговоры, рассказы, образовательные ситуации, рассматривание репродукций, составление рассказов, пересказы).  Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений. Дети наблюдали за ростом растений, проводили эксперименты и опыты с последующим фиксированием результатов.  Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей.  В процессе реализации проекта были использованы разные виды игр с детьми: дидактические, настольные, строительные, театрализованные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, игры драматизации.
Реализация проекта

Мини-проект «Все начинается с семечки»
Цель: рассматривание внешнего вида семян. Сходство и различие. Роли: исследователи, изобретатели, дизайнеры.
Конечный продукт:
Создание коллекции семян.

Действия вне детского сада:
предложить родителям с детьми рассмотреть разнообразие видов семян. 
Мини-проект «Путешествие внутрь грядки»
Цель: рассмотреть из чего состоит почва. Роли: огородники, садоводы, исследователи.
Конечный продукт
: Посев семян.
Действия вне детского сада:
посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Вспомнить, как выглядят грядки в огороде. 
Мини-проект «Знакомьтесь, дети – я лучок!» совместно с родителями (дома посадить

лук и украсить тару)
Роли: огородники, изобретатели, рассказчики, слушатели, дезайнеры, исследователи.
Конечный продукт:
Выращенный лук, рассказы детей о проделанной дома работе. Фотовыставка.
Действия вне детского сада:
предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди. 
Мини-проект «Лаборатория огородных наук» (в течение всего проекта)
Роли: лаборанты, исследователи
Конечный результат:
в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает горох, бобы,огурци, кабачок, а так же сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло.
Действия вне детского сада:
порекомендовать родителям дома посадить семечко для дальнейшего наблюдения за ним. Привлекать детей к ухаживанию за комнатными растениями. 
Мини-проект «Создание альбома » совместно с родителями (создать дома одну

страничку с любимым овощем)
Роли: создатели, исследователи, оформители, рассказчики, слушатели.
Конечный продукт:
создание альбома «Родом с огорода» - (рассказ об овоще, загадки, пословицы, стихи, рецепты приготовления)
Действия вне детского сада:
предложить родителям рассмотреть дома книги, рассказав об их разнообразии (бывают книги со сказками, стихами, загадками). 
Мини-проект
«Вот веселый огород, что здесь только не растет!» Роли: садоводы, огородники, исследователи.
Конечный результат:
Выращенные растения.
Действия вне детского сада:
посоветовать родителям и другим родственникам рассказать и показать детям, как они выращивают овощи в огороде, какие инструменты им в этом помогают. Предлагать детям посильную работу.

III этап – Заключительный)

Презентация проекта
1. Просмотр презентации «Наш веселый огород» совместно с родителями 2. Игровая программа «Веселые пчелки» 3. Вручение дипломов за участие в проекте. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Выводы:
Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними. Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно- исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Использованная литература
: 1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» 2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников» 3. Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.


Яндекс.Метрика