Напоминание

Языковая социализация детей дошкольного возраста

Автор: Старостина Татьяна Васильевна

Должность: педагог

Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-дс "Кунчээн"

Населённый пункт: с. Дябыла

Наименование материала: статья

Тема: Языковая социализация детей дошкольного возраста

Описание:

опыт работы по развитию социализации у детей дошкольного возраста

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4055

Опубликовано 27.07.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Языковая социализация детей дошкольного возраста Старостина Т.В. МБДОУ «ЦРР-д/с «Кунчээн» с. Дябыла Чурапчинский улус РС («Я) Первую духовную пищу ребенку дает родной язык. Родной язык определяет самобытность и культуру народа, является практически единственным этнообразующим фактором. Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. В процессе общения передается и усваивается социальный опыт. Сегодня часто отмечается ограниченность общения детей. у них не хватает социального опыта. Многие выпускники детского сада, имея неплохие стартовые условия по уровню знаний и умений, теряются именно из-за недостаточной языковой и социальной зрелости. Исходя, из этого мы поставили задачу расширить языковую социализацию детей в связи с возрастанием потребности общества в формировании социально-ответственной активной личности. В своей работе мы, в первую очередь, привлекаем родителей. Проводятся групповые, индивидуальные беседы и консультации на разнообразные темы. Например, о применении народных пословиц, загадок, поговорок, народных игр, развивающих находчивость, фантазию, о значении олонхо в воспитании детей. Стало традицией совместное с родителями проведение развлечений, тематических недель. Например, «Олонхо дьоро киэьэтэ», «Ыьыах», «Кунчээнэ Куо», «Байанай» и.т.д. В детском саду проводится много интересных мероприятий, ставших традиционными. Проводим конкурсы чтецов, сказочников, дети выступают с мини докладами, поздравлениями, авторскими комплиментами (хоьуйуу), мальчики воспевают доброту природную красоту девочек, а девочки- мужество и силу своих сверстников. Экскурсии являются одним из ведущих форм реализации проекта языковой социализации детей. Дети учатся культуре общения со сверстниками и взрослыми, выполнять требования речевого этикета. Пешеходные экскурсии по селу проводятся с целью ознакомления с предприятиями наслега. Экскурсии исследования - ознакомления с природой. Дети ведут наблюдения, исследования. Культурно образовательные экскурсии- для ознакомления с историей наслега, улуса. Знакомство с замечательными людьми наслега повышает интерес детей к профессиям, вызывает уважение к старшим, их труду. В нашем селе живут и трудятся 9 народных мастеров. Они являются знатоками и носителями народной культуры. Они приходят в детский сад 2 раза в месяц, знакомят и приучают детей к исконно традиционным
ремеслам: например, плетение из конского волоса, аппликации из ткани «Шахмат». В школе «Субэьит» (мудрецы) дети общаются с бабушками и дедушками, которые передают им свой богатый жизненный опыт, приучая к бережному обращению со словом. Организуемые ими вечера сказок, загадок способствуют речевому развитию детей. Педагогика бабушек и дедушек играет большую роль в воспитании детей, учит их честности, милосердию, гуманности. Целенаправленная работа дает положительные результаты. Наши воспитанники стали более открытыми, общительными. По отзывам учителей у детей на достаточном уровне сформирована эмоционально- мотивационная установка по отношению к себе. Сверстникам и окружающим. На более высоком уровне у них развита способность уважать и понимать окружающих, умение выражать себя через общение. Литература: 1. Афанасьев Л.А. Сиэрдээх буолуу.- Дьокуускай, 1993.-46с. 2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников.- Москва, 2011. 3. Волков Г.Н Якутские этнопедагогические этюды /Сост. А.А. Григорьева.-Якутск: Кудук, 1998.-76с. 4. Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение айыы: Школа кут-сур.-Якутск, 1994. 5. ШипицынаЛ.М., Заширинская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. —СПб, 1998.


Яндекс.Метрика