Языковая социализация детей дошкольного возраста
Старостина Т.В.
МБДОУ «ЦРР-д/с «Кунчээн» с. Дябыла Чурапчинский улус РС («Я)
Первую духовную пищу ребенку дает родной язык. Родной язык определяет
самобытность и культуру народа, является практически единственным этнообразующим
фактором.
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает
потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от
потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и
сотрудничеству.
В процессе общения передается и усваивается социальный опыт.
Сегодня часто отмечается ограниченность общения детей. у них не хватает социального
опыта. Многие выпускники детского сада, имея неплохие стартовые условия по уровню
знаний и умений, теряются именно из-за недостаточной языковой и социальной зрелости.
Исходя, из этого мы поставили задачу расширить языковую социализацию детей в связи с
возрастанием потребности общества в формировании социально-ответственной активной
личности.
В своей работе мы, в первую очередь, привлекаем родителей. Проводятся групповые,
индивидуальные беседы и консультации на разнообразные темы. Например, о применении
народных пословиц, загадок, поговорок, народных игр, развивающих находчивость,
фантазию, о значении олонхо в воспитании детей. Стало традицией совместное с
родителями проведение развлечений, тематических недель. Например, «Олонхо дьоро
киэьэтэ», «Ыьыах», «Кунчээнэ Куо», «Байанай» и.т.д.
В детском саду проводится много интересных мероприятий, ставших традиционными.
Проводим конкурсы чтецов, сказочников, дети выступают с мини докладами,
поздравлениями, авторскими комплиментами (хоьуйуу), мальчики воспевают доброту
природную красоту девочек, а девочки- мужество и силу своих сверстников.
Экскурсии являются одним из ведущих форм реализации проекта языковой социализации
детей. Дети учатся культуре общения со сверстниками и взрослыми, выполнять
требования речевого этикета.
Пешеходные экскурсии по селу проводятся с целью ознакомления с предприятиями
наслега. Экскурсии исследования - ознакомления с природой. Дети ведут наблюдения,
исследования. Культурно образовательные экскурсии- для ознакомления с историей
наслега, улуса.
Знакомство с замечательными людьми наслега повышает интерес детей к профессиям,
вызывает уважение к старшим, их труду. В нашем селе живут и трудятся 9 народных
мастеров. Они являются знатоками и носителями народной культуры. Они приходят в
детский сад 2 раза в месяц, знакомят и приучают детей к исконно традиционным
ремеслам: например, плетение из конского волоса, аппликации из ткани «Шахмат». В
школе «Субэьит» (мудрецы) дети общаются с бабушками и дедушками, которые передают
им свой богатый жизненный опыт, приучая к бережному обращению со словом.
Организуемые ими вечера сказок, загадок способствуют речевому развитию детей.
Педагогика бабушек и дедушек играет большую роль в воспитании детей, учит их
честности, милосердию, гуманности.
Целенаправленная работа дает положительные результаты. Наши воспитанники стали
более открытыми, общительными. По отзывам учителей у детей на достаточном уровне
сформирована эмоционально- мотивационная установка по отношению к себе.
Сверстникам и окружающим. На более высоком уровне у них развита способность
уважать и понимать окружающих, умение выражать себя через общение.
Литература:
1.
Афанасьев Л.А. Сиэрдээх буолуу.- Дьокуускай, 1993.-46с.
2.
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников.- Москва, 2011.
3.
Волков Г.Н Якутские этнопедагогические этюды /Сост. А.А. Григорьева.-Якутск:
Кудук, 1998.-76с.
4.
Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение айыы: Школа кут-сур.-Якутск, 1994.
5.
ШипицынаЛ.М., Заширинская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения.
—СПб, 1998.