Орлова Ольга Викторовна
Зачем ребёнку строить?
Россия, Самарская область, город Чапаевск, Государственное бюджетное
образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Чапаевский губернский колледж»
Все мы - индивиды, и наша индивидуальность открывает нам
перспективы к тому, чтобы стать личностью, но просто индивидуальности не
хватает!
Все люди на земле-индивиды, так как таких, как они, больше не
существует. «Людей неинтересных в мире нет
И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и
первый бой... Все это забирает
он с собой. Таков закон безжалостной игры
»
Личности - люди с особым характером, с особыми принципами, многим за всю
свою жизнь так и не удаётся стать личностью, т.е. человеком, несущим
ответственность за свою деятельность и придерживающимся моральных
принципов.
Человек-творец. Что может быть чудеснее? Разве что его творения -
египетские пирамиды и Колизей, Храм Христа Спасителя и афинский
Акрополь, а также многие другие - удивительные, вдохновляющие
и будоражащие воображение.
Зачем людям строить?
Взрослым — чтобы жить. Ибо шалаш остался местом отдыха и
подростковой романтики. А ребенку? В том числе, чтобы не плодить
архитектурных монстров, когда подрастет.
У владельцев «замков»-10-ти и 14-ти этажных домов, конструкторов
современного «зодчества», похоже, не было в детстве хороших строительных
наборов и конструкторов, родители вряд ли уделяли много внимания их
образованию. Иначе у современников их «культурного безобразия» не рябило
бы в глазах от «архитектурных фантазий» на бескрайних российских просторах.
Но на контроль не возьмешь и на вид не поставишь. Чего, однако, и не
требуется.
Впрочем, специфические творения «нахальных денег» встречаются и на
других концах света. Но там, в своих средневеково-рыцарских изысках,
человек, не связанный издержками воспитания, «отрывается» по полной
программе.
Шедевры архитектуры, ослепительное великолепие, чудесное зрелище.
Тем, кто это видел, кажется исключительным, тем, кто о них слышал, --
невероятным
.
Мечта о собственном замке — одна из тех, что появляются еще в раннем
детстве и иногда сопровождают человека всю жизнь. И вот что интересно: чем
больше у человека волшебных замков в детстве, тем более защищен он во
взрослой жизни, тем спокойнее ориентируется в сложности жизненных
выборов.
На вопрос «Зачем ребенку строить?» детская психология накопила много
разных ответов. В учебниках и умных книжках для педагогов, психологов и для
родителей часто пишут о конструктивной деятельности дошкольников. Пишут,
что в конструировании так же, как и в других видах продуктивной детской
деятельности (рисовании, лепке, аппликации), происходит развитие восприятия
и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Попробуем
разобраться, что происходит, когда ребенок строит башни и экспериментирует
со свойствами объектов. Например, когда он пытается приладить
параллелепипед на вершину призмы, а сверху пристроить цилиндр — идет
процесс познания мира и одновременного становления тех психических
функций, которые это познание обеспечивают. Когда ребенок сначала делает
чертеж, а потом согласно своему авторскому замыслу возводит игрушечный,
ненастоящий дом — он учится думать. Когда соотносит реальный и
моделируемый мир, формируется его сознание. А когда опробует возможные
варианты, крутит их в уме или на бумаге, пытаясь найти что-то неожиданное и
необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному
отношению к своей конструкции, мы говорим о решении творческих задач. С
этого момента, находясь в пространстве объема и формы, ребенок осваивает и
пропускает через себя свойства гармонии и принципы оригинальности,
накопленные человечеством
Ребенок учится действовать и думать сообразно тем законам и правилам,
которые были открыты и установлены задолго до него. Включается и обживает
тот мир, в который ему предстоит встраиваться и который ему, по всей
вероятности, придется изменять. А пока изменяется он сам.
Конструирование дает ребенку богатые возможности интеллектуального
развития: он учится строить разные конструкции одного и того же объекта
(например, здания, машины), самостоятельно преобразовывать их в высоту,
длину, ширину; сооружать различные конструкции одного и того же объекта в
соответствии с разными условиями их использования (мост для пешеходов,
транспорта; судно пассажирское, военное или грузовое); устанавливать связь
между формой предмета и его практическим назначением.
Творческая
активность проявляется также в способности детей планировать свою работу.
Дети учатся замысливать образ, искать средства его воплощения, продумывать
последовательность своей работы и добиваться результата. Все чаще в
высказываниях детей начинает звучать местоимение “Я”: “ Я нарисую так…, Я
сделаю это по-своему…, Я думаю…, Я видел…, Я чувствую…, Я могу…”. Это
говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в
своем мире.
У дошкольников пробуждаются чувства творческого удовлетворения (“я”
– декоратор, “я” – модельер, «я» - архитектор). В сотворчестве с другими
детьми стала ярче выступает индивидуальность каждого ребенка, особенности
творческого почерка, техника исполнения.
Мне было очень трудно выстроить свой доклад без опоры на программу
«Детский сад — Дом радости» Н.М.Крыловой, по которой мы работаем с 1995
года. Конструирование, по мнению Крыловой Н.М., играет центральную роль
среди детских занятий. Ведь в нем можно найти место практически всему: и
познанию мира, и трудовому обучению, и логическим головоломкам, и
математике, и эстетике, и самым разным формам и темам общения, н
налаживанию сотрудничества между детьми, и осмысление результатов
воплощения своего и общего замысла.
Обучение приемам конструирования начинается по программе Н.М.
Крыловой со второй младшей группы.
За каждым ребёнком закреплён
индивидуальный// именной// личный набор деревянного конструктора.
Немаловажное значение имеет создание содержание развивающей среды:
1)Конструктивный материал разных видов и вариантов .
2) Дидактический материал: схемы, чертежи, планы совместных
построек, карты города, альбомы с различными архитектурными
сооружениями, материалы для художественного конструирования.
3) Материал для обыгрывания: мелкие игрушки, атрибуты для создания
улиц, украшения.
4) Выделение в группе центра, пространства для развёртывания детьми
конструктивной деятельности.
5) Выставка.
Учитывая авторские подходы и количество конструкторов – в каждой
группе особая
организация предметно-развивающей среды. Прежде всего,
нужно определить, где детям удобнее будет играть с куклами, а где со
строителем, продумать такое расположение, чтобы постройки можно было
сохранять, чтобы обеспечить свободный доступ и что не мало важно собрать
его после использования, не нарушая порядка, последовательности и
принадлежности. Во всех возрастных группах дети строят из настольного и
напольного материала.
Для конструктивной деятельности как на полу, так и на столе созданы
специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические
тела (кубы, призмы, цилиндры, конусы, полушария, дополнительные и
вспомогательные материалы для украшения построек (пластины, доски, трубы,
арки и т. д.) Много дополнительных атрибутов для украшения построек
сделаны вместе с детьми (клумбы, деревья, фонтаны, фонари, речку и т. д.) из
бросового материала – бумаги, картона, ткани, фольги, катушек и др.
Строительный материал таит в себе огромные возможности и дает
развитию ребенка то, что не может дать ни одна другая игра.
Наши дети строят разнообразные здания (жилые дома, детские сады,
школы, заводы, вокзалы, театры, постройки для жизни животных (конюшни,
хлев, птичник, мосты пешеходные и транспортные, стадионы и т. д. В этих
играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, но и
реализуют свой творческий замысел. Дети строят деревню, город со своими
площадями, улицами, парками, набережными. А потом в течение длительного
времени (постройки сохраняются) обыгрывают их, достраивают или
перестраивают её (в форме сюжетно – ролевой, режиссерской игры).
Конструирование по программе «Детский сад — Дом радости» - удобная форма
организации проектной деятельности.
В своей работе придерживаемся принципов организации педагогической
работы по развитию конструирования: А) Последовательность, поэтапность. Б)
Использование сочетания разных форм конструирования (по подражанию, по
образцу, по условию, по замыслу, по теме, совместное конструирование). В)
Использование диалогической формы общения в процессе обучения
конструированию (диалог, эвристическая беседа, решение проблемных задач,
экспериментирование, проблемный показ, беседа-обобщение). Г) Сочетание
фронтальных, игровых, групповых и индивидуальных форм работы, форм
прямого обучения (занятие), совместной деятельности (с педагогами и
сверстниками), самодеятельности. Д) Обогащение знаний об окружающем. Е)
Формирование в процессе конструирования познавательных, персептивных,
интеллектуальных умений детей (ставить цель, формировать план).
Задача воспитателя - содействовать тому, чтобы ребёнок, открыв законы
красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой,
— научился придумывать и строить собственные дома и волшебные замки,
создавать свои архитектурные замыслы и реализовывать эти идеи в любых
доступных для этого материалах. Делать это и в прямом и в переносном
смысле. Причем Воздушные Замки приветствуются не менее, чем реальный
«домик из песка» или кубика.
В этом мы совершенно уверены. Научить человека быть в жизни
архитектором: строить планы и строить по плану — великое достижение
воспитателя, которое пригодится их ребенку на всем его жизненном пути