"Подготовка к обучению в школе с учетом индивидуальных особенностей (леворукость) "
Автор: Попова Ольга Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ НШ "Перспектива" г. Сургут
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменской обл
Наименование материала: конспект открытого занятия
Тема: "Подготовка к обучению в школе с учетом индивидуальных особенностей (леворукость) "
Описание:
С целью коррекции трудностей леворуких воспитанников при подготовке к обучению в школе разработала авторскую профилактическую психолого-педагогическую программу "Раз-два, левой!". Предлагаю конспект занятия, проводимого педагогом-психологом с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе.
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия
«День рождение у куклы»
Цель:
подготовка леворуких детей старшего дошкольного возраста к
обучению в школе.
Задачи:
развивающие:
- развитие зрительной памяти и зрительно-моторной координации.
- развитие произвольного внимания
- развитие мелкой моторики
- развитие зрительно-пространственных представлений
- развитие фонематичекого слуха и навыков звуко-буквенного анализа
формирующие:
- формировать умение работать в команде
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять
ее самостоятельно.
Методические приемы:
- игровой (использование сюрпризных моментов)
- наглядный (использование игрового поля)
- словесный (напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей)
Материалы и оборудование:
– игрушка «Кукла»;
– ксерокопии лабиринта, цветка
– счетные палочки;
– карандаши;
–
игровое поле, мелкие магнитные фигурки Куклы,
Щенка, Кота-Котофеича,
Медвежонка и Малыша;
- карточки с цветным изображением фруктов , овощей, сладостей.
Содержание организационной деятельности детей:
(педагог-психолог привлекает внимание детей к присутствующим гостям,
приглашает их встать полукругом на ковре)
Педагог-психолог: Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости. Я
предлагаю вам поздороваться с ними необычным способом – подарить каждому
гостю свою улыбку. Сегодня мы начинаем наше занятия с игры «Ветер дует на…»
Давайте сейчас все вместе изобразим ветер: сделаем вдох, а
на медленном
выдохе мы всей ладонью будем прерывать воздушную струю так, чтобы
получился звук ветра. Сначала мы это выполним правой рукой, а затем - левой.
Повторим это действие по 3 раза каждой рукой. Молодцы!
Ребята, посмотрите. К нам в гости сегодня пришла Кукла, давайте с ней
поздороваемся и познакомимся.
Дети: Как тебя зовут?
Кукла: меня зовут Танюша.
Педагог-психолог: Посмотрите, она какая-то грустная. Давайте спросим у
нее, что случилось.
Дети: Что с тобой, Танюша?
Кукла: У меня сегодня день рождение, и мне бы очень хотелось, чтобы мои
желания волшебным образом исполнялись.
Педагог-психолог: Не расстраивайся, Танюша. Сейчас мы с детьми что-
нибудь придумаем. Предложить детям подумать о том, как помочь Танюше.
1. Упражнение «Золотая рыбка»
Цель : развитие мелкой моторики
Педагог-психолог: Попробуйте выложить с помощью палочек фигуру
рыбки. При этом на каждое слово стихотворения выкладываем по палочке.
Рыбка в сети к нам попалась,
И мы сразу догадались: Это рыбка – золотая,
Все желанья исполняет.
(повторить упражнение другой рукой).
Педагог-психолог: Танюша, каким же будет твое первое желание?
Кукла: я очень хотела, чтобы мне подарили цветы.
Педагог-психолог: Ребята, поможем ей? (ответы детей).
2. Упражнение «Цветок»
Цель: развитие зрительной памяти и зрительно-моторной координации.
Педагог-психолог: Дети, давайте нарисуем цветок для нашей именинницы.
Перед вами лежит лист бумаги, на котором уже нарисован цветок. Ваша задача,
глядя на образец, нарисовать такой же.
Кукла: Ребята, какие вы молодцы, спасибо! Неужели и второе желание мое
исполнится?!
Педагог-психолог: каким оно будет, Танюша?
Кукла: мне бы хотелось встретиться со своими друзьями.
Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь ей?
(ответы детей).
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, наша гостья заметно повеселела.
Кукла: но как же они меня найдут?
Педагог-психолог: дети вновь помогут тебе, правда, ребята? (ответы детей).
Посмотрите, сколько гостей спешат поздравить Танюшу с днем рожденья! Это:
Щенок, Кот-Котофеич, Медвежонок и Малыш.
Педагог-психолог предлагает детям
разбиться на пары для выполнения упражнения.
3. Упражнение «В гости»
Цель: развитие способности ориентироваться в направлениях пространства
и местоположении предметов в пространстве
Описание выполнения упражнения:
На доске крепится игровое поле размером А2, расчерченное на 28 квадратов.
Произвольно выбирается квадрат, в котором размещается фигурка Куклы, фигурки
Щенка, Кота-Котофеича, Медвежонка и Малыша размещаются по краям поля в
произвольном порядке. К кукле ведет много дорожек, и каждый гость должен
пройти своей дорожкой. Педагог-психолог предлагает первой паре детей
приступить к выполнению задания. Для этого, один ребенок остается за столом и
«прокладывает» маршрут одному из гостей, указывая только направление и
количество клеток. Причем, направление может быть только вправо, влево, вверх
и вниз. А второй - находясь у доски, выполняет команды своего товарища.
В
результате выполненного задания Щенок, Кот-Котофеич, Медвежонок и Малыш
встречаются в одном квадрате с куклой.
4. Педагог-психолог: вот и собрались все гости вместе. Пора подумать и об
угощенье.
Дидактическая игра «Угощенье»
Цель: формирование фонематичекого слуха и навыков звуко-буквенного анализа.
Описание выполнения упражнения:
Педагог-психолог обращает внимание детей на то, что на столе разложены
карточки с изображением фруктов, овощей, сладостей, и предлагает детям
накрыть праздничный стол, поставив на него те сладости, где присутствует звук
«Р»: варенье, торт, рулет, мороженое, пироженое, абрикос, баранки, груши,
мандарины и т. д.
5. Педагог-психолог: Ребята, мы с вами хорошо сегодня потрудились: сделали
подарок Танюше подарили ей цветы, помогли ей встретиться с гостями и даже
позаботились об угощенье. Я вам предлагаю отправиться в небольшое
путешествие. Для этого мы пройдем с вами на ковер.
Упражнение «Водопад»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Описание: Мы ложимся на волшебный ковер-самолет, он плавно поднимает
и несет нас по небу, тихонечко нас покачивает, убаюкивает. Ветерок нежно
обдувает наши усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома,
леса, реки, озера…! Постепенно наш ковер-самолет начинает снижение и
приземляется в нашей комнате. Потягиваемся, делаем глубокий вдох-выдох и
открываем глаза, садимся.
На сегодня наше занятие закончилось. До новых встреч.